Обзор художественных фильмов
Победа в Великой Отечественной Войне - самый благородный и торжественный гражданский праздник. Все меньше становится свидетелей тех четырех страшных лет, которые ей предшествовали. Мы пытаемся разглядеть, какими они были, эти герои, «ковавшие победу». Собираем их воспоминания и призываем на помощь собственные переживания, соприкасаясь с данной темой через искусство и литературу.
Мощное влияние на нас оказывает кинематограф. Его лучшие произведения стали частью коллективного мировоззренческого богатства народов, которые сообща, всем миром победили врага. Вспомним о нескольких кинолентах, снятых в разных уголках бывшего СССР и посвященных самым обычным людям. Во всех фильмах, вошедших в этот обзор, мы увидим самобытность того или иного этноса. Вместе с тем в них есть мысли и чувства, не имеющие национальных границ и понятные каждому человеку. Это кино, в котором без пафоса передана естественная атмосфера общности цели, объединившей всех – независимо от места проживания, происхождения и занятий.
Воплощением простого русского парня стал для многих зрителей герой фильма «Баллада о солдате» Григория Чухрая. А вот история, рассказанная о нем, не имеет национальных признаков. В этой картине нет батальных сцен – ее герой Алеша Скворцов едет на побывку домой, но успевает только один раз обнять свою мать, потому что в дороге все время потратил на помощь людям, встреченным в пути. Фильм отличался от героических лент того времени - и признанием героя в том, что он подбил два вражеских танка от испуга (этот эпизод режиссер взял из своей жизни) и его гибелью, объявленной в финале картины. По утверждению критиков, автору было недопустимо так поступать с положительным персонажем. Чухрай, сам прошедший войну, говорил, что ему и сценаристу Валентину Ежову, тоже фронтовику, хотелось рассказать об их сверстнике, «герое – солдате, отдавшем жизнь за Родину, – без громких фраз, просто, грустно и честно».
«Мы не стремились воздвигать ему монумент, - объяснял режиссер, - Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти»
Героиня картины «Материнское поле» («Киргизфильм », 1967) - крестьянка Толгонай, на долю которой выпало много тягот в военное время. Трое сыновей и муж погибли на фронтах второй мировой войны, прокормить себя и невестку практически нечем, но мужество не покидает ее. Когда силы женщины находятся на пределе, смысл жизни придает ей самая старая извечная истина. В основе фильма «Материнское поле» - одноименная повесть Чингиза Айтматова.
В одном из эпизодов Толгонай бежит за поездом, чтобы увидеться со своим сыном. Это одна из самых сложных и сильных сцен фильма, во время которой зритель вместе с героиней начинает искать Маселбека, и сердце сжимается, когда звучит его голос: «Мама, мама, мама».
Очень часто в произведениях искусства, посвященных войне, встречается образ почтальона. В центре сюжета художественного фильма Альберта Мкртчяна «Песнь прошедших дней» («Арменфильм», 1982) - члены самодеятельной театральной труппы. Место действия — город Ленинакан. Хромой почтальон Никол разносит письма с фронта. Два месяца он носит в сумке похоронку на четвертого сына тетушки Хайастан. Должность «вестника смерти» тяжелым бременем лежит на его душе. Он не в силах отдать ее, и решается на необычный поступок, веря, что «забирает» боль несчастной матери и дарит ей надежду. Роль почтальона Никола - одна из самых печальных ролей Фрунзика Мкртчяна, «армянского Чарли Чаплина». Это сильная драматическая роль актера, знакомого нам больше по комедийному амплуа.
Один из наиболее пронзительных и страшных фильмов о Великой Отечественной войне – «Иди и смотри» Элема Климова (1985, «Мосфильм», «Беларусьфильм»). В основе картины - «Хатынская повесть» Алеся Адамовича. На решение режиссера снять фильм повлияла книга «Я из огненной деревни» - документальные свидетельства людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии. Элем Климов «понимал, что фильм получится жёсткий» и «вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть»: «Я сказал об этом соавтору сценария — белорусскому писателю Алесю Адамовичу. Но он ответил: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире». В картине снималось много непрофессионалов — пожилых людей, крестьян, помнивших войну. Съёмочная группа работала как раз в тех местах, где всё и происходило.
Это фильм о подвиге белорусского народа, о массовости партизанского движения, охватившего весь народ - от маленьких детей до седых стариков. Об их жертве и бескрайнем горе. О том, во что могут превратиться люди, когда переступают порог нравственности, морали и о поведении людей в пограничной ситуации - их выборе между добром и злом. Перед зрителем проходит череда образов, перенесенных на экран с достоверностью и беспощадностью фотографических снимков. Больше всего запоминаются глаза четырнадцатилетнего Флёры, главный свидетель событий, на все это смотрящего в отчаянной попытке сохранить связь с реальностью и выжить.
В фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион», («Грузия-фильм»,1962) снятого Тенгизом Абуладзе по сценарию, написанному им вместе с Н. Думбадзе, суть народной жизни показана через традиционно-комические сцены. В фильме много смешного, но он - о грустных и о жестоких вещах. Уходят на войну мужчины грузинского селения и многие из них не возвращаются. Погибает сын старого Иллариона, а его комический соперник-друг старик Илико и бабушка прячут похоронную… И это еще не все потери, перенесенные героями фильма. Но авторы показывают скупо и коротко трагизм жизни, а все пустяковое и житейское они описывают подробно и с любовью. Это не лишает трагическое значительности и не прибавляет значительности мелочам. Сама жизнь, ее неизменный круговорот утверждается в своих правах.
В этой картине ясно звучит мотив прерванного войной отрочества и невозвратимости утрат, но она заканчивается жизнеутверждающим символом дороги. Герои идут навстречу своему будущему. Они любят друг друга, впереди новая семья, сыновья и внуки, которые будут возделывать родную землю и строить на ней новую жизнь.
Фильмы, о которых шла речь, относятся к лучшим образцам старой кинематографической школы. Конечно, это далеко не все картины, посвященные войне и ее проживании представителями определенного народа.
Среди новых лент на эту тему хотелось бы выделить фильм «Сестренка» (2019), снятый режиссером Александром Галибиным по повести Мустая Карима «Радость нашего дома».
Главные ее герои – дети. Украинская девочка-сирота, найденная башкирским солдатом в разоренной хате, и отправленная к нему на родину, и его сын. Мальчик ждет папу, которого помнит только по фотографиям, а пока учится заботиться о сестренке, вверенной ему отцом. Это фильм о детстве, о поиске понимания, о прощении, о войне, которая была на всех одна. О доверии к маленькому человеку и его становлении. И, конечно, о самой Башкирии и ее народе. Люди, природа и быт, в которых они живут, показаны в картине с любовью, с трепетным отношением к каждому эпизоду. «Сестрёнка» снята на башкирском, украинском и русском языках. Царит в ней, конечно, первый. «Простота в повести и атмосфера – это слово, башкирское слово, которое мы пытались сохранить, оно дорого нам всем», - эта фраза Александр Галибина характеризует его отношении к материалу. Важно, что создавая фильм режиссер, «стремился найти интонации, потерянные нашим кинематографом.»
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/291019/44529/
https://cutt.ly/cgAaPb1
https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/5/9/