Новость опубликована 19/03/2023
«Дымное небо войны» – памяти нашего земляка Григория Речкалова

В период с 1941 по 1945 годы 376 тысяч свердловчан ушли на фронт. Каждому третьему из них так и не суждено было вернуться с поля боя, но 215 человек стали Героями Советского Союза, а двое отважных бойцов получили это звание дважды: это Михаил Петрович Одинцов и Григорий Андреевич Речкалов, о котором пойдет речь в лонгриде


Григорий Андреевич родился 9 февраля 1920 года неподалеку от Ирбита в деревне Худяково, которая теперь стала посёлком Зайково. Окончив среднюю общеобразовательную школу, он, еще будучи подростком, некоторое время работал электромонтером, прежде чем поступить в Свердловское ФЗУ. Именно оттуда по комсомольской путевке будущий ас отправится в Пермскую военную школу летчиков, которую успешно закончит в 1939 году. Затем, уже в звании младшего лейтенанта, Григорий по распределению попадает в 55-й истребительный авиаполк, подаривший стране немало прославленных летчиков.

В распоряжение своего полка Речкалов прибыл только 22 июня 1941 года из Одессы, где был списан врачебной комиссией по причине дальтонизма. Однако, начальник штаба даже не посмотрел на справку и дал Георгию первое задание, ставшее для него настоящим боевым крещением. Летчику удалось не только успешно справится с поставленной задачей, но и спасти своего товарища. 

Отражать атаки противника будущему герою предстояло на не самой совершенной по тем временам машине – это был биплан И-153. Но благодаря мастерству Григория, уже в первый месяц ему удалось сбить три немецких истребителя. Однако вскоре Речкалов получает серьезное ранение правой ноги, которое потребовало проведения сложной операции и вывело его из строя почти на год. 

Оказавшись в апреле 1942 в запасном авиаполку, Григорий сбегает оттуда, вернувшись в свой теперь уже 16 полк где осваивает поставленный американцами истребитель Bell P-39 «Аэрокобра».

Данная машина в рамках второй мировой войны оказалась одной из самых неоднозначных: американцы отказались от неё, на что безусловно были свои причины, такие как чрезвычайная капризность и требовательность к опыту пилота. В неумелых руках Кобра то и дело норовила сорваться в плоский штопор и разбиться еще до вступления в бой. По этой причине многие сейчас полагают, что США просто отдали нам никуда не годную технику, но стоит заметить, что Григорий Андреевич за первые две недели эксплуатации нового истребителя сбил 19 штук вражеских машин. Когда же после войны его спросили, что он больше всего ценил в «Аэрокобре», то Григорий ответил, что больше всего летчиков выручала радиосвязь, которой были оборудованы самолеты. Благодаря тому, что пилоты могли постоянно переговариваться, словно по телефону, для них практически не было неожиданностей.

К концу войны на «Кобре» Речкалова красовались 56 звезд, которые символизировали 53 личные победы аса, а так же 3 групповые, всего же побед было 61. Неудивительно, что он стал вторым по результативности летчиком среди союзников, но считается, что именно число сбитых вражеских самолетов стало причиной конфликта с командиром дивизии Покрышкиным. 

Вот что, по словам дочери Речкалова привело к ссоре двух асов: однажды Григорий обнаружил, что сбитые им три самолета были приписаны Покрышкину, и когда он напрямую заявил об этом, ему тут же закрыли доступ к архивам ЦАМО, а его имя в печати стало все реже упоминаться. Надо заметить, что спор возник не на ровном месте: за каждые три сбитых истребителя летчика приставляли к правительственной награде, а звание героя пилот мог получить в первый раз за 10 побед, второй за 30, и третий за 50. Кроме того, за каждый сбитый самолет полагалось денежное вознаграждение в размере 1000 рублей. Поэтому, нет ничего удивительного, что Речкалов так старался отстоять свою правду, и со слов родных Григория, мнения по поводу того, что 3 сбитых им самолета были приписаны Покрышкину, он придерживался до самой своей смерти в 1990 году.

После войны Григорий Андреевич окончил Военно-Воздушную академию в 1951 году и приступил к командованию 144-й истребительной авиационной Хинганской дивизией на Сахалине. В запас он был уволен в 1959 году, и после завершения службы и переезда в Москву поступил на факультет журналистики МГУ. Впоследствии из-под его пера выходит несколько книг, посвященных военной авиации, среди которых: "В гостях у молодости" (1968), "Дымное небо войны" (1968), "В небе Молдавии" (1979).

Григорий Андреевич внес свой значительный вклад в борьбу с захватчиками, стал одним из лучших асов СССР, а так же был дважды награжден медалью героя Советского Союза не смотря на заключение врачей. Кроме того, на его счету орден Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Красной Звезды и девять медалей.

Но при всех, столь немалых заслугах создавалось впечатление, что о Речкалове хотели как можно скорее забыть. Примечателен случай произошедший в 1972 году, когда созданный в здании бывшей школы народный музей памяти Григория был ликвидирован властями, в оправдание себе заявившими: здание было нужно сельской милиции. Справедливость была восстановлена лишь в 2008 году силами американского консульства, так как в мире не было другого летчика, который бы одержал столько побед на американских самолётах.

И все же, несмотря на все попытки незаслуженно предать память о Речкалове забвению, о нем говорят до сих пор, ведь он был одним из тех, кто в буквальном смысле слова сумел отстоять мирное небо над своей страной.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться