Новость опубликована 13/05/2020
«Айвазовский слова». Константин Станюкович, море и Севастополь

Галерея портретов, творения, событий и памятных мест


Друзья!

В путешествии по «крымскому следу» в русской культуре,  не будем покидать Севастополь, ставший центром внимания нашего предыдущего рассказа. Задержимся в нем и обратим свои взгляды на море и на русский флот, который невозможно представить без Крыма.

Вспомним, что благодаря воспоминаниям сестры милосердия Екатерины Бакуниной мы были свидетелями нескольких эпизодов Восточной войны (1853-1856). Да, именно так еще называется Крымская война, проходившая между Российской империей, с одной стороны, и коалицией, с другой.

Для справки: со стороны противника нашему государству противостояли силы Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму, поэтому в России война получила название «Крымской». Она была кровопролитной и завершилась поражением для России. Севастополь по договору  все же остался нашим, но пришлось пойти на ряд уступок, территориальных потерь. Как оказалось, флот срочно нуждался в реформах. Иначе – страдало как государство, теряя одну из своих опор, так и конкретные люди – от простых солдат и моряков до адмиралов.


Малоизвестный эпизод Крымской войны – участие в ней севастопольских мальчишек. Среди этих преданных своему городу и Российской империи маленьких героев был и одиннадцатилетний Константин Станюкович. Будущий писатель, открывший для русской литературы одну очень интересную, но не разработанную в ней ранее тему.

Константин Михайлович Станюкович родился в 1843 году в Севастополе, в семье морского офицера. Его отец в звании вице-адмирала, на момент начала Крымской войны был командиром севастопольского военного порта и военным губернатором города. Осенью 1854 года, в самом начале первой обороны Севастополя, маленький Костя наблюдал в подзорную трубу из своего сада манёвры эскадры врага на внешнем рейде, видел его движение  к Севастополю. Мальчик исполнял обязанности курьера при отце - адмирале, и, конечно, видел Корнилова и Нахимова. В дальнейшем старшего Станюковича переводят на службу в Петербург и семья покидает Севастополь. Свидетельство вклада маленького Станюковича в борьбу с неприятелем -  врученная ему позже  бронзовая  медаль на Андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853—1856 гг.» и серебряная медаль на Георгиевской ленте «За защиту Севастополя».


2


Старший Станюковича не сомневался,  что его сын продолжит флотскую династию их семьи (дед и прадед мальчика тоже были морскими офицерами ), поэтому отдает его в Морской кадетский корпус, а затем отправляет в трёхлетнее кругосветное плавание на корвете «Калевала». Казалось бы, такому юноше прямая дорога в герои-моряки, но его призванием становится литература. В возрасте 21 года он подаёт в отставку, что приводит к полному разрыву отношений между отцом и сыном и лишению молодого Станюковича наследства. Константин Михайлович берется за перо, но… не покидает морскую стихию. Из всех его произведений только треть будет связана с морской тематикой, но именно она  принесет автору не только всероссийскую славу, но и всемирную известность.

Тема моря и флота не пользовалась до Станюковича особым вниманием в нашей литературе. Страна, чьи морские рубежи тянулись на десятки тысяч километров, имеющая огромный флот и ряд замечательных кругосветных плаваний, не имела писателей-маринистов.

 «Константина Михайловича Станюковича по праву называют создателем новой области русской прозы – рассказов из жизни и быта моряков, «Айвазовским слова». Он развил сравнительно небольшой опыт своих предшественников в изображении морского пейзажа, населил его по-настоящему реалистическими образами людей, действующих в условиях, когда характер человека раскрывается с предельной ясностью и полнотой» (Борис Лавренев ( 1891-1959),  русский и советский писатель и драматург и поэт, военный корреспондент, уроженец Херсона.

Детские впечатления будущего писателя всегда были связаны с морем. Дом Станюковичей жил флотом. Первыми няньками и воспитателями ребенка были вестовые и денщики отца, простые русские люди в матросских форменках, несмотря на тяготы морской жизни, и нередко - унижения, сохранившие чувство человеческого достоинства, благородство сердца, чистый и светлый разум. В доме отца постоянно бывали офицеры Черноморского флота, участники знаменитых походов и битв русского флота. Их рассказами также заслушивался мальчик. Обогатило его новыми, яркими впечатлениями и трехлетнее морское путешествие (Китай, Япония, Индокитай...), и годы службы на флоте не прошли даром.


3


Лучшее из написанного Станюковичем - его «морские»  рассказы и повесть «Севастопольский мальчик». В них представлен ряд отдельных типов, фигур и характеров, которые, вместе взятые, составляют очень яркую картину морской жизни прежнего времени, отчасти вполне дореформенной эпохи, отчасти накануне и во время коренного преобразования морских порядков. Перед читателем проходит целая галерея «морских волков», суровых на вид, но часто с любящим сердцем. Главная особенность морских рассказов Станюковича - отсутствие предвзятости и глубокая любовь к изображаемому быту. «Можно сказать, что Станюкович так же открыл читателю русского матроса, как Тургенев в «Записках охотника» открыл русского крестьянина». (Борис Лавренев)

Глубоко человечный и трогательный образ матроса создан Станюковичем в рассказе «Максимка». «По обыкновению русских простых людей, он стыдился перед другими обнаруживать свои чувства и, вероятно, поэтому объяснил матросам желание «доглядывать» за Максимкой исключительно тем, что «арапчонок занятный, вроде облизьяны, братцы». Однако на всякий случай довольно решительно заявил, бросая внушительный взгляд на матроса Петрова, известного задиру, любившего обижать безответных и робких первогодков матросов, — что если найдется такой, «прямо сказать, подлец», который завидит сироту, то будет иметь дело с ним, с Иваном Лучкиным… Забижать дитё — самый большой грех… Какое ни на есть оно: крещеное или арапское, а все дитё… И ты его не забидь!»

В произведениях Станюковича есть и образы офицеров,  как подлых и жестоких людей, так и мудрых и благородных.

Он констатирует факты рукоприкладства, которое встречается в военной среде. «Одно слово… лев был!.. Одному в ухо, другому, третьему, да так отчещет десятка два, будешь, голубчик, помнить… И рука ж была у него! Ка-а-а-к саданет, — в глазах пыль с огнем — и морду вздует…».(«Матросский линч»)

И с симпатией запечатлевает передовое офицерство, мыслящее, несущее в морскую службу гуманные начала. Как, например, в повести «Вокруг света на «Коршуне». « Каждый теперь ждал смерти... Вдруг кто-то крикнул: «Судно!» Мы все впились в море... Действительно, к нам приближался парус. Мы увидали бриг. Крик радости вырвался у всех... Но вообразите себе, господа, - продолжал капитан, - бриг подошел, вдруг повернул от нас и скоро скрылся. - О, какие мерзавцы! Под каким флагом был бриг? - спросил кто-то. - Он не поднял, господа, флага и поступил, по-моему, предусмотрительно: по крайней мере, по нескольким выродкам человечества мы не будем позорить нацию, к которой они принадлежат.»

Станюкович был прекрасным художником моря, глубоко чувствовал его стихию. «Небольшой, весь черный, стройный и красивый со своими тремя чуть-чуть подавшимися назад высокими мачтами, сверху донизу покрытый парусами, «Забияка» с попутным и ровным, вечно дующим в одном и том же направлении северо-восточным пассатом бежит себе миль по семи - восьми в час, слегка накренившись своим подветренным бортом. Легко и грациозно поднимается Забияка с волны на волну, с тихим шумом рассекает их своим острым водорезом, вокруг которого пенится вода и рассыпается алмазною пылью. Волны ласково лижут бока клипера. За кормой стелется широкая серебристая лента.» («Максимка»)


4


Особое место в творчестве писателя занимает тема Крымской войны и обороны Севастополя. Этой теме посвящены такие произведения как  «Отставной солдат», «Дедушка Лунь», «Побег», «Кириллыч», «Маленькие моряки». Их художественным синтезом стала повесть «Севастопольский мальчик». Книгу можно считать записками очевидца. Главные герои книги - двенадцатилетний сирота Маркуша и старый яличник (ялик – легкая лодка с веслами) Степан Трофимович Бугай, приютивший мальчика и взявший его  к себе рулевым. Читатель видит события севастопольской эпопеи их глазами – глазами старика и ребёнка. Героизм и самоотверженность солдат, матросов, боевых офицеров. Трусость и эгоизм карьеристов, показных героев, бесталанных сумасбродов.  И конечно, легенда, идеал русского офицерства того времени: «Нахимов разговаривал с солдатами с уважением. Обожаемый матросами за справедливость, доступность и любовь к простому человеку, уважаемый как лихой адмирал...» «Ну дяденька, ...И какой Нахимов простой, ...И какой добрый, ...И как наградил!...»

Повесть очень драматична, а язык ее сочен. В свое время она была одним из самых популярных произведений о первой обороне Севастополя.

Для Станюковича «Севастопольский мальчик» - не просто приключенческая книжка из военной жизни. Уже хотя бы потому, что она имеет документальную основу  и массу цитат из мемуаров участников событий и работ военных историков. В  повести появляются исторические персонажи - адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов, командующий русской армией А.С. Меншиков и сменивший его на этом посту М.Д. Горчаков. Не выдуман и мальчик. Ведь Станюкович и сам был свидетелем начала войны и помогал, чем мог. А в летопись обороны Севастополя вошли имена многих юных героев, среди которых были мальчишки и 10-и, и 14 лет, помогавшие, например, артиллеристам (нередко своим отцам) на бастионах. Главное в «Севастопольском мальчике» - это неприятие войны и осознание её бессмысленности.  

С «Севастопольским мальчиком» Станюковича надо обязательно знакомить те поколения, которым «Войну и мир» Толстого читать еще рано. Пытаясь понять происходящее, Маркуша обращается к взрослым с  вопросом, которым герои Толстого задаются на Бородинском поле: «Зачем, для кого убивать и быть убитому?» Из разговора, который происходит между ним и раненым матросом, становится очевидным, что причины кровопролития одинаково непонятны им обоим. В то же время, когда Маркушка приходит на батарею, где когда-то служил его отец, и начинает помогать канонирам, он сам делает  то, что делают все - убивает людей, и гордится тем, что  он, мальчик, делает это. Он отлично стреляет из мортирки и злорадно радуется, когда бомба падает на неприятельскую батарею. И в то время никакой внутренний голос не шепчет ему: «Что ты делаешь, Маркушка? Опомнись!».  Эта охваченность войной в сочетании с сиротством (мать умерла от чахотки, отец – от осколочного ранения, убит и старик –яличник) напоминает о мальчике, который появится почти через 100 лет, в повести «Иван» Константина Богомолова. Оба были общими любимцами, Маркуша - среди артиллеристов, Иван – в группе разведчиков.


5


Мальчик из середины 19-го века, остается жив, в отличие от его сверстника из середины 20-го.  Однако финал повести о юном севастопольском герое не похож на безусловный хэппи-энд.  Севастополь оставлен русскими войсками. Маркушку взял на воспитание артиллерийский офицер. И однажды утром мальчик, проснувшись, ощущает, что его переполняет радость: оттого, что долгая одиннадцатимесячная осада осталась позади, оттого, что небо синее, а солнце яркое, оттого, что ему двенадцать лет.

Удивительно то, что поворот в сторону морской темы в творческой судьбе Станюковича случился именно благодаря воспоминаниям детства и юности, нахлынувшим на него в сибирской ссылке. Все, кто писал о биографии Константина Михайловича, называли это чудом. «Писатель, печатавшийся уже более двух десятков лет, вдруг получил как бы второе дыхание, вторую литературную молодость, притом более цветущую, чем первая. Забыв все, в какой-то великолепной одержимости, в том счастливом состоянии, в каком образы, мысли и их оболочка - трудные и капризные слоя богатого русского языка - приходят в желательное соответствие, в состоянии, какое называется старомодным словом «вдохновение», Станюкович в короткое время словно выплеснул из себя впечатления недолгой своей флотской службы» Автор этих слов - Леонид Соболев (1898-1971), писатель, журналист, военный корреспондент, капитан II ранга (моряк, участвовавший в сражениях и императорского, и советского флотов). В своем очерке о Станюковиче, он, не раз прибегая к образам моря и корабля, пишет, что «по суровому закону отбора память столетий сохраняет имена главным образом тех, кто первым сказал нечто новое, кто повернул корабль на неизведанный курс»


6


В своем понимании морской стихии и флотской службы Станюкович категоричен и может показаться старомодным, хотя … и сейчас среди людей, связавших свою судьбу с морем (езжайте хоть на Черное, хоть на Белое), есть те, кто согласятся со словами из повести  «Вокруг света на «Коршуне». «С морем нельзя криводушничать… К нему не подольстишься…в океане надо иметь смелую душу и чистую совесть...Морской человек Бога завсегда должен помнить. Вода — не сухой путь. Ты с нею не шути и о себе много не полагай… который человек на море бывал и имеет в себе понятие, тот непременно должен быть и душой прост, и к людям жалостлив, и умом рассудлив, и смелость иметь по той причине, что на море смерть завсегда на глазах».

 

Источники:

ВикиЧтение  |  Литературный клуб  |  Библиохроника


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться