Новость опубликована 01/09/2020
«В коробке с карандашами. Из истории школьных принадлежностей»

Подборка интересных фактов о канцелярских предметах от Библиотеки №3


Первое
Сентября —
Первый день
Календаря,


— строчки из стихотворения Самуила Маршака вспоминаются накануне замечательного праздника – Дня знаний.

В этот день школьники берут свои портфели и вновь отправляются в увлекательную страну открытий и новых свершений. Давайте заглянем в школьные ранцы и поговорим об истории канцелярских принадлежностей: ручек и карандашей, линеек и тетрадей.

Школьные принадлежности для фотографий предоставлены сотрудниками библиотеки №3 и Музея истории Уралхиммаша.

Тетрадь

  • Тетрадь (от греч. τετράδιον — четвёртая часть листа, от др. -греч. τέτρα — «четыре») — письменный носитель информации, предмет для произведения записей, состоящий из листов бумаги, скреплённых различными способами (спиралью, сшивкой, скреплением скобами).

  • Термин «школьная» тетрадь кажется обычным, а вот в дореволюционной России была другая терминология – тетради «ученические» и «общие».

  • Листы, из которых состоит тетрадь, могут быть в клетку, в линейку, в косую линейку и т. п.

  • 18-листовые тетради - чисто советское изобретение! Её придумали в середине 70-х годов. На фабриках проанализировали, что в среднем 12-листовая тетрадь в школе исписывается довольно быстро, а 24-листовая практически не исписывается никогда - уже на 17-18 листочке тетрадь "затирается". И тогда было придумано выпустить из экономических целей 18-листовые тетради.

  • Плотные обложки к тетрадям придумали в 1982-м году. 

  • А вы знали, что поля в тетради придумали не для учителей?

 

1
2
3


Дело в том, что раньше книгам и тетрадям частенько наносили урон нашествия крыс и мышей, которые любили погрызть края бумаги. Именно для того, чтобы не дать грызунам вместе с бумагой съесть часть важной информации, придумали делать поля, за которые старались не заступать.

 

4
4-1
5


Ручка

  • Металлическая перьевая ручка была запатентована в 1803 году, но патент не был использован в коммерческих целях. Стальные перья вошли в общественное применение в 1830-х. В 19 веке металлические ручки полностью вытеснили ручки из гусиных перьев.

  • Ручки с металлическим пером были в школах нашей страны до середины шестидесятых годов.

  • Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности. Ее непременными спутниками были чернильница, кляксы, промокашки. Осторожно макнул ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу. Нажим при письме должен быть не очень сильный и одинаковый – только тогда перо оставляет тонкую красивую линию. Нажмешь очень сильно – испортишь перышко. Две его половинки разойдутся, и перо можно только выбросить. Поэтому сходить «купить перышки» для школьников в 50-60- годы XX века было обычным делом.
  • Позже в школах стали пользоваться авторучками с «вечным» пером. Его не надо было макать в чернильницу: в корпусе такой ручки находилась небольшая емкость с чернилами.

  • А в конце 1960-х до советских школ наконец-то добрались и шариковые ручки, изобретенные венгерским журналистом Ласло Биро еще в 1931 году. Первые пластмассовые советские ручки были очень тоненькими, ломались от малейшего нажатия и стоили несуразно дорого — 2 рубля.

  • Долгое время учителя неодобрительно относились к «шарику». Считалось, что ученик должен сначала выработать правильный и красивый почерк и лишь после этого пользоваться удобными, но губительными для каллиграфии новинками. В некоторых школах пользоваться ими запрещали даже старшеклассникам. Так, если выпускное сочинение было написано шариковой ручкой, его не проверяли в принципе, а сразу ставили «двойку».

  • 1990-е годы ознаменовались появлением другой технологической новинки — гелевых ручек, писать которыми было так же легко, как пером. Еще через 10 лет распространилась мода на роллеры и капиллярные ручки.

 

6
7
8


Карандаш

  • Появление слова "карандаш" восходит к тюркскому karadas — "черный камень" и турецкому karatas – "чёрный сланец”. Лингвисты связывают с ним также слово "карандыш" (крошка, карапуз, маленький человек) указывая на близость его значения с немецким словом "tift" — карандаш карапуз. 

  • Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге.

  • Привычную для нас шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фабер Кастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. 

  • Цанговые карандаши появились в 1869 году.

  • В Советском Союзе было несколько фабрик, производящих карандаши: фабрика им. Красина, им. Сакко и Ванцетти.

  • Школьники, берущие в руки карандаш, не задумываются, что при производстве карандаш проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней. 

  • Ассортимент карандашей в семидесятые был весьма разнообразен и включал следующие группы: графитные – школьные, чертежные, рисовальные, канцелярские, специальные; копировальные – канцелярские графитные и канцелярские цветные; цветные – школьные, рисовальные, канцелярские, чертежные.
12
13


Линейка

  • Линейка, инструмент для проведения линий, знаком каждому школьнику с первого класса.

  • Производное от слова линия, заимствованного через немецкий из латинского языка, где linea – «линия», «нитка», производное от linum – лен.

  • В 1789 году во Франции была введена метрическая система мер. Сантиметр- это сорокамиллионная часть географического меридиана проходящего через Париж. Сначала линейками пользовались ученые, потом студенты. В обычной школе линейки стали появляться лишь в начале 19 века.

  • В России такие линейки попали в 1812 году в качестве военного трофея. Производство было отлажено лишь в 20 веке, благодаря Д.И.Менделееву, который был инициатором введения метрической системы мер в России.

  • Для изготовления линеек первоначально использовалась исключительно прямослойная груша. В Советском Союзе согласно ГОСТу применялась древесина твердолиственных пород (груша, бук, клен, береза). Толщина линейки была 2 мм.

  • В старших классах во времена Советского Союза школьники учились делать вычисления с помощью логарифмической линейки.

  • Счетный инструмент для упрощения вычислений был изобретен английским математиком Э.Гунтером вскоре после открытия логарифмов и описана им в1623 году.

  • Для своего времени логарифмическая линейка была нужным инструментом. Она позволяла выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. 

  • Принцип действия логарифмической линейкой основан на том, что умножение и деление чисел заменяется соответственно и вычитанием их логарифмов.

 

10

 

11

 

Много интересного можно узнать, заглянув в школьный портфель. Приглашаем всех на страницу во ВКонтакте Библиотеки №3, где стартует акция приуроченная к сегодняшней дате. 


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться