Новость опубликована 28/04/2020
«Чудесный остров» в гостях у Чехова. Московский Художественный театр и Крым

Галерея портретов, творений, событий и памятных мест


Друзья, совершенно логичным будет продолжить наше путешествие по «крымскому следу в русской культуре» рассказом о гастролях МХТ. О них уже упоминалось в пунктах № 6 и № 7 нашего маршрута. Загадка названия 8-го зала нашей галереи вам скоро откроется. Впрочем, его можно было бы назвать и так: «Невероятные приключения московских актеров в Тавриде», такими яркими были те судьбоносные гастроли Московского художественного театра – первые в его истории. Состоялись они в 1900 году, когда Чехову было 40 лет. Из этого следует, что 2020 год ознаменован юбилеями двух взаимосвязанных событий – 160-й годовщиной со дня рождения Антона Павловича Чехова и 120-летием гастрольной поездки МХТ на полуостров.

Крым сыграл важную роль в утверждении новаторских поисков русского театра. Вскоре после знаменитой встречи К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар», когда зародилась идея создания «Художественного общедоступного театра», Владимир Иванович приехал в Ялту. Это было в июле 1897 года. Отдых сочетался с раздумьями о составе труппы будущего театра, о его репертуаре и гастролях. В маршруты поездок входили Симферополь и Севастополь. Состав труппы предполагалось сформировать из выпускников Филармонического училища, где преподавал Немирович-Данченко. Среди них была Ольга Книппер, Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин - будущие звезды отечественного театра, о которых их педагог с гордостью писал: «Лучшие из моих питомцев...». Идея нового театра обсуждалась в Ялте с местными ценителями искусства. «Можете себе представить, - писал Немирович своему единомышленнику в Москву,- как ни верю я в наше предприятие, но такого единодушного сочувствия и такого уверенного предсказывания большого успеха и я не ожидал». В день рождения Художественного театра в 1898 году из Ялты в столицу прилетели горячие поздравления. «Шлем вам свое благословление и свои пожелания успеха делу» - такую телеграмму на имя Станиславского написала местная жительница, в прошлом москвичка Фанни Карловна Татаринова, оставившая карьеру певицы ради благотворительной деятельности в Ялте, за трогательную преданность Чехову прозванную «антоновкой». ( Именно на веранде ее ялтинского дома состоится заключительный банкет по окончании знаменитых гастролей молодого театра, а с 1907 года Ф.Татаринова станет штатным сотрудником МХТ, будет преподавать для молодых актеров музыку и пение ).


2-1


В конце 1898 года с успехом прошла премьера чеховской «Чайки» на сцене МХТ - стало очевидно, что театр нашел своего Автора и вышел на новый уровень, заняв одно из первых мест в русском театральном искусстве рубежа веков. На новый уровень коллектив вышел именно благодаря крымским гастролям. В 1900 Чехов задумал создать для театра новую пьесу. В это время он жил в Ялте и оттуда писал мхатовцам: «Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я, наконец, попал на такой чудесный остров, как Художественный театр. …У меня к вам просьба, приезжайте весной на юг играть».


2-2


К.С. Станиславский: «…вся труппа с семьями, декорациями и обстановкой для четырех пьес выехала из Москвы в Севастополь. За нами потянулись кое-кто из публики, фанатики Чехова и нашего театра и даже один известный критик С.В. Васильев. Он ехал с целью давать подробные отчеты о наших спектаклях... Это была весна нашего театра. Мы ехали к Чехову в Крым. Мы сказали себе: «Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, то гора идёт к Магомету. Артисты, их жены, дети, няни, рабочие, бутафоры, костюмеры, парикмахеры, несколько вагонов имущества, в самую распутицу, двинулись из холодной Москвы под южное солнце. Шубы долой! Вынимайте легкие платья, соломенные шляпы! Нужды нет, что день-другой померзнем в дороге! Зато там согреемся! Целый вагон был отдан в наше распоряжение. Ехать предстояло двое суток. Когда люди молоды и весна на дворе, все кажется веселым и радостным. Нельзя описать всех шуток, забавных сцен, комических происшествий во время нашего путешествия. Мы пели, шалили, заводили новые знакомства».

«Крымский вестник»: «Театральный сезон у нас начинается с таким шиком, как никогда не начинался. Публика наша расхватала все билеты и теперь сидит в приятном ожидании … чего-то. В чем, собственно дело? И определенного ответа никто не даст. Что за Художественный театр такой? В чем его суть, чем он отличается?..» В общем, все были заинтригованы.

Чехов, из письма Немировичу-Данченко: «Вчера весь день у Синани, продающего билеты, был растерянный, ошеломленный вид, и лавочку его публика брала приступом, Билеты все проданы, и если бы театр был вдвое больше, то и тогда бы билетов не хватило. И это в Ялте, где полных сборов в театре никогда не бывает и театр пустует». (Книжно - табачный магазин «Русская избушка» Исаака Абрамовича Синани, чеховского знакомого, был своего рода «клубом» писателей, художников и артистов, приезжавших в Ялту).

Первым городом, куда прибыла театральная труппа, стал Севастополь. Весна выдалась холодной, с моря дул ледяной ветер, в гостинице «Кист», где поселились мхатовцы, топили печи, но актёры все-таки мёрзли. В Севастополе мхатовцы встретили Пасху. К. Станиславский: «В полночь колокола звонили не так, как в Москве, пели тоже не так, а пасхи и куличи отзывались рахат-лукумом. … Зато прогулка около моря после разговения и утренний весенний воздух заставили нас забыть о севере. На рассвете было так хорошо, что мы пели цыганские песни и декламировали стихи под шум моря».


3


На следующий день, 10 апреля, в день премьеры в Севастополе «Дяди Вани», приехал Чехов, «хотя его уговаривали не рисковать здоровьем» и дождаться приезда театра в Ялту. Его встречали на Графской пристани. По воспоминаниям мхатовцев, писатель был «бледный и похудевший … сильно кашлял. У него были грустные, больные глаза, но он старался делать приветливую улыбку». Он с нетерпением ждал этой встречи и опасался, что гастроли сорвутся, но актеры всей душой рвались поддержать больного драматурга, привлечь его к собственным художественным исканиям. К тому же это были самые первые гастроли молодого театра, и труппа надеялась получить широкое общественное признание. Гастроли проходили в условиях, «приближенным к боевым», но все тяготы были восполнены молодостью творческого коллектива и - успехом спектаклей.


4


В Севастополе играли в Летнем деревянном театре, который находился рядом с Графской пристанью. Станиславский: «Театр стоял заколоченный с зимы и буря срывала наши афиши, которых никто не читал... Пришли какие-то люди, отодрали щиты от театра и распахнули двери. Мы вошли туда. Там было холодно, как в погребе. Это был настоящий подвал, который не выветришь и в неделю, а через 2-3 дня надо было играть. Более всего мы беспокоились об Антоне Павловиче, как он будет сидеть в этом затхлом воздухе... В театре была стужа, так как он был весь в щелях и без отопления. Уборные согревали керосиновыми лампами, но ветер выдувал тепло». Однако зал был полон, и к концу спектакля актёров ждала овация. Похожая история была и с «Чайкой» – спектакль тоже шёл в ужасных условиях: «Ветер выл так, что у каждой кулисы стояло по мастеру, которые придерживали их, чтобы они не упали в публику от порывов ветра. Всё время слышались с моря тревожные свистки пароходов и крики сирены. Платье на нас шевелилось от ветра, который гулял по сцене». Но и «Чайка» имела громадный успех. Севастопольцы увидели также «Одиноких» Гауптмана и «Эдду Габлер» Ибсена. Многие известные люди, бывшие в Крыму, ухитрились гастрольные спектакли просмотреть дважды, в Севастополе и потом в Ялте. Кроме А.Чехова, на спектаклях присутствовали и другие литераторы, среди которых были И. Бунин, и М. Горький, специально приглашенный главным «виновником» гастролей в Крым для знакомства с труппой МХТ.

В Севастополе мхатовцы пробыли три дня, а затем отправились в Ялту. Путешествие выдалось непростым – плыли морем, поднялись сильные волны, пошел снег. Станиславский: «… Тряхнуло нас так, что мы и до сих пор не забудем. Многие из нас ехали с жёнами, с детьми. Няньки, горничные, дети, декорации, бутафория – всё это перемешалось на палубе корабля. В Ялте толпа публики на пристани, цветы, парадные платья, на море вьюга, ветер – одним словом, полный хаос». Горячая встреча на берегу скрасила неудобства путешествия по морю. Атмосферу праздника поддержало присутствие видных деятелей культуры – кроме уже упомянутых писателей Горького и Бунина, тут были и Д. Мамин-Сибиряк, и художник Васнецов, и композитор Рахманинов… Их встречи с актерами Художественного театра на «Белой даче» Чехова оставили заметный след в истории культуры. Алексей Максимович стал одним из авторов театра, написал специально для его сцены пьесу «На дне».


5


С 14 апреля «Белая дача» наполнилась смехом, громкими спорами, шутливыми пикировками. Возможно, это были самые счастливые ялтинские дни Чехова. Рядом были его друзья, компания талантливых, замечательных людей. Станиславский вспоминал, как Антон Павлович «помирал от смеха» — ​таким, оживленным и хохочущим, его давно не видели: «Он все время двигался с места на место, держа руки назади, поправляя ежеминутно пенсне. То он на террасе, заполненной новыми книгами и журналами, то с не сползающей с лица улыбкой покажется в саду, то во дворе. Изредка он скрывался у себя в кабинете и, очевидно, там отдыхал».
«Крымский вестник»: «Восторги публики буквально доходили до неистовства, на сцену со всех сторон бросали венки, цветы, а под конец – шапки и перчатки…». Этот восторг сопровождал выступления театра все 8 дней, что он выступал в Ялте. После представлений в городском саду шли горячие дебаты о новых веяниях в искусстве. «Спектакли вызывали споры чуть не до драки, - отмечал Станиславский,- следовательно, достигали своей цели».


6


22 апреля, накануне прощального спектакля, мхатовцы устроили литературный вечер в пользу нуждающихся больных. На последнем показе «Дяди Вани» все вызывали Чехова. И когда он появился перед зрителями, ему поднесли пальмовые ветви, перевязанные красной лентой с надписью: «Антону Павловичу Чехову – глубокому истолкователю русской действительности».

Мария Павловна Чехова: «Ему пришлось несколько раз выходить на вызовы публики. Я ещё никогда не видала такого подъёма в зрительном зале. Все аплодировали, кричали…Это был первый случай в жизни брата, когда он сам был свидетелем, что его драматургическое творчество получило такое шумное, публичное признание» Череда людей, которые жаждали общества Чехова, в те дни его не тяготила, но даже давала силы. По единодушному мнению всех видевших Чехова в это время, он был необыкновенно оживлён. Станиславский: «он напоминал … дом, который простоял всю зиму с заколоченными ставнями, закрытыми дверями. И вдруг весной его открыли, и все комнаты засветились, стали улыбаться, искриться светом».


7


Мхатовцы уехали из Ялты окрылённые и полные надежд. Самым главным итогом гастролей явилась прочная творческая связь драматурга с новаторским театром, поставившем своей задачей воссоздание на сцене художественной правды жизни. С учетом специфики труппы Чехов писал в Ялте свои последние пьесы — «Три сестры» и «Вишневый сад». Один из эпизодов крымских гастролей МХТ, кстати, отразился в пьесе Чехова. «Наш ярый фотограф-любитель Тихомиров, - вспоминал Станиславский, - везде, где только мог, ловил Антона Павловича и фотографировал его... Это дало повод написать сценку фотографирования в «Трех сестрах».
«От А.П.Чехова из Ялты к нам прилетела Чайка ... и указала новые пути в нашем искусстве», - писал позднее Станиславский.


8


Гастроли МХТ были огромным событием и для Крыма. На долгие годы Южный берег стал любимым местом отдыха и творческой работы руководителей театра. Играть на сцене ялтинского театра стало хорошим тоном для театральных коллективов мирового уровня. Притом что театр никогда не имел собственной труппы, гастрольная жизнь здесь с тех пор не останавливалась ни зимой, ни летом.
Ялтинский театр, в котором играли мхатовцы, носит имя Чехова. Он находится сейчас в новом здании, построенном уже после смерти писателя, в 1908 году, и работает до сих пор. Кстати, второй визит МХТ в Ялту состоялся в 1917 году, за несколько месяцев до революции. Театр привез ​«Дядю Ваню». На сцене играла Ольга Книппер-Чехова…

 

Все источники – крымские:

http://business-crimea.com/2017/10/02/anton-chexov-yalta-luchshe-niccy/

http://www.lunacharskiy.com/museum/show/195

http://theatreyalta.com/main/theatre/history


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться