Новость опубликована 16/09/2020
«Back-2-school-month». Норвежский опыт: школа без оценок

Интервью с учителем из Норвегии


Сегодня мы расскажем Вам о совершенно обыденных вещах в системе образования Норвегии, но непривычных для нас. Нам удалось взять интервью у Катарины Фабер, учителя немецкого языка в одной из норвежских гимназий.

Катарина, как строится образование в Норвегии?

Начальная школа длится до 7 класса, молодежная школа – это 8, 9 и 10 класс. Обязательно дети должны закончить 10 классов.


Почему начальная школа длится так долго?

Так было всегда. Нужно заметить, что до 7 класса дети не получают оценок. Правда, они получают обратную связь от преподавателя, что и насколько хорошо они делают. Также по итогам тестов дети знают, сколько баллов они получили, но при этом итоговые оценки в конце четверти или года им не ставятся. Также школьники много играют и много находятся на свежем воздухе. Особенно в первые три года обучения.


Если ученики много играют, то какова роль учителя на уроке? Он играет вместе с детьми или следит за порядком?

Приведу пример. Дети учатся считать, и для этого учитель может принести в класс игральные карты. Дети учат алфавит, а учитель может отправить их на улицу искать предметы, название которых начинается на букву «С», и они должны затем принести эти предметы в класс. Еще можно, например, писать свои имена палкой на песке. Мы учитываем то, что детям сложно долго сидеть на одном месте, а потому предлагаем задания, во время которых можно двигаться и задействовать все тело.  Конечно, чем старше становятся дети, тем сложнее задания. А если дети справились со всеми задания на уроке очень быстро, то они в качестве поощрения могут играть, например, в математические игры, в карты или в монополию.


Очень часто считается, что оценки мотивируют детей учится. Как же норвежские учителя мотивируют детей?

Мне кажется, бывает внешняя и внутренняя мотивация. Оценки – это внешняя мотивация. Мой сын, например, ходит в пятый класс и вообще не знает, что такое оценки. От учителя дети могут получить похвалу или небольшую награду в знак признания их успехов, таким образом, появляется чувство, что что-то им удалось. Если ребенок постоянно получает плохие оценки, он в результате не хочет ничего делать. Сейчас также ведется дискуссия о том, что нужно отменить оценки и для 8-10 классов. Но тогда у нас возникнет сложность с тем, чтобы понять, где ребенок должен учиться дальше – в гимназии или в обычной школе.


standard-compressed-Valdres-folkeh-gskule


А что еще особенное есть в норвежских школах? Необычные предметы?

Один день в неделю дети находятся на свежем воздухе. Я живу на острове, и летом дети часто ходят в этот день в походы, могут купаться или жарить сосиски. Также учитель проводит конкурсы или предлагает детям что-нибудь искать. Часто именно так проводятся уроки естествознания. Например, возьмем тему «Где прячутся муравьи зимой?» и на природе эту тему изучать куда интереснее, можно пробудить интерес, можно наблюдать. Это гораздо интереснее, чем когда учитель стоит  у доски.


Как дети в Норвегии решают, что они хотят изучать после школы?

О, это тоже очень необычно. У нас есть  такие школы, где дети живут целый год и занимаются, например, танцами, если они любят танцевать. Есть школы с разными курсами по лыжному спорту для тех, кто увлекается лыжами, можно заниматься театральным искусством или музыкой. Многие мои друзья учились в такой школе, я же поехала в Германию. Они и жили там, это был первый год вдали от родителей. Это очень важно порой – сделать паузу после интенсивной учебы в течение 13 лет и понять, чего ты хочешь. Многие говорят, что это был самый счастливый год их жизни.


Students


А кто это оплачивает?

Можно получить часть  денег от государства. Обычно государство выделяет деньги на 5 лет учебы, таким образом, 1 год будет вычтен.

В этих школах можно также обучаться рыбалке или охоте, фотографии или фитнесу – разнообразие тем удивляет. Возможность попробовать, углубиться, подумать является, без сомнения, очень  важным условием правильного выбора профессии. А мысль, что именно в школе закладывается фундамент для дальнейшей жизни человека, очень важна и не стоит ею пренебрегать в любой стране мира.



Другие материалы в рамках проекта