Со школы нам известна бесчеловечная греческая традиция избавляться от физически слабых младенцев. Предлагаем проследить эволюцию отношения общества к людям с ОВЗ
Латинское слово invalidus буквально переводится, как «бессильный, недействительный». Уже из этого определения становится ясно, что античное общество рассматривало людей с инвалидностью, как диссонанс с гармоничной моделью мира греков, культом физического и духовного совершенства.
«Кто в положенный срок не способен жить, не надо и лечить, потому что этот человек бесполезен для общества» - Платон, философ
В Древнем Риме инвалиды причислялись к негражданам и лишались каких-либо прав.
«Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а, руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового» - Сенека, философ
В Средние века в центр европейского мироздания попадает Христос и понятие греховности человеческой природы. Для спасения бессмертной души, необходимо усмирить порывы грешной плоти. Богоугодным считается искупление грехов трудом, молитвой и скромной жизнью. Все нездоровье считается божьей карой за грехи.
Но войны и эпидемии поставляли в ряды инвалидов все новых и новых членов. Общество уже не могло игнорировать страдающих людей. Появляются дома для душевнобольных, заполняемые неугодными и больными, лечение в которых больше напоминает пытки, чем медицинскую помощь. Великая Инквизиция преследует не только инакомыслящих, но и инаковыглядящих
«Друг мой, Господу Богу было угодно, чтобы ты заразился сей болезнью, и великой осеняет тебя Господь благодатью, желая покарать за то зло, какое ты совершил в мире» - запись в требнике венской церкви
В Эпоху Возрождения снимается запрет на изучение человека. Люди с инвалидностью становятся интересны разным исследователям тела и души. В XIV веке появляются первые педагогические идеи об индивидуальном подходе в обучении детей с особенностями развития.
В дальнейшем роль наук возрастает, тело и мозг человека неустанно исследуются, таким образом, божьи кары трансформируются в медицинские задачи. Естественнонаучный подход уже начал формироваться, но до милосердия было еще очень далеко.
С конца XVIII века создаются так называемые богодельни для умалишенных, напоминающие больше тюрьмы, чем лечебные заведения.
В Новейшее время получают развитие инновационные научные направления: психоанализ, экзистенциализм, постмодернизм и др. В первые десятилетия XX века в Европе формируется система учреждений для обучения детей-инвалидов, во многих странах меняется к лучшему отношение к взрослым с инвалидностью.
Но с началом нашествия фашизма хрупкая структура милосердия рисковала исчезнуть полностью. Гитлеровская идеология превосходства арийской расы рассматривала остальные народы исключительно с точки зрения порабощения или полного уничтожения. Так же истреблению должны были подвергнуться некоторые социальные группы, в число которых входили и инвалиды.
Итоги Второй Мировой войны заставили страны кардинально пересмотреть свое отношение к ценности человеческой жизни. Все группы, в том числе и инвалиды были признаны частью общества, которой необходимо уделять внимание, оказывать помощь и поддержку.
Ближе к концу XX века люди с ОВЗ стали рассматриваться как полноценные члены общества с такими же правами и ответственностью, как все граждане. У них есть определенные потребности, которые общество должно удовлетворять, как удовлетворяет потребности остальных групп, но они должны по возможности участвовать в жизни общества.
3 декабря отмечается во всем мире как Международный день инвалидов. Его цель — продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечени внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.