Галерея портретов, творений, событий и памятных мест
Дорогие друзья! И снова мы возвращаемся в Крым и идем дальше, согласно нашему маршруту, насыщенному встречами с нашими соотечественниками, чье творчество и жизнь были связаны с полуостровом, обогащены пребыванием на нем. Именно благодаря им Крым представлен в русской культуре в разных его ипостасях. Повторимся, что этот огромный свиток мы не разворачиваем, согласно хронологии, а рассматриваем как карту. Мы движемся, выискивая созвучия или контрасты. В судьбах и творческом мировоззрении лиц, как широко известных для россиян, так и незнакомых им. В событиях истории и культуры.
В предыдущем пункте нашей виртуальной Галереи портретов, творений, событий и памятных мест мы рассказали об удивительном человеке - Константине Арцеулове, художнике и авиаторе, и в частности, об издании «Легенд Крыма», два выпуска которых которое он оформил как иллюстратор. Сегодняшний рассказ – посвящение его земляку, соседу и хорошему знакомому, издавшему эти сборники - Никандру Марксу. Как и Арцеулова, его тоже можно назвать «крымской легендой». Его личность и деятельность – яркая и необычная, с биографией, в которой нашлось место и предкам-грекам с их виноградниками и новой власти с их Советами народных комиссаров, и сейчас вызывают споры.
Никандр Александрович Маркс.
Палеограф, историк, археолог, фольклорист, генерал-лейтенант.
Он родился в 1861 году в Феодосии, и по одной версии, происходил из семьи зажиточных горожан, выходцев из Белоруссии, а по другой, из семьи потомственных военных. Детство провел в деревне Отузы (сейчас село Щебетовка), под Феодосией.
![2](https://i.ibb.co/SsdXJZY/2.jpg)
М. Волошин: «Н. А. по крови является старым крымским обитателем, и виноградники, которыми он владел в Отузах, принадлежали его роду еще до екатерининского завоевания. По матери он происходил из греческой семьи Цырули, которая за сочувствие русскому завоеванию получила в дар ряд виноградников в Отузах, имеет там на вершине одного из [холмов] — при выходе из деревни — родовые усыпальницы.»
С шести лет он на казенный счет Никандр Маркс воспитывался в Воронежской Михайловской военной гимназии. Потом в Александровском военном училище в Москве. Окончив в 1880 году училище по 1 разряду, 19-летний прапорщик начал службу в Варшаве, в лейб-гвардии Волынском полку. Его служба шла успешно, в армии он пользовался всеобщим уважением. Никандр Маркс отличался большой работоспособностью, исполнительностью, имел превосходную память, не упускал из виду мельчайшие детали. По натуре он был человеком очень веселым и остроумным, прекрасно пел, писал стихи, был душой компании. К сослуживцам относился благожелательно и радушно, независимо от того, начальник перед ним или подчиненный. И еще одно ценное качество отличало Н. Маркса - кристальная честность. 25 лет посвятил он военной карьере в царской России, а потом прервал ее, как говорят в таких случаях, «по велению сердца».
Никандра Маркса глубоко затронул протест против войны Льва Толстого. Он познакомился с писателем лично, беседовал и вскоре ушел в отставку в звании генерал-майора, а позже поступил вольнослушателем в Московский университет. В 1910 году окончил его, защищал диссертацию и был приглашен на кафедру палеографии в Археологический институт, где за короткое время достиг немалых успехов. В должности профессора кафедры он читал курс в течение нескольких лет по древнему Русскому праву, занимался исследованием и изданием таких трудов, как «Азбука-пропись времен царя Михаила Федоровича», «Азбука конца XVII века». И сейчас специалисты пользуются факсимильным изданием «Русская правда» по Синодальному списку», которое было подготовлено Марксом. В 1912 году, к 100-летию Отечественной войны, он издал прекрасно иллюстрированное «Обозрение предметов военной старины». Наряду с серьезными историческими исследованиями Никандр Александрович задумал собрать по всему Крыму древние легенды и сказания, которые ходили из уст в уста. Его книга «Легенды Крыма» была лишь началом этой работы, но завершить ее Марксу не удалось.
![3](https://i.ibb.co/6YSXxt3/3.jpg)
В 1905 году он принял активное участие в Одесском Совете рабочих депутатов. Известна его речь на пристани, посвященная восстанию лейтенанта Шмидта. Был избран членом революционного комитета. В 1917 году перешел на сторону революции. Никандр Александрович невозмутимо выполнял обязанности начальника штаба Одесского военного округа. В условиях всеобщего помешательства кто-то должен был заботиться о том, чтобы воинские части были обеспечены всем необходимым и чтобы в населенных пунктах округа сохранялись спокойствие и порядок. Именно Маркс предотвратил в Одессе грабежи и погромы, оперативно создав и вооружив народную милицию. В сложнейших условиях, когда все разваливалось на глазах, Маркс действовал настолько уверенно, что в сентябре 1917 года был назначен на должность командующего войсками округа.
Месяцы напряженной работы сказались на здоровье Никандра Александровича. В конце ноября с ним случился сердечный приступ. Маркс вынужден был подать в отставку и уехать в Крым, в свое имение в Нижних Отузах (ныне поселок Курортное). Весь 1918 год он провел, обрабатывая свои виноградники и продолжая работу по изучению крымских сказаний и легенд. Его часто можно было видеть беседующим со стариками о древней истории Крыма, о традициях и обычаях крымских татар.
В 1919 году Маркс - комиссар народного просвещения в г. Феодосия. В этом же году, когда в город вошла армия генерала Слащёва, был арестован, доставлен в Екатеринодар; подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров. Приказы и газетные новости были угрожающими, но все более смягчались. Сначала он был приговорен к расстрелу, затем по приказу Деникина, «присуждён, по лишении всех прав состояния, к каторжным работам сроком 4 года, и освобождением от фактического отбытия наказания за старостью лет». Максимилиан Волошин, сыгравший большую в роль в защите Маркса от самосуда и смягчении приговора, вспоминал в своих записках: «Доходили угрожающие слухи об офицерских отрядах, которые поклялись рассчитаться с ним собственноручно, раз нет правды в судах. Однако дело не удалось. Начальник Одесского и Таврического округа Шнейдер приказал покинуть Керчь. Маркс был внешне спокоен и в тот же день переправился на ту сторону и поселился в Тамани. Когда туда прорвался красный кавалеристский отряд и, подъехав к дому в полном военном порядке, предложил от имени Советской Власти принять командование всеми частями Красной Армии Кубани, он отказался, сославшись на то, что по летам имеет право на отставку и войной больше не занимается принципиально».
![4](https://i.ibb.co/PG0kPWc/4.jpg)
Что же на самом деле стояло за обвинениями этого человека в преступлениях против «белых» и восхвалениях его «красными»? «В военной среде было тогда уже недовольство Марксом за его излишний, как тогда считали, «демократизм». Но этот демократизм был вполне естественным крымским обычаем. Маркс подавал руку нижним чинам и всякого, кто ни приходил в его дом, гостеприимно звал в гостиную и предлагал чашку кофе. Это вполне естественное в Крыму гостеприимство и отношение к гостю вне каких бы то ни было социальных различий рассматривали в военной и офицерской среде как непристойное популярничанье и заискивание перед демократией». (М. Волошин «Дело Н. Маркса»)
Он «не был жертвой революции, не был ее вождем, не был ее слугой. Служил он только народу, служил верой и правдой. Служил и последние четыре года своей жизни, насыщенных и бурных, «ибо это были годы революции и гражданской войны» (Ф. Зинько «Вся жизнь и еще четыре года»).
Бывший генерал царской армии, крупный ученый-историк, специалист по древнерусской палеографии Никандр Маркс умер в 1921 г. от воспаления легких в Екатеринодаре (с ноября 1920 года - Краснодар) и был похоронен в сквере рядом с Кубанским университетом - еще одним полем его разнообразной деятельности. Никандр Александрович сыграл большую роль в основании этого учреждения, открытого 5 сентября 1920 года, и был его первым ректором - с 19 декабря 1920 года.
Могила Н. А. Маркса не сохранилась.
Справка об имени Никандр: греческое имя (Νίκανδρος, буквально «побеждающий людей»), носителями которого были, в частности, Никандр (царь Спарты) — царь VIII века до н. э., ряд святых православной церкви.
И еще одно примечательное описание Никандра Маркса, принадлежащее писателю Владимиру Вересаеву : «Невысокого роста, коренастый, довольно плотный. С огромной головой и густыми золотистыми спадающими волосами, как львиная грива. Крупные черты лица, выпуклые голубые глаза. Больше всего замечалась и сразу покоряла удивительная ласковость, со всеми он был одинаков, со всеми говорил с одинаковой внимательностью – и с трепещущим просителем, и с власть имущим. Редко я встречал среди лиц привилегированного класса такого глубокого, органического демократа, каким был этот генерал-лейтенант царских времен, бывший командующий войсками Одесского военного округа».
«Легенды Крыма» Никандра Маркса
![5](https://i.ibb.co/KDSN38t/5.jpg)
« Мама,—замѣчалъ я въ дѣтствѣ,—да вѣдь это—просто подводная скала.— Конечно, такъ, мой мальчикъ. Подводная скала для чужихъ, а для насъ, здѣшнихъ, это—народный памятникъ хрисгіанкѣ первыхъ вѣковъ» ( Н. А. Маркс»)
Вообще, первым, кто в конце XIX века опубликовал некоторые многочисленные крымские легенды, был крымский историк и этнограф Василий Кондараки. Однако до поры до времени устное народное творчество крымско-татарского народа было известно лишь специалистам. Крымские легенды были изданы в Москве (1-й выпуск — в 1913-м, 2-й — в 1914 г.) и в Одессе (3-й выпуск, 1917 г.). Никандр Маркс познакомил с древними легендами Крыма читателей всей Российской империи. Она была написана простым и в то же время поэтическим языком, каждая легенда сопровождалась примечаниями, указывающими, от кого автор ее услышал и где в Крыму находятся те достопримечательности, о которых повествуют легенды
![6](https://i.ibb.co/d5yRwv2/6.jpg)
В этих легендах нашли отражение духовные и материальные основы этносов, издавна живших на полуострове. Главным образом, это греки, основавшие здесь первые христианские колонии и татары с их мусульманской верой. С их верованиями, традициями, бытом и пережитыми историческими событиями, как и в любом другом фольклоре мира, здесь переплетаются особенности окружающего пространства: природа Крыма, его ландшафт накладывают отпечаток на легенды, здесь рожденные. Среди них: «Окаменелый парус», «Эчки-Даг (Козья гора)», «Кыз-Кулле (Девичья башня)» и другие.
![7](https://i.ibb.co/hsds888/7.jpg)
В двух первых выпусках этого издания рисунки, как мы уже упоминали, принадлежат Арцеулову, и они соответствуют содержанию легенд. В своих иллюстрациях художник активно задействует линию - герои приобретают характерные образы, прослеживается культурные и этнические мотивы. Так же автор использует силуэты горной местности, конкретного пейзажа или виноградной лозы. А вот кому авторы посвящают издание 1913 года – «вдохновителъницѣ нашеютруда—Жаннѣ Ивановнѣ Арцеуловой», матери иллюстратора (и дочери мариниста И. К. Айвазовсого), жившей, как и Н. Маркс в Отузах. Второй выпуск посвящен «Аделаидѣ Валеріевнѣ М а р к с , иниціатору предпринятого труда», жене издателя.
Откройте это издание, хотя бы в онлайн- формате, и вы встретите и других людей, вдохновивших авторов на труд, поделившихся с Никандром Александровичем легендами. Были вы в Крыму, или нет, но при внимательном чтении вы почувствуете неповторимый «аромат», связанный не с обонянием, а с другим органом, которым мы воспринимаем все прекрасное.
Не удивительно, что «Легенды Крыма» пользовались большой популярностью и выдержали еще два дореволюционных издания. Однако, в годы советской власти они не переиздавались, став библиографической редкостью. Ее автор если и упоминался, то вскользь, как один из участников революционных событий. Но что совершенно точно, была одна легенда, представленная Н. Марксом его современникам, и доступная советскому читателю «в широком его охвате».
![8](https://i.ibb.co/kc48GPK/8.jpg)
Это «Девичья башня в Судаке». Она печаталась по изданию Н. Маркса 1915 г., в одноименном сборнике «Легенды Крыма» в котором были уже и «Ханский сын» М. Горького, и герои нового фольклора, созданного новой властью. Эта книга – упрощенный и популяризированный вариант легенд полуострова, вероятно, выдержала несколько изданий.
В нашей библиотеке есть такой, букинистический уже сборник, выпущенный «Крымиздатом» в 1962 году с тиражом 50.000 экземпляров. Увидев его на полке, не один наш читатель, чья юность пришлась на 60-е -70-годы прошлого века, говорил, что у него «дома есть такой же», или похожий.
А еще – вспоминал поездку на полуостров, в которой «Легенды Крыма» были приобретены.
![9](https://i.ibb.co/GJ2dcRB/9.jpg)