Галерея портретов, творений, событий и памятных мест
Уважаемые читатели!
Не махнуть ли нам с вами в благословенную Тавриду? Откроем книги, интернет - ресурсы и - вперед! Вместе с нашими писателями и художниками, испытавшими на себе закон притяжения… нет, не земного, знакомого всем смертным без исключения, а особого, «крымского».
Очарование Крыма таит в себе тайну, подобно человеку загадочному, яркому и противоречивому. В то же время оно объясняется обычной логикой и опытом наблюдений. Есть такие места на карте, где всего много и это все как-то очень спрессовано, что дает ощущение полноты жизни, плотности «бытийной ткани».
К.Коровин. Гурзуф. 1914
Крым – это прекрасный экзотический край с богатой историей, вдохновлявший творческих людей, теплое южное море и курортные города с их особой атмосферой, и в то же время – это память о кровопролитных сражениях и военных подвигах и последний оплот Белой армии в Гражданской войне. Край, бывший в античные времена задворками Римской империи, куда ссылали в ссылку, и ставший любимым местом отдыха русской интеллигенции.
К.Ф. Богаевский. Старый Крым. 1903
Здесь эллинское (Таврида ) соседствует со скифским (Киммерия), а ландшафт западной части полуострова отличается от восточной. А еще невозможно обойти то, что «почти все ученые и писатели, почтившие своим вниманием Крым, указывают на странное ощущение, возникающее у них на этой земле: с одной стороны, объективный творческий подъем, с другой, желание, полностью выразившись, умереть». (А.П.Люсый. «Крымский текст в русской литературе»).
Мы побываем с вами в разных временах, дорогие наши читатели, и увидим Крым в разных его ипостасях. Начнем издалека, то есть не с тех времен как Крым в 1783 году был присоединен к Российской империи.
Карта Крыма 1777 г. Я.Ф. Шмита
Откроем «Книгу хожений: Записки русских путешественников XI—XV вв» из серии «Сокровища древнерусской литературы» и найдем там «Грешное хожение за три моря» Афанасия Никитина».
Русский дух, по которому так истосковался знаменитый путешественник, он ощутил впервые за долгие годы странствий в Крыму, в ноябре 1474 года. Возвращаясь из шестилетнего путешествия в Индию (на четверть века раньше, чем Васко да Гамма) на родину, Афанасий Никитин пишет: «Божией милостью дошёл я до третьего моря - Чёрного, что по-персидски Дарья Стамбульская…
…С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Воны (порт к западу от Трабзона в Малой Азии), и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане (порт неподалёку от Трабзон) Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам на встречу злой, не давал по морю идти…
И. Айвазовский. Буря на Черном море. 1873
…Море перешли, да занёс нас ветер к самой Балыкаее (- первое упоминание в литературе современного топонима Балаклава) .И оттуда пошли в Токорзофу (Гурзуф на Южном берегу Крыма) и стояли мы тут пять дней. Божиею милостью пришёл я в Кафу» (Феодосию).
В Феодосии на Портовой улице находится памятник Афанасию Никитину. Расположен он рядом с другими известными достопримечательностями Крыма – Генуэзской крепостью и церковью Иверской иконы Божьей Матери. Жест, запечатленный в скульптуре русского землепроходца, несет в себе явный смысл. Никитин изображен в момент совершения крестного знамения. По одной из версий, вступив на землю Кафы, Афанасий Никитин увидел церковь во имя Иверской иконы Божьей Матери и услышал пение молитв.
Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, он с радостью молился в храме. Вознося Господу молитвы о своем благополучном возвращении, он отслужил в Иверской церкви благодарственный молебен: "Увидел перед собой православный греческий храм и вскинул руку, чтобы, многажды перекрестясь, возблагодарить Господа, что укрепил в духе, провел за три моря и довел из-за трех морей до земли христианской…".
Генуэзская крепость и Иверский храм
Как утверждают историки, свои многолетние путевые записи "Хожение за три моря" Никитин завершил или, возможно, даже написал заново именно в Кафе (Феодосии), ставшей завершающим пунктом его путешествия.