ГРАХОВ Анатолий Андреевич (1923-2011)

Анатолий Андреевич ГРАХОВ - один из крупнейших отечественных фотографов-документалистов, более 35 лет проработавший собственным корреспондентом Телеграфного агентства СССР, он много лет трудился в штате «Науки Урала».
Хроника научной жизни в его исполнении — образец мастерства фотокорреспондента: Анатолий Андреевич чувствовал нерв события, умел уловить динамику, найти нужный ракурс и соотношение света и тени. Но все профессиональные приемы были для него лишь средством показать главное: не просто миг жизни, событие — но событие в его человеческом измерении. Он любил и умел снимать людей: за работой, в общении, в движении — в момент проявления натуры, характера, таланта. Именно поэтому — как сегодня признают и коллеги, и широкий зритель — ему удалось запечатлеть эпоху, шесть с лишним десятилетий истории страны.

Анатолий Андреевич Грахов родился в 1923 г. в удмуртском селе Грахово. Его мама Антонида Яковлевна родила и воспитала одиннадцать детей. Конечно же, в нужде, впроголодь, но, видимо, правильно воспитала. Анатолий окончил железнодорожную школу ФЗО в Красноярске, успел поработать стрелочником, то есть почувствовать себя уже не крестьянином, а частицей рабочего класса. С первых дней Великой Отечественной войны он настойчиво добивался отправки в действующую армию, выучился на связиста и с 1943 по 1945 г. воевал на Калининском фронте, командовал взводом связи и за участие в форсировании Западной Двины был награжден орденом Красной Звезды. Именно боевая обстановка выявила качества, впоследствии так пригодившиеся сотруднику ТАСС: смелость, трудолюбие, общительность, смекалку и находчивость в «пиковых» ситуациях.

В феврале 1945 г. под Кенигсбергом Грахов был тяжело ранен, лечился в госпиталях Перми и Свердловска, затем служил в Харбине и только в 1947 г. по состоянию здоровья демобилизовался. В том же году в газете «Уральский рабочий» был опубликован его первый фоторепортаж — с уборки урожая в Бисертском районе.

Анатолий Андреевич вспоминал, как однажды на фронте, переплывая под обстрелом реку, он вдруг подумал: «Хоть бы кто нас сфотографировал в эту минуту — ведь может случиться, что и не доплывем…». Он доплыл. Вернулся с войны и… стал фотографом. Работал всегда с полной самоотдачей, старался и успеть первым, и снять — не только быстро, но и наилучшим образом. В 1955 г., когда Анатолий Грахов был принят стажером в ТАСС, из 100 присланных им в первый же месяц снимков 35 пошли в печать — до сих пор никем не побит этот своеобразный двойной рекорд производительности и качества.

Конечно же, выполняя репортерские задания в 1950–1980-е годы, он снимал в соответствии с официальной идеологией «успехи» и «вехи»: сельские угодья и передовые животноводческие комплексы, металлургические и машиностроительные цеха, строящиеся городские кварталы, транспортные магистрали… Но, разумеется, не только сейчас, но даже и в те годы качество работ, индивидуальный почерк автора снимков определялись не этим. Фотографии Грахова — особенно сегодня, при ретроспективном взгляде — говорят сами за себя, живут своей жизнью, благодаря содержанию, вложенному в каждый кадр уже в момент его создания. В них дух времени выражается через сюжет, сюжет так или иначе высвечивает характер (если в кадре есть человек) либо настроение, состояние, эмоцию (в пейзажах, интерьерах и т.д.). Подлинность момента, мысль и чувство персонажа и… присутствие «за кадром» автора, но не в качестве режиссера-постановщика, а как свидетеля, способного остановить мгновенье. «Фотография хороша, когда читается без подписи. А лучшие кадры получаются, когда фотограф становится «невидимым» для героев…» — поясняет мастер в одном из интервью. Он всегда настаивал на особой роли сюжета в фотографии, но кроме того, несомненно, обладал и психологической проницательностью. Им создано немало ярких, выразительных портретов современников, земляков-уральцев: крестьян и рабочих, спортсменов и артистов, с особой сердечностью — детей и стариков. В недавние годы, поездив по миру, Грахов воспользовался возможностью поснимать парижан, лондонцев, египтян. И к каждому у него — свой подход, свой способ выявить и запечатлеть главное в человеке: не только лицо и жест, но — натуру и судьбу. Ему доводилось снимать и знаменитостей, причем зачастую эти люди были действительно любимы широкой публикой, народом. Фидель Кастро, Джавахарлал Неру и Индира Ганди, Аркадий Райкин и Муслим Магомаев, Евгений Евтушенко и Чингиз Айтматов, цвет уральской интеллигенции второй половины XX века, в том числе и крупнейшие ученые УНЦ — УрО РАН… Это не просто снимки из разряда «я там был и я его видел», это, повторюсь, психологически точные зарисовки, иногда — с долей юмора, часто — с искренней симпатией к собеседнику. Вспоминают все, кому приходилось беседовать с ним за просмотром архива, насколько живо, образно рассказывал Анатолий Андреевич о тех, кого снимал, о том, как снимал и где, на какие ухищрения приходилось идти ради удачного кадра. Рассказчиком он был замечательным и в других ценил остроумие и независимость суждений.

Последние годы стали для мастера по-своему плодотворными: может быть, он уже не снимал столько, как прежде, зато подготовил несколько персональных выставок и издал 7 авторских альбомов. В 2009 г. за фотоальбомы «Свердловск» и «30 лет в ТАСС» Анатолий Грахов был награжден премией Губернатора Свердловской области. Последним прижизненным изданием стала книга «Фотобиография» — не в строгом смысле альбом, а летопись жизни фотографа, представленная его работами в сопровождении комментариев А. Застырца. Автор еще успел побывать на ее премьере в Музее писателей Урала, поговорить с читателями, коллегами, старыми друзьями, услышать восторженные отзывы. Никто не мог и предположить, что скоро — придется прощаться…

По материалам Евгении ИЗВАРИНОЙ
и архивов Библиотеки Главы Екатеринбурга