Новость опубликована 03/11/2020
«Жизнь и память. Волшебники – свидетели войны»

Посвящается иллюстраторам детской книги, чья жизнь пришлась на годы Великой Отечественной войны


Когда пришла война, творческие люди не остались от нее в стороне. Кто-то, надев шинель, так и не вернулся домой. Художникам тоже пришлось воевать: то с оружием в руках, то с помощью кисти, пера и карандаша. Некоторые из них в годы войны были детьми, и война также отразилась на их творчестве.

Мы вспомним о пяти признанных мастерах детской книги – волшебниках, сотворивших свой неповторимый мир. Талантливые и легко узнаваемые работы этих художников вошли в золотой фонд оформления детской книги. Они живут в сердцах и памяти читателей. Но не все знают, как жили и над чем работали знаменитые иллюстраторы во время Великой Отечественной войны.

1-1В 2020 году исполнилось 120 лет со дня рождения художника Алексея Федоровича Пахомова (1900-1973).  Среди его работ – иллюстрации к рассказам Льва Толстого и стихотворению Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Родом из крестьянской семьи, он на деньги благотворителей приехал в 1915 г. в Петроград, где потом и остался работать. Занимался живописью и графикой, иллюстрированием книг.

1-2

В городе на Неве Пахомов прожил все 900 дней Блокады. Рыл окопы, тушил зажигательные бомбы на крышах, был донором и не переставал рисовать. Главный военный труд художника  – серия литографий «Ленинград в дни блокады». Она создана не по воспоминаниям, а по следам событий. Это  личный документ, выстраданный и воплощенный в художественном образе. Рисунки порой делались прямо на улицах города.

1-3

Каждый день мог оказаться последним для Алексея Пахомова, но в его работах была художественно-эмоциональная сила. В них была вера в победу красоты человечности - в нечеловеческих условиях жизни. Он участвовал в выставках работ художников, проходивших вопреки блокаде. Он продолжал иллюстрировать книги - две из них вышли в осажденном Ленинграде: «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского и «Сказки. Песни. Загадки» С. Маршака.

1-4

В 1943 году Алексей Пахомов создал агитационный плакат  «Молодой рабочий». На нем изображен 14-летний Вася Иванов, работавший в блокаду на военном заводе. Он был немногим старше следующего героя нашего рассказа об иллюстраторах в годы войны.

2-1

Александр Георгиевич Траугот (1931-) - представитель известной художественной династии из Санкт- Петербурга. В 1956 году вышла первая книга, оформленная им вместе с братом Валерием и отцом Георгием Николаевичем. Авторство  обозначалось так: первые буквы имен художников и их фамилия – Г.А.В. Траугот. Вместе они проиллюстрировали более 200 книг. Наиболее известны их иллюстрации к сказкам Ш. Перро, В. Гауфа и Г.-Х. Андерсена. В работах Трауготов историческая точность сочетается с ощущением волшебства, которое передается благодаря удивительной работе в акварельной технике. 

2-2

Когда грянула война, Александр и Валерий были детьми. Первому было 11 лет, второму 5. Блокада застала их семью в городе. Они жили вместе бабушкой и дедушкой (которые умрут от голода), мамой и папой. Летом 1941-го 5-летнего Валерия эвакуировали. В Ленинграде с каждым днем что-то ухудшалось, наступающая неделя была непохожа на предыдущую. В коммуналке постепенно умирали жильцы. На грани смерти была и семья Александра Георгиевича, когда у его отца украли карточки.

2-3

Всю блокаду Шурик Траугот рисовал. То, что видел на улицах и в квартире. В 1944 году, когда из эвакуации вернулась школа при Академии художеств, мальчик туда поступил. Конкурс был очень большой, но его приняли, когда он предъявил блокадные рисунки.

2-4

Репродукции этих рисунков вошли в переизданную книгу Ильи Миксона «Жила, была» – повесть о Тане Савичевой, чей дневник стал символом страшной участи блокадных ленинградцев.

3-1

Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987) в период войны он, как и другие художники, создавал агитационные листовки и иллюстрации. В 1943-м году вступил в студию военных художников имени М. Б. Грекова. Ее авторы внесли большой вклад в борьбу с противником - вели своеобразную летопись войны, ее главных сражений и фронтовой жизни. Кокорин начал писать путевые дневники, трудился все время, даже находясь в окопах. Из дневника художника: «Сижу с альбомом в руках на обочине зимней фронтовой дороги. Передо мной проходит необыкновенная, неповторимая жизнь. Все, что я вижу, меня волнует, и мне хочется, хотя бы несколькими штрихами, понятными лишь мне, нарисовать все, что я вижу. Все это больше никогда не повторится...».

3-2

Удивляют и поражают дети войны, им запечатленные.  Те, кого называли сынами полков. В нахлобученных шапках, в больших, не по размеру, шинелях.  Когда Кокорин годы спустя создавал  иллюстрации  к  «Севастопольским рассказам»  Льва Толстого, он понимал, что, возможно,  «не имел бы особого права» этого делать»,  если бы «сам не был на войне, если бы своими глазами не видел ее».  «Там я увидел тех же людей, что были рядом со мной в окопах, на дорогах войны...», - так писал художник о героях Толстого – участниках Крымской войны, которая была почти за 90 лет до начала Великой Отечественной. Впечатлений во время войны было много и не было времени переносить все на холст. Работать приходилось быстро и лаконично – в рисунках и  набросках.

3-3

Он научился доводить свой рисунок до высокой простоты, которая приходит с большим  профессиональным опытом, практикой. Необходимость рисовать быстро и верно помогла художнику найти свою творческую манеру. Ее можно видеть и в работах художника, относящимся к мирному времени.  Самые известные из них -иллюстрации к сказкам Андерсена.

4-1

Май Митурич-Хлебников (1925- 2008) не сразу пришел в детскую иллюстрацию. Но, сколько себя знал, он всегда мечтал работать  в искусстве. Родители Мая - Петр Митурич и Вера Хлебникова, известные  художники, желания мальчика рисовать всячески поощряли. Не сразу он получил и художественное образование, да и среднюю школу до войны не успел закончить. В августе 1941 года вместо того, чтобы идти в девятый класс, он пошел на работу в «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства), где печатали агитационные патриотические плакаты. Трудился трафаретчиком в мастерской. Старшие коллеги увидели, что он хорошо чувствует цвет  и отправляли его подбирать колеры. Он так старался, добиваясь нужного цвета и густоты масляной краски, что рабочий день заканчивал перепачканным с ног до головы.

В 1942 году, в 17 лет, Май Петрович идет добровольцем на фронт. Он заправляет горючим грузовики, которые шли по «дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград.

4-2

В 1943 году рядового Митурича зачисляют во фронтовую бригаду художников при  Красной армии. Цель ее создания – наглядная агитация для поднятия боевого духа. Художники изображали портреты вождей и маршалов на больших плакатах (2х3, 3х4 метра), которые размещались после важных побед в центрах освобожденных городов. («Город еще горит, а мы устанавливаем на главной площади плакаты»). С этой бригадой он был в таких городах как Курск, Новгород, Минск, Киев, Вильнюс и Варшава.  Победу Май Петрович встретил в Берлине, где на Александер-плац бригада художников расставила портреты всех маршалов СССР. В армии он служил до 1948 года.

По итогам службы, был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны II степени. Незадолго до окончания военной службы поступил на заочное отделение в Московский полиграфический институт и параллельно — в 10-й класс школы рабочей молодежи. Это совмещение далось Митуричу очень тяжело – он работал на пределе сил. Институт он успешно закончил в 1953 году, получив диплом специалиста художника книги.

4-3

За 40 лет работы с детской иллюстрацией оформил более 100 книг. Среди них сказки К.Чуковского, стихи А. Барто и рассказы  Г. Снегирёва. Одна из самых характерных его работ — иллюстрации для «Маугли» Р. Киплинга. Художник мастерски освоил акварель, добился легкости и непринужденности рисунка, нашел новые художественные решения. На вопрос «Вы, кажется, воевали?» он неизменно отвечал: «Я не скажу, что воевал. Я не был на передовой»

5-1

В год начала войны Евгению Ивановичу  Чарушину (1901-1965) исполнилось 40 лет. Это был известный писатель и художник, чьи произведения публиковались огромными тиражами. Он был горячо любим взрослыми и маленькими читателями.

С августа 1941 Евгений Иванович, его отец Иван Аполлонович (знаменитый вятский архитектор), супруга Наталья Аркадьевна и сын Никита (будущий художник) покидают Ленинград. По совпадению местом их эвакуации становится Киров (ныне Вятка), родина Чарушиных. Долго не могли обустроиться. Ближе к зиме получили жильё -  маленькую баньку в шесть квадратных метров. Она топилась по-чёрному. Зимой стояли морозы за сорок градусов. Евгений Иванович навел уют: оклеил стены бумагой и расписал по трафарету цветами, а Никита нарисовал на печи жар-птицу…Потом удалось получить две маленькие комнатки. В глубоком тылу, жилось, конечно, лучше, чем в осаждённом Ленинграде, но всё же голодно… Несмотря на это, творческие люди продолжали в этих условиях работать.  Их много съехалось в Киров; все жили дружно и поддерживали друг друга, как могли. В эти годы Евгений Чарушин трудится упорно и не жалея себя.

5-2


Книга Евгения Ивановича Чарушина с иллюстрациями автора, изданная во время Великой Отечественной войны: «В лесу» (1942г).

Художник продолжает создавать иллюстрации к своим рассказам. Выходят  варианты его книг «В лесу», «На нашем дворе» и «Животные жарких и холодных стран», объединённых позже в сборник «Моя первая зоология». Появляются иллюстрации и обложки к книгам других авторов. Всего — шестнадцать изданий! Также Чарушин работает и в агитационной литературе. Он часто бывает в госпитале и успевает делать зарисовки. На обороте каждого из более, чем сотни рисунков записана история изображённого бойца — это не просто портреты, а важные исторические документы.

Евгений Иванович создаёт серии эстампов для детей — цветные автолитографии, многие из которых уже после войны войдут в состав его книг «Шутки» и «Зверята», проводит занятия в детских садах и школах, занимается эстетическим воспитанием их ребят, консультирует воспитателей и преподавателей. Проявляет себя и как блестящий художник монументального искусства. Он полностью оформляет три спектакля Кировского драматического театра (создает эскизы костюмов и все декорации). Также он расписывает интерьеры. Наиболее значительная его работа - роспись детского сада одного из заводов и фойе Дома пионеров и школьников. Коридоры и большие помещения были украшены сценами из известных сказок, басен и песенок, растительными мотивами, реальными образами, а также отдельно написанными художником холстами. «Дать нашему дошкольнику в суровые годы войны этот источник бодрости и сильных эстетических переживаний — большая заслуга художника и детского писателя Чарушина…» (журнал «Дошкольное воспитание»).

5-3

Чарушин брался буквально за всё, в условиях, которые совершенно не располагали к творчеству. Создает первые скульптурные композиции, которые уже после войны выпускались на Ленинградском фарфоровом заводе и изразцы для печей; реставрирует скульптуру и лепнину на здании Кировского театра и многое другое.

Летом 1945 года Чарушины вернулись в Ленинград и Евгений Иванович вернулся к любимой писательской работе. После тяжёлых лет эвакуации, осознания самого факта произошедшей войны и тех бедствий, которые она принесла, это были уже совершенно другой человек.

Да и кто в то время мог остаться прежним? В жизни всех людей война оставила свой неизгладимый отпечаток, осела в памяти воспоминаниями и отразилась на здоровье. Художники, о которых мы рассказали, отдали в своем творчестве дань тому тяжелому времени и освобождались от его груза, оформляя детские книги. Каждый из них создал свой удивительный и волшебный мир иллюстрации, открывший маленьким и взрослым читателям  окном в мир литературы.

 

Источники:

https://lib.herzen.spb.ru/p/exhibition-1-193
https://cutt.ly/bgPn10w
https://cutt.ly/LgPn9Mz
https://www.mos.ru/news/item/74790073/
https://cutt.ly/9gPmbvk


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться