15 мая 1942, 75 лет назад, состоялся первый в СССР полет самолета с реактивным двигателем.


В годы Великой Отечественной войны в Свердловск было эвакуировано много научных организаций из Москвы и Ленинграда, в том числе - НИИ ВВС (в поселке Кольцово), Военно - воздушная инженерная академия им. Н.Е.Жуковского (во Дворце пионеров). Конструкторское бюро В.Ф.Болховитинова, обосновавшееся в поселке Билимбай, работало над созданием самолета с реактивным двигателем. В апреле 1942 первый самолет был доставлен из Билимбая в поселок Кольцово для испытаний. Испытательный полет должен был совершить летчик- испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Это событие описал Борис Черток, ученый, конструктор космических аппаратов, в книге "Ракеты и люди".

"Рев двигателя над затихшим аэродромом и яркий факел возвестили начало новой эры. Сотни людей 15 мая 1942 года наблюдали, как самолет стал быстро разбегаться по взлетной полосе. Он мягко оторвался от земли и взлетел с резким набором высоты... весь полет продолжался 3 минуты 9 секунд. За 60 секунд была достигнута высота 840 м. при максимальной скорости 400 км/ч..."

Истребитель БИ - 1 (Березняк, Исаев - конструкторы самолета) открыл новую эру - эру реактивной авиации.