Новость опубликована 25/05/2020
«Я север люблю теперь больше…»

Исаак Левитан и «новый Крым»


Друзья! Вернемся снова в Крым, открытый нам в произведениях и воспоминаниях наших соотечественников. Продолжим идти по следу, оставленному им в русской культуре. Последние наши встречи с полуостровом были совсем не радостны, но полны печали, трагизма, и, при этом - ощущения небывалой силы и мужества. Крымская война, о которой писали Екатерина Бакунина и Константин Станюкович – нелегкая тема для беседы о полуострове.  Но у сестры милосердия, среди описаний сурового военного быта и страданий защитников Севастополя встречаются поэтические зарисовки крымской природы.  А писатель, который «открыл читателю русского матроса», в тоже время «развил сравнительно небольшой опыт своих предшественников в изображении морского пейзажа» (Б.Лавренев). Природа часто «берет  свое», в данном контексте – завладевает сердцем или умом человека, независимо от внешних, бытовых обстоятельств.

Константин Михайлович Станюкович отказался от карьеры на море, выбрав писательскую стезю. Но будучи честен, он рассказывал об этой стихии так, что стал флагманом маринизма в русской литературе. Наш сегодняшний герой – художник, «прикипевший сердцем» к русскому пейзажу - Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Не являясь для Крыма «своим» художником, не попав в сети очарования «благодатным краем»,  художник открыл для своих современников невиданный ими прежде, «новый Крым».

Левитан знаком большинству россиян со школы - по репродукциям в учебнике и диктантам по ним. «Золотая осень» - одно из трогательных, милых сердцу, детских воспоминаний. Потом, по мере возрастания, его картины неизбежно встречаются всем на жизненном пути – порой в журналах, иногда - в чинно просматриваемых альбомах по искусству, в музеях, наспех обегаемых во время отпуска. «Тихая обитель», «Вечер. Золотой плёс», «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога»… Совсем не обязательно быть ценителем искусства и разбираться в тонкостях живописи, чтобы почувствовать, пусть и без высказанности, глубину произведений Левитана и полюбить воспеваемым им неброские по облику пространства Отечества.


2


«Левитан — это Пушкин русского пейзажа» - сказал однажды Климент Тимирязев. Отзывы современников о художнике подтверждают академическую прямоту известного русского ученого. «Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим «слухом живописи» позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы.» (Иогансон Б.В.)

«Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским». (Грабарь И.Э.)

В Крым Левитан приехал впервые только в 26 лет, в марте 1886 года. Раньше это было невозможно из-за крайней нищеты. Еще незадолго до поездки он писал (адресат указан как «неизвестное лицо»): «Извини, что я так долго не присылаю денег; тому причиной страшное безденежье, безденежье до того, что я как-то не обедал кряду три дня. Думаю скоро иметь деньги; тогда, конечно, отдам».


3


Но вот, получив значительную сумму за работу над декорациями для Мамонтовской оперы и, наконец-то, обретя относительный достаток, он оказывается в Крыму. В течение почти двух месяцев он создает несколько десятков этюдов, которые в конце 1886 - начале 1887 года экспонировались на Периодической выставке Московского общества любителей художеств и сразу были раскуплены ценителями искусства. В этюдах Левитана был Крым в его реальной красоте. Художник писал будничную сторону полуострова, но она была проникнута «поэзией, чувством спокойного, вдумчивого созерцания». Он был внимателен к подробности рельефа каменистых склонов, передавал характерное для крымской природы удивительное сочетание голубого неба и моря с разбеленными, серыми и охристыми тонами гор, поросших скудной растительностью.

Это был прорыв.  До Левитана полуостров был знаком публике по романтическим, пафосным пейзажам Айвазовского, все чаще знаменитым маринистом повторяемым.  А еще – по картинам тех художников, что писали  «открыточные виды». Парадный, цветущий, идеализированный Крым, что и сейчас тиражируется для украшения  интерьеров. «Свежий, не глянцевый взгляд» на полуостров намечался лишь в картине «В Крымских горах» рано ушедшего из жизни Федора Александровича Васильева.


4


Крымские этюды Левитана не стали основой законченных произведений, за некоторым исключением,  среди которых, например,  картина  - «У берега моря. Крым» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).


Через 13 лет, в конце 1899-го года, он снова приедет в Крым. Встреча с теми, с кем он был дружен с юности – вот что было главной целью художника. Нужно было успеть повидаться – слишком быстро развивалась болезнь сердца. Левитана приняли с радостью  - Антон Павлович Чехов (купивший за год до этого участок в Ялте и уже обустроивший свою знаменитую Белую дачу) и его  сестра Мария Павловна. Чехов был наиболее близким человеком Левитану на протяжении всей жизни. Писатель называл художника ласково «Левиташа» и придумал слово «левитанистый». Даже картины Исаака Ильича различались, - одни были более левитанистыми, чем другие. Встретив с Чеховыми новый, 1900 год, художник погостит у них две недели, а затем отправится в Москву, оставив на память другу работу, созданную в Ялте – повторение на куске картона его картины «Стога».


5


«У нас Левитан, — писал Чехов жене Ольге Книппер. — На моем камине он изобразил лунную ночь во время сенокоса. Луг, копны, вдали лес, надо всем царит луна».


В последний год жизни, вспоминая свое открытие Крыма в 1886 году, Левитан напишет несколько весенних крымских пейзажей. Они будут выполнены в  его поздней «импрессионистской» манере.

Продолжение темы — в приведенных ниже репродукциях крымских работ художника и цитатах, рисующих образ Левитана.

И. Левитан – А. Чехову

24 марта 1886

Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую зелень, голубое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, - я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество! Да что значат слова, - это надо самому видеть, чтоб понять! Чувствую себя превосходно, как давно не чувствовал, и работается хорошо (уже написал семь этюдов и очень милых), и если так будет работаться, то я привезу целую выставку. Ну, как Вы живете, здоровы ли Ваши, скоро ли думаете ехать в деревню? Но, конечно, верх восторга было бы то, если б Вы сюда приехали, постарайтесь, это наверняка благодатно подействует на Вас. Пишите поподробнее. Ялта


6


И. Левитан – А. Чехову

Алупка, 29 апреля 1886

Теперь я поселился в Алупке. Ялта мне чрезвычайно надоела, общества нет, т. е. знакомых, да и природа здесь только вначале поражает, а после становится ужасно скучно и очень хочется на север. Переехал я в Алупку затем, что мало сработал в Ялте, - и все-таки новое место, значит, и впечатлений новых авось хватит на некоторое время …Передайте Шехтелю, что пробуду я в Алупке недели еще полторы-две и очень рад буду, если он заедет. И пусть не беспокоится, - я север люблю теперь больше, чем когда-либо, я только теперь понял его ...

«Левитан… был очарован красотами южной природы морем, цветущим миндалем, — свидетельствует друг художника— Элегические мотивы древней Тавриды с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, с мягким очертанием гор как нельзя больше соответствовали нежной, меланхолической натуре художника. Вернувшись в Москву, Левитан поставил свои крымские этюды на Периодическую выставку, в то время наиболее популярную после Передвижной. Этюды были раскуплены в первые же дни…» (Михаил Нестеров)

«Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве.» (И. И. Левитан)


7


«Самое ценное, что Левитан узнал на юге, - это чистые краски. Время, проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам. Большие просторы воздуха лежали над южной землей, сообщая краскам резкость и выпуклость.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков» (Н. Паустовский)

«Как мало нот и как много музыки!» ( К. Юон)


8


«Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве... Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, - это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте - как в речи. Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в театре.» (Ф.И. Шаляпин )

Васнецову А.М.

Ницца, 9 апреля 1894

«…Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.» (И. И. Левитан)

«Левитан мало говорил о живописи, в противоположность всем другим. Он скучал, когда о ней говорили другие. Всякая живопись, которая делалась от себя, не с натуры, его не интересовала. Он не любил жанра. Увидев что-либо похожее на природу, он говорил: «Есть правда». (К. Коровин)


9


Когда преподаватель Левитана в Московском училище живописи, ваяния и зодчества художник Василий Поленов несколько лет спустя окажется в Крыму, он изумится тому, насколько точен, тонок и верен природе оказался в своих крымских этюдах его ученик:

— Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, — признавался Поленов, — тем всё больше я оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан.

«Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место» ( И. И. Левитан)

 

 

Источники:

 

http://isaak-levitan.ru

http://levitan-world.ru/levitan

https://artchive.ru/publications/2724~Vot_gde_vechnaja_krasota_Krym_Isaaka_Levitana

 

 


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться