Новость опубликована 19/04/2024
Виктор Астафьев. Биография и творчество

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – советский писатель, драматург, сценарист. Член Союза писателей СССР, Герой Социалистического труда, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих Государственный премий.


Родился Виктор Астафьев в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края, в ночь на 2 мая 1924 года. Его родители, отец Петр Павлович и мать Лидия Ильинична, работали на мельнице, которая когда-то принадлежала деду Виктора Астафьева. Когда мальчику было семь лет, его отца осудили за вредительство и порчу социалистического имущества – Петр Павлович по недосмотру устроил аварию на мельнице. Как врага народа его отправили в Карелию строить Беломорканал. Эта ссылка повлекла за собой трагическую смерть матери. Отправляясь на очередное свидание с мужем, лодка, на которой она плыла, перевернулась, и Лидия Ильинична утонула.

Воспитывался маленький Витя в семье дедушки и бабушки, Ильи Ефграфовича и Екатерины Петровны Потылицыных, которые своим вниманием и заботой скрашивали его сиротское детство. Уже в раннем возрасте мальчик сочинял разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Астафьев говорил, что бабушка была ему «и отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня!» О тех годах писатель всегда вспоминал с особой теплотой, как о самом счастливом отрезке своей жизни. Позже в автобиографичной повести «Последний поклон» Виктор Петрович описал свое детство, проведенное в доме бабушки.

Судьба Астафьева схожа с судьбами его сверстников. В 30-е годы, омраченные голодом, репрессиями, многие дети становились сиротами. Витя Астафьев оказался сиротой при живом отце: тот, вернувшись из заключения, вновь женился и совершенно не интересовался старшим сыном, впрочем, как и остальными детьми. С мачехой у Виктора не сложилось хороших отношений. Он часто сбегал из дома, бродяжничал. И вскоре оказался в Игарском детском доме.

Жизнь в детском доме не была легкой. Единственной радостью и поддержкой для него были книги, которые подросток читал запоем. Именно в детском доме Виктор Астафьев встретил людей, которые оказали значительное влияние на формирование его личности. Это директор детского дома Василий Иванович Соколов, который заставил Астафьева поверить в себя и свое высокое предназначение. И, конечно, учитель русского языка и литературы Игнатий Дмитриевич Рождественский, который пробудил в будущем писателе любовь к русскому слову и страстную жажду творчества.

В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и он поступил в школу фабрично-заводского обучения на составителя поездов. По ее окончании работал сцепщиком поездов, и некоторое время даже занимал ответственный пост дежурного по вокзалу.

Но мирная спокойная жизнь и самые дерзкие мечты – все рухнуло в один миг. Война! Она во многом определила судьбы поколения Виктора Астафьева. Виктор Астафьев, работая на железной дороге, имел бронь, но однажды он на станции увидел умерших от голода эвакуированных и записался добровольцем на фронт.

В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне Виктор Петрович освоил разные специальности: разведчик, водитель и связист. Астафьев награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Осенью 1944 года для Астафьева война закончилась – он был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. Там он встретил свою будущую жену — медсестру Марию Корякину. Впоследствии она стала редактором, читателем и наборщиком его произведений.

Мирную жизнь будущий писатель начал на Урале, в Чусовом. В послевоенную жизнь он входил очень трудно. Виктор Петрович очень хотел поделиться накопленными впечатлениями, рассказать о пережитом. На себе испытав все тяготы войны, Виктор Астафьев имел полное право рассказать о ней, но долгое время откладывал этот тяжелый разговор с читателем, «боясь ненужных, неумелых слов». Он считал себя недостаточно подготовленным для литературной работы, ведь образования у него было всего шесть классов, да и писал он с ошибками.

Мечтая о литературном поприще, Виктор Петрович вернулся на железную дорогу. Но работать сцепщиком поездов уже не мог. Из-за тяжелого ранения он лишился зрения на один глаз. Будущий писатель сменил несколько профессий: был он и литейщиком, и слесарем, и подсобным рабочим, и кладовщиком. Но ранения давали о себе знать – тяжелая работа была ему противопоказана. Виктор Петрович устроился вахтером в колбасный цех. Работа была неинтересная, скучная. Единственное, что на тот момент приносило Астафьеву удовольствие – это посещение литературного кружка при местной газете «Чусовской рабочий». Однажды на заседании кружка местный писатель прочитал свой рассказ о летчике, который «сбивал и таранил фрицев как коршун». История была, по мнению Астафьева, совершенно нереалистичная – сплошная фальшь и приукрашивание войны. Его негодованию не было предела. Тогда обиженный автор предложил Астафьеву написать правдоподобное произведение о войне. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики, прямо на страницах вахтового журнала Виктор Петрович написал рассказ «Гражданский человек», позднее названный «Сибиряк», о судьбе погибшего боевого друга.

Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в городской газете «Чусовской рабочий». Дебют начинающего 27-летнего прозаика оказался успешным. Астафьев стал сотрудником местной газеты «Чусовской рабочий», для которой писал репортажи и статьи. У Виктора Петровича начался новый, очень напряженный и сложный отрезок жизни: днем – работа в газете, а ночью, когда уснут дети, он писал рассказы. Вскоре стало понятно, что в литературу пришел писатель большого жизненного опыта и щедрого таланта. В 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Тема военного патриотизма и описание деревенского быта стали ведущими темами творчества Астафьева.

В 1957 году писатель создает цикл рассказов о собственном детстве, составивших впоследствии книгу «Последний поклон». Астафьев становится известным, его печатают в центральных журналах и издательствах.

1958 год стал для писателя очень удачным – вышел его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок, и за активную литературную деятельность Астафьева приняли в Союз писателей СССР. В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад». В последней повести опять возвращается писатель к теме войны.

 

Но Виктор Петрович чувствовал нехватку хорошего образования. Желая повысить культурный уровень, Астафьев начал усиленно учиться, самостоятельно постигая тонкости русского языка. В 1959 году он поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. В столице Виктор Петрович попал в новую, непривычную культурную среду. Он посещал выставки, концертные залы, театры, общался с коллегами по цеху – «все-все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию», – как говорил сам писатель.

Закончив обучение, в 1962 году Виктор Астафьев с семьей переехал в Пермь. Его друг, главный редактор «Пермского книжного издательства» Борис Назаровский, помог писателю купить небольшой дом в уральской деревне Быковка. 60-е годы были очень плодотворными для писателя. Астафьевым была дописана повесть «Кража».

Из-под пера Астафьева появляются новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон»: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Запах сена», «Деревья растут для всех», «Осенние грусти и радости» и т.д. Выросший рядом с уникальной природой, Астафьев чувствовал и изображал её с мастерством художника.

В 1969 году Виктор Астафьев переезжает в Вологду, которая снискала к тому времени славу одного из главных литературных центров нашей страны. В Вологде Астафьев пробует себя в драматургии – им написаны пьесы «Прости меня» и «Черемуха».

23 декабря 1975 года Виктор Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка».

В 1977 году была опубликована повесть «Царь-рыба», которая стала визитной карточкой писателя и прославила его на весь мир. Автор показал жизнь современной сибирской деревни, описал ее с самой нежной любовью и самым горьким негодованием. Когда ничего не говорили об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести кричал о беде. Он говорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности, о людях, которые знают и ценят природу и мирно уживаются с ней.

Эта книга давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье. Еще бы – ведь цензурой были удалены некоторые главы повести. По этой ли причине или нет, но автор эту повесть не очень любил.

В конце 70-х и начале 80-х Виктор Петрович вернулся в Красноярский край. Зимой он жил в городе, а как только теплело, отправлялся в родную Овсянку, где продолжал трудиться. В январе 1986 года в журнале «Октябрь» опубликовали книгу Астафьева «Печальный детектив». Если раньше Виктор Петрович воспевал деревню, то в этом произведении показал ее неприглядные стороны. Астафьева упрекали за мрачность романа: в «Печальном детективе» автор показал бюрократию и преступность начала 1980-х годов.

Письма ветеранов помогли Виктору Петровичу создать настоящий роман о войне «Прокляты и убиты». Роман «Прокляты и убиты» – одна из сильнейших вещей, которые когда-либо были написаны о войне. Литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» – это «самая мучительная в русской литературе книга».

Автор обнажил такие факты, о которых не принято было говорить. Он писал о той войне, которую видел и в которой участвовал. Писал про то, в каких чудовищных условиях приходилось существовать новобранцам, которые ещё и до фронта-то не дошли – сидели в учебных лагерях. Как эти мальчишки мучились там от болезней и голода, заедаемые вшами и крысами, обворованные своими же однополчанами-урками. Это горькая правда о страданиях солдат-штрафников, жертв бессмысленной жестокости советской репрессивной системы.

Первая часть романа вышла в 1992 году, вторая – в 1994. Третью часть прозаик так и не успел завершить.

Писатель не ушел от военной темы: в 1990-х годах он создал повести «Обертон», «Так хочется жить» и «Веселый солдат», продолжил писать роман «Прокляты и убиты». В 1997–1998 годах в Красноярске выпустили 15-томное собрание сочинений Астафьева с комментариями автора. В 1999-м писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

29 ноября 2001 года Виктор Астафьев умер. Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки, рядом с дочерью Ириной.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться