Новость опубликована 15/06/2020
Уральские следы по миру

Занимательное краеведение. Следы уральских мастеров по миру


Говорят, история циклична, в конце XVII века перед Россией стояли такие же задачи, как и сейчас. Необходимо было развивать импортозамещение, дело в том, что железо нам тогда приходилось покупать у Швеции (своей руды не хватало). А молодому амбициозному правителю Петру I хотелось своего родного металла на развитие страны. И тут, на счастье правителя, с Урала пришли благие вести: «Обнаружены богатые залежи руды». С тех пор на Урале стали возводиться передовые железоделательные заводы. А самым успешным и оборотистым заводопромышленником оказался оружейник Никита Демидов. Он получил от Петра I казенные Верхотурские железные заводы в благодарность за дешевые, но на редкость качественные ружья, которые поставлял российской армии.

 

1


Дело было поставлено на такую широкую ногу, что новые месторождения руды на Урале открывались постоянно. О железных богатствах местных земель даже начали слагать легенды. Одна из них гласила, что якобы в 1735 году здешний охотник нашел гору, богатую железняком, потому что выпущенную им стрелу притянуло к ней, как магнитом. Заказы со всего мира стали поступать на Урал тоже, будто их притягивало сюда магнитом.

Вся Европа закупала наш металл! Англичане в XVIII веке железа не выплавляли. Лишь к началу XIX века они смогли заменить древесный уголь на каменный. А до тех пор закупали железо у России. После пожара 1834 года крышу Вестминстерского дворца покрыли тагильским кровельным железом.

 

2


К слову, за границей уральское железо не только покупали, но и подделывали. Известность уральского качества была столь высокой, что другие страны готовы были переплачивать за него.

В 30-е годы XIX века англичане построили в море на ионических островах (группа островов в юго-западной части Греции) завод, куда привозили английское железо, ставили на него уральский штемпель и продавали на восток по завышенной цене. К счастью, мошенников быстро раскусили.

Срывание масок с мошенников произошло как раз вовремя. Иначе уральские металлурги могли бы лишиться заказа мечты. Им поступило предложение отлить для США легендарную Статую Свободы!

Правда, тут надо уточнить. Американцы возводили лишь пьедестал на острове Бедлоу. А саму фигуру женщины в короне и с факелом в руке делали французы, как подарок к столетию со дня заключения Декларации Независимости США. К слову, железа понадобилось так много (204 тонны), что французы на 10 лет опоздали с подарком. Но ведь главное, что все-таки удалось осуществить задумку! В итоге в 1884-м году статую в разобранном виде на фрегате «Изера» доставили в Новый Свет.

 

3


Чтобы собрать фигуру, понадобилось еще четыре месяца. На торжественном открытии присутствовали тысячи зрителей. Они диву давались, как махина с факелом блестит на солнце. Но блестела она временно. Вскоре медь окислилась, и Статуя Свободы получила свой знаменитый зеленоватый оттенок.

 

4


В 1887-м году во Франции началось свое грандиозное строительство. К Всемирной выставке 1889 года ведущих французских инженеров пригласили поучаствовать в конкурсе. Они должны были предложить проект такого сооружения, которое бы демонстрировало технологические достижения страны. Вариантов было множество – всего 107. Одни инженеры предлагали соорудить в Париже гигантскую гильотину, как напоминание о Великой французской революции, другие настаивали, что самому романтичному городу мира, страсть как необходим огромный каменный обелиск, точь-в-точь, как тот, что подпирает небо в Вашингтоне. Но выбор жюри в итоге пал на проект высотной башни инженерного бюро Гюстава Эйфеля.

 

5


Любопытная деталь. Незадолго до этого Гюстав Эйфель помогал строить Статую Свободы. По одной из версий, занимаясь проектом массивной стальной опоры и промежуточного каркаса гигантской медной скульптуры, он был настолько поражен качеством уральского металла, что именно его и решил использовать при создании своей башни.

Строительные работы велись два года. В них было занято больше трехсот рабочих. При возведении сооружения Эйфель использовал множество хитростей. Так, отверстия для заклепок на деталях, его подчиненные просверлили еще на земле. А все детали были относительно легкими – весом не более трех тонн. Всего же понадобилось порядка 18 тысяч металлических деталей из уральского металла и 2,5 миллиона уральских заклепок, чтобы башня не развалилась!

 

6


Изначально планировалось, что диковинное сооружение простоит 20 лет, после чего его демонтируют. Но с уральским качеством «железная дама», как прозвали башню французы, и ныне стоит на своем законном месте.

Многое великий Урал и его жители дали нашему миру.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться