Новость опубликована 25/03/2020
«Крымский след в русской культуре»

Галерея портретов, творений, событий и памятных мест


Уважаемые читатели!


Не махнуть ли нам с вами в благословенную Тавриду? Откроем книги, интернет - ресурсы и - вперед! Вместе с нашими писателями и художниками, испытавшими на себе закон притяжения… нет, не земного, знакомого всем смертным без исключения, а особого, «крымского».

Очарование Крыма таит в себе тайну, подобно человеку загадочному, яркому и противоречивому. В то же время оно объясняется обычной логикой и опытом наблюдений. Есть такие места на карте, где всего много и это все как-то очень спрессовано, что дает ощущение полноты жизни, плотности «бытийной ткани». 

2-1914
К.Коровин. Гурзуф. 1914


Крым – это прекрасный экзотический край с богатой историей, вдохновлявший творческих людей, теплое южное море и курортные города с их особой атмосферой, и в то же время – это память о кровопролитных сражениях и военных подвигах и последний оплот Белой армии в Гражданской войне. Край, бывший в античные времена задворками Римской империи, куда ссылали в ссылку, и ставший любимым местом отдыха русской интеллигенции.

3-2-1903
К.Ф. Богаевский. Старый Крым. 1903


Здесь эллинское (Таврида ) соседствует со скифским (Киммерия), а ландшафт западной части полуострова отличается от восточной. А еще невозможно обойти то, что «почти все ученые и писатели, почтившие своим вниманием Крым, указывают на странное ощущение, возникающее у них на этой земле: с одной стороны, объективный творческий подъем, с другой, желание, полностью выразившись, умереть». (А.П.Люсый. «Крымский текст в русской литературе»).

3


Мы побываем с вами в разных временах, дорогие наши читатели, и увидим Крым в разных его ипостасях. Начнем издалека, то есть не с тех времен как Крым в 1783 году был присоединен к Российской империи.

4
Карта Крыма 1777 г. Я.Ф. Шмита


Откроем  «Книгу хожений: Записки русских путешественников XI—XV вв»  из серии «Сокровища древнерусской литературы» и найдем  там «Грешное хожение за три моря» Афанасия Никитина».

5


Русский дух, по которому так истосковался знаменитый путешественник, он ощутил впервые за долгие годы странствий в Крыму, в ноябре 1474 года. Возвращаясь из шестилетнего путешествия в Индию (на четверть века раньше, чем Васко да Гамма) на родину, Афанасий Никитин пишет: «Божией милостью дошёл я до третьего моря - Чёрного, что по-персидски Дарья Стамбульская…

6


…С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Воны (порт к западу от Трабзона в Малой Азии), и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане (порт неподалёку от Трабзон) Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам на встречу злой, не давал по морю идти…

7-1873
И. Айвазовский. Буря на Черном море. 1873


…Море перешли, да занёс нас ветер к самой Балыкаее (- первое упоминание в литературе современного топонима Балаклава) .И оттуда пошли в Токорзофу (Гурзуф на Южном берегу Крыма) и стояли мы тут пять дней. Божиею милостью пришёл я в Кафу» (Феодосию).

8

8


В Феодосии на Портовой улице находится памятник Афанасию Никитину. Расположен он рядом с другими известными достопримечательностями Крыма – Генуэзской крепостью и церковью Иверской иконы Божьей Матери. Жест, запечатленный в скульптуре русского землепроходца,  несет в себе явный смысл. Никитин изображен в момент совершения крестного знамения.  По одной из версий, вступив на землю Кафы, Афанасий Никитин увидел церковь во имя Иверской иконы Божьей Матери и услышал пение молитв.

9


Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, он с радостью молился в храме. Вознося Господу молитвы о своем благополучном возвращении, он отслужил в Иверской церкви благодарственный молебен: "Увидел перед собой православный греческий храм и вскинул руку, чтобы, многажды перекрестясь, возблагодарить Господа, что укрепил в духе, провел за три моря и довел из-за трех морей до земли христианской…".

10
Генуэзская крепость и Иверский храм


Как утверждают историки, свои многолетние путевые записи "Хожение за три моря" Никитин завершил или, возможно, даже написал заново именно в Кафе (Феодосии), ставшей завершающим пунктом его путешествия.

11
Источники:
https://magazines.gorky.media/october/2004/6/ostrov-krym-i-sad-nad-nim.html
https://gidcrima.ru/feodosiya/dostoprimechatelnosti/pamyatnik-a-nikitin/
http://kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/history_monument_09.htm