Новость опубликована 31/05/2020
«Окрыленный художник». Константин Арцеулов и Крым

Галерея портретов, творений, событий и памятных мест


Друзья! Онлайн-путешествие по крымскому следу в русской культуре продолжается. И, как бы оно не затянулось, нам некогда скучать. Надеемся, что вместе с нами вы открываете что-то новое для себя. Вам известно, что сейчас новый крымский аэропорт носит имя Ивана Константиновича Айвазовского? (соответствующий указ был подписан 31 мая 2019 года). А вы могли бы предположить, какие еще были кандидатуры в крымском списке? Например, заслуженный военный лётчик РФ, экс-командующий ВВС ЧФ РФ Валерий Юрин и космонавт Антон Шкаплеров, при всем уважении к знаменитому художнику, считали, что для симферопольского аэропорта более подходит имя того, кто стоял у истоков российской авиации. Но этот человек, умерший ровно за 34 года до того, как полуостров вновь вошел в состав России, был бы очень рад, что аэропорт Крыма получил имя «Айвазовский» - ведь он был внуком прославленного мариниста. 

В 1913 году в Москве вышла в свет книга Никандра Маркса «Легенды Крыма», тираж   был немедленно раскуплен. Впервые устное народное творчество крымско-татарского народа, прежде известное лишь специалистам, было открыто читателям всей Российской империи. Иллюстратором книги был Константин Арцеулов, авиатор и художник. Его тоже можно назвать «крымской легендой», такой же малоизвестной для России нашего времени, как некогда татарские предания -для нее же – дореволюционной.

Вся жизнь Константина Константиновича Арцеулова (1891-1980), русского и советского лётчика, авиаконструктора, художника-иллюстратора  прочно переплетена с Севастополем и всем Крымом. Он родился в Ялте.  Дед его по отцовской линии был старшим судостроителем Петербургского порта, а отец — Константин Николаевич, конструктор русского броненосного флота, занимал такую же должность в порту Севастополя. Мама Арцеулова была дочерью знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского, в доме которого, как писал сам Константин Константинович, он провёл все детство, вплоть до его смерти в 1900 году.


2


У Айвазовского было четыре внука. Трое из них стали художниками - Михаил Латри, Алексей Ганзен и Константин Арцеулов. Младший внук Константин был единственный член семьи, кому дозволялось находиться в мастерской деда, пока тот работал. Самый маленький и тихий, он был любимым внуком у деда. Он рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи больших размеров с парусниками и людьми. Дед охотно правил его работы, а иногда и подписывал. Покупатели не замечали подмены, что доставляло Ивану Айвазовскому большое удовольствие. (Не редко и сам Латри, и Ганзен писали морские пейзажи, которые заканчивал и подписывал дед.) Сам К.К. Арцеулов много позже, в беседе с космонавтом (и тоже художником) В.А. Джанибековым рассказал, что в мастерской деда сам не рисовал, был только зрителем. Как оказалось, зрителем очень внимательным.

Получив от деда дар к художеству, маленький Костя с раннего детства мечтал о небе. «И занятия живописью, то уступая главенствующее место в трудах и помыслах Арцеулова авиации, то снова выдвигаясь на первый план, прошли через всю жизнь Константина Константиновича. Хотя если бы существовали весы, на которых можно было бы взвешивать деяния человеческие, то чаша с авиационными свершениями Арцеулова, наверное, перевесила бы чашу его живописных достижений. К тому же едва ли не все, изображённое К.К. Арцеуловым на холсте, картоне, бумаге, — это полёты, небо, воздух. В художнике Арцеулове всегда жил авиатор. Как, впрочем, и в авиаторе — художник.» (Из книги «Жизнь Арцеулова» летчика и писателя Марка Галлая)


3


В Севастопольском реальном училище юный Константин Арцеулов получил среднее образование.

Там он впервые начал учиться рисованию, и там же, в 1904 году,  в возрасте 13 лет построил свой первый планёр, всего через полгода после полета братьев Райт, когда многие вообще не верили в летательные аппараты тяжелее воздуха. По семейной традиции был отдан в Морской корпус. С лёгкостью овладевал будущей профессией, три кампании отплавал на учебных парусных корветах на Балтике, участвовал в парусных гонках до Ревеля, где в качестве кадета был рулевым, но… в один момент все изменилось -  врачи обнаружили, что у него слабые лёгкие и исключили его из учебного заведения.

Арцеулов вернулся в Крым, в селение Отузы (впоследствии Щебетовка под Феодосией), где жила его мать, и стал готовиться к поступлению в Петербургскую академию художеств. Тогда же — в 1908 году, когда во всём мире было не более десятка лётчиков-планеристов, — он строит свой очередной планёр. В 1908-1909 гг. он учился живописи в Москве у К. Ф. Юона, в Петербурге у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. В 1910 г две недели занимался в студии Е. Е. Лансере, а потом поступил... на авиационный завод в Петрограде, при котором была открыта авиационная школа «Гамаюн», и с тех пор серьезно увлекся авиацией - она стала его любовью и страстью, она требовала мужества, риска, способности к творчеству.

12 августа 1910 г. К. К. Арцеулов совершил свой первый полет. 25 июля 1911 г. он сдал положенные испытания и получил диплом Международной федерации воздухоплавания (ФАИ), став сорок пятым пилотом-авиатором в ее рядах. Летом 1912 года Арцеулов работал  пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе, где, кроме него самого, был только один ученик и один аэроплан. В сентябре он призван в армию и определен кавалеристом в Крымский конный полк под Симферополем.


4


В мае 1913 года Арцеулов, который даже на службе продолжал строить очередной планёр, был уволен в запас в звании младшего унтер-офицера. В том же году он как художник великолепно оформляет «Легенды Крыма» своего знаменитого соседа по Отузам профессора Н. А. Маркса — крупного историка, археолога, палеографа, собирателя крымского фольклора. Они дружили, несмотря на разницу лет, и оба — с Максимилианом Волошиным: до его дома тоже было недалеко — восемь верст по шоссейной дороге. Оформление единственного в своем роде издания было выполнено в стиле арт- нуво ( модерн) и было еще одной вехой в искусстве Крыма - иллюстрациями к литературному народному эпосу, синтезом вербального и визуального, сюжета и образа, как нельзя более точно передающего крымское настроение, особенности ландшафта, культурного пласта и искусства.

В июле 1914 года мобилизован на Первую мировую войну, прапорщиком и за 8 неполных месяцев получил три боевых ордена. «Первый год войны провёл в кавалерии, командиром взвода уланского полка, все время в рейдах впереди передовой линии…» (из письма) С весны 1915 Арцеулов снова в авиации. Летом 1915 года он успешно сдал экзамены и получил звание военного лётчика. Как ведущий авиатор в разведывательном отряде на русско-германском фронте, он, под постоянными обстрелами артиллерии противника совершил около 200 боевых вылетов на «бумажном» устаревшем самолёте. Затем в истребительном отряде за два месяца Константин Константинович провёл 18 успешных воздушных боёв. Отмечен двумя орденами: Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Осенью 2016 года, в Крыму, Константин Арцеулов первым в мире выполняет преднамеренный штопор и мастерски выходит из него. Благодаря его отваге и расчетам был совершен переворот в мировой авиации. До этого в ней  существовала аксиома: штопор - неминуемая смерть,  каждый лётчик, чей самолет попадал в него, разбивался.


5


«Победитель штопора» также стал пионером нового вида спорта – планеризма. Он считается легендарным открывателем уникальных воздушных потоков Узун-Сырта, хребта на северо-западе от Коктебеля. Выглядит он, как длинный ровный вал, протянувшийся на семь с половиной километров в длину, с идеально правильной плоской вершиной.  Узун-Сырт разделяет Крым степной и горный. На севере - почти ровная степь, а на юге - вершины гор. Постоянно дующие ветра образуют над склонами хребта восходящие потоки обтекания, которые позволяют в этом месте совершать парящие полеты. Это место словно самой природой создано для полетов планёров, которые могут парить здесь по многу часов без посадки.

В мире существует всего еще одна гора с подобными условиями - Харрис Хилл в США - в 1969 году там был создан первый в мире Музей планеризма, опередивший всего на один год создание подобного  культурного учреждения в Феодосии ( где также организован уже единственный в мире Музей дельтапланеризма).  А еще здесь проходит 45 параллель – золотая середина Земли. То есть Узун-Сырт равноудален от экватора и Северного полюса на пять тысяч километров.

По красивой легенде в начале 1920-х годов поэт Константин Арцеулов  и Максимилиан Волошин, прогуливаясь из Коктебеля в Феодосию, решили взобраться на одну из гор. Восхитившийся увиденными пейзажами поэт в эмоциональном порыве подбросил шляпу в воздух. К удивлению приятелей она не упала, а подхваченная ветром плавно поднялась вверх и, пролетев несколько метров, мягко приземлилась. (В музее Волошина (известно, что поэт дружил с планеристами) в Коктебеле хранится акварель с надписью: «Дорогому К. К. Арцеулову, зачинателю Узун-Сырта». А в экспозиции можно увидеть фотографию начала 20-х годов: Волошин, Арцеулов и Ильин-Женевский на горе).


6


Из приезжавших на Узун-Сырт впоследствии сформировались целые направления отечественной авиации и космонавтики. Среди участников и организаторов полетов  были будущие выдающиеся летчики-испытатели и конструкторы: А.Н. Туполев, А.С.Яковлев, С.П. Королев, М.К. Тихонравов, и др. Неофициально гора стал называться Горой Клементьева в честь молодого летчика, погибшего в сентябре 1924 г., разбившегося во время 2-го слета планеристов на планере собственной конструкции ( именно на таких в основном летали первые планеристы). Сам Арцеулов имел диплом пилота-парителя № 1.

В декабре 1920 года летчик переехал в Москву в 1-ю высшую школу красвоенлетов на Ходынском поле. Через полгода он уже начальник летной части., в 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1. В 1927 году он переведён в гражданскую авиацию для работ в области аэрофотосъемки и ледовой разведки.  Он один из самых опытных пилотов страны: 8 февраля 1933 года его награждают почетным нагрудным знаком «За налет 500 000 километров и выше». Два дня спустя представляют к высшему летному званию — заслуженного летчика СССР, а еще через три – арестовывают по ложному доносу.

В 1934-1937 гг. Константин Арцеулов находился в Архангельске, в ссылке. И опять очень трудно, не нарушая стройности общей картины, отделить его рабочую биографию от творческой деятельности. Он работал мотористом на катере, конструктором судостроительного бюро Севкрай-ОСВОДа, художником-проектировщиком архитектурной конторы Госзеленстроя, оформлял набережную Северной Двины. По общественной работе построил балансирный тренажёр для тренировки лётчиков Архангельского аэроклуба, руководил модельным кружком юношеской водной станции, оформлял выставку «История завоевания Арктики» в музее и  вступил в Северное отделение Союза художников РСФСР. В 1934 году в жизни авиатора произошло очень важное событие: в Архангельск, как декабристка в Сибирь, приехала его будущая жена Татьяна Эмерик. C тех пор они не расставались ни на один день.


7


В 1937 году у Арцеулова закончился срок ссылки, но на 10 лет он оставался «пораженным в правах». До 1942 года не мог выезжать за пределы Архангельской области, затем ему разрешили поселиться в Можайске. В войну Арцеуловы жили в Александрове — столице 101-го километра. Карточек у них не было, Татьяна ходила по деревням и выменивала вещи на еду. Арцеулов пух с голоду. Но отчаянно работал. « Мы выжили только благодаря моей героической маме. Она по шпалам ходила за 100 км в Москву. Там она отдавала его иллюстрации в журналы, и мы могли купить еду» (из интервью дочери, Ольги Константиновны журналу «Огонек»)

Вернувшись в 1947 году в Москву, из-за большого перерыва в лётном стаже на военную службу Арцеулов не вернулся. С авиацией он теперь связан только художественным творчеством, которому окончательно посвящает свою жизнь, считая себя всего лишь ремесленником. Круг его интересов охватывал многое: морская тематика, авиация, фантастика. Долгое время он был ведущим художником журнала «Техника — молодёжи» (оформил 240 номеров), также иллюстрировал периодические издания «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник» и  «Моделист-конструктор». Стал автором панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе. 13 апреля 1961 года на первой полосе «Правды» была помещена композиция, посвящённая полёту Гагарина, — совместная работа художников В. Добровольского и К. Арцеулова.


8


Художник много работал в книжной графике. С его иллюстрациями и художественным оформлением вышли более 50 книг, в том числе «Синопский бой» С. Сергеева-Ценского, «Костры на сопках» А. Мусатова, «Путешествия» Н.Пржевальского, и др. Он любил писать «воздушный океан» и прославился как иллюстратор книг об авиации, охотно работая с книгами своих соратников, друзей (или о своих друзьях) . Например, «Крылья Родины» А. Гумилевского, «Полярный летчик» М. Водопьянова, считавшего его первым учителем, и «Служу Родине» И. Кожедуба. Оформлял  «Рассказы авиаконструктора» А. Яковлева и «На крыльях из дерева и полотна» О. Антонова. Так через много лет после коктебельских слетов друзья возвращались в свою молодость. В 1978 г. генеральный конструктор Антонов переиздал для детей сборник своих рассказов о планерах и самолетах — «Десять раз сначала» с новыми рисунками восьмидесятисемилетнего графика.

Все рисунки Арцеулова «на авиационные темы» глубоко достоверны  – мастер знал свой предмет. Самолет по-своему помог ему увидеть гармонию мира, развил воображение ( и не только ему: многие авиаконструкторы и космонавты - хорошие живописцы). В авиации нельзя не быть художником, считал Арцеулов, ибо она является призванием, творчеством и постоянным открытием мира.  «По моему мнению, профессии художника и летчика близки друг другу, потому что во многом требуют от человека одних и тех же врожденных или приобретенных черт и качеств: чувства пространства, движения в нем, темпа и ритма его, глазомера и тонкого чувства цвета, наблюдательности, аналитического отношения к обстоятельствам в работе, романтизма и предприимчивости, эмоциональности и глубокого знания своего ремесла».


9


После реабилитации в 1956 г. Арцеулов жил постоянно в Москве, умер 18 марта 1980 г. Его картины и рисунки экспонируются и хранятся во многих музейных собраниях: в фондах Феодосийской картинной галереи, государственного Военно-морского музея Санкт-Петербурга и Крымского армянского общества. Его картины расположены на стендах Дома авиации в Москве.

Оригинальные работы Арцеулова поражают высоким мастерством исполнения. Картины художника «Штормит» (масло, холст, 1918 г.) и «Море» (масло, холст, 1918 г.) долгое время датировались 1898 годом и приписывались его деду. Авторство этих работ было установлено в 1962 году экспертами симферопольской картиной галереи и подтверждено Арцеуловым, который никогда не старался подражать Айвазовскому. «Я думаю, что его внуки ни в коем случае не ставили перед собой задачи следовать за дедом. Они искали своего пути в искусстве. Конечно, море их совершенно разное, но все они великолепные маринисты, их работы стоят в ряду лучших русских художников и достойны украсить самую взыскательную картинную галерею». (Т. В. Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского).


10


В 1987 году режиссёр Юлий Файт снял документальный фильм «Дорога в облаках», посвящённый жизни и творчеству Арцеулова. В кинокартине представлены документальные кадры, образ главного героя дополнен рассказами его друзей, соратников и родных. Начинается фильм репортажем с персональной художественной выставки К.К. Арцеулова, среди посетителей которой – летчики и космонавты, также проявившие себя в изобразительном искусстве.

 

Источники:

https://www.litmir.me/br/?b=9382&p=1

http://feolib.crimealib.ru/publ/sobytija/arceulov_konstantin_konstantinovich/2-1-0-48

https://cyberleninka.ru/article/n/legendy-kryma-v-illyustratsiyah-k-artseulova

http://www.home-voloshin.ru/r_27.php


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться