Новость опубликована 14/11/2020
«Двадцатый год — прощай, Россия!»

К 100-летию Исхода Белой армии за пределы России


Мы шли в сухой и пыльной мгле
По раскалённой крымской глине.
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине.
И в этот день в Чуфут-Кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год — прощай, Россия!

Николай Туроверов

 

Мы – за красных! Мы были – за красных, когда читали книги, пели песни и смотрели фильмы про гражданскую войну. Несколько поколений советских школьников выросли, называя «нашими» победившую армию. Мы росли, не особо вникая в уроки истории, но с романтизированным представлением о героях Красной армии, об их справедливой борьбе «за счастливое будущее» нашей страны. Уже потом, «когда все стало можно», многие стали с удивлением узнавать о том, что их предки воевали с другой стороны фронта, или, будучи мирными жителями, были причислены к лишним сословиям, ограблены и сосланы. И вот тогда, путаясь в уже новых «уроках», «свалившихся» на нас в виде ранее запрещенной, исторической и художественной литературы, разных мнений и сомнений, мы вдруг осознали окончательно, что «белые – тоже люди и у них тоже была своя правда!».

Для кого-то из наших современников она стала окончательно своей, а кто-то ее так и не принял, стойко держась завоеваний и принципов «красных». Среди бывших советских школьников, не примкнувшим ни к тому, ни к другому лагерю есть те, кто вообще не думает о прошлом, и те, кто занимает «глухой» нейтралитет или философскую позицию, близкую к боли Макса Волошина «молюсь за тех и за других» (стихотворение «Гражданская война».) Поэт, живущий в Крыму, многое там видел в годы братоубийственной розни и воспринял ее как  трагедию для России. Крым стал местом Исхода Белой Армии с берегов Отчизны, географической точкой окончания Гражданской войны и метафизической чертой, обозначившей отсчет нового времени для изменившейся страны.  А всегда ли обычными советскими школьниками белые воспринимались однозначно отрицательно?  Разумеется, нет!


2


Еще в 1968 году Евгений Карелов снял фильм «Служили два товарища», где сцены Белого исхода из Крыма были показаны так, что вызывали сострадание у зрителя. Действие картины разворачивается в первых числах ноября 1920 года. Войска барона Врангеля блокированы в Крыму. РККА готовится к последнему наступлению. В фильме две параллельные сюжетные линии, которые пересекутся. Первая — о двух товарищах-красноармейцах, сыне священника Андрее Некрасове, роль которого исполнил Олег Янковский, и боевом командире, которого разжаловали в рядовые, Иване Корякине (Ролан Быков). Вторая линия — о белогвардейских офицерах.

Экранное время героя Владимира Высоцкого, белого офицера Брусенцова, было значительно сокращено — бо́льшая часть отснятого материала в фильм не попала, по идеологическим причинам. Даже несмотря на этот факт, персонаж, который по всем правилам был отрицательным, воспринимался неоднозначно. По вине Брусенцова гибнут два человека – его сослуживец (случайно) и Некрасов (сознательно выпущенная пуля), но он все же вызывает сочувствие. Офицер, сражающийся на стороне Белой армии,  показан как человек неординарный, яркий, страдающий, мечущийся, кроме того, есть с ним в фильме любовная линия, что подкупает зрителя.  Что уж говорить  о том, что благодаря актерскому обаянию Высоцкого все его персонажи воспринимаются как положительные. Фильм «Служили два товарища» - стал рассказом о трагедии Гражданской войны, когда свои воевали против своих, и трудно делить их на плохих и хороших.


3


Режиссер картины Евгений Карелов читал мемуары участников битвы в Крыму. Юлий Дунский и Валерий Фрид написали сценарий для фильма, аккумулируя в нем свои знания о гражданской и Великой Отечественной войнах, постарались сделать свое дело максимально правдиво, опираясь на реальные факты и личный опыт. Сценаристы использовали фильм для поиска своих бывших знакомых по ГУЛАГу, в том числе их друга Александра  Брусенцова, «геройского парня, бывшего лейтенанта».

Самый запоминающийся момент фильма – это  трагический эпизод, когда Брусенцов видит с борта корабля своего плывущего вслед коня, и стреляется. На эту сцену создателей фильма вдохновило стихотворение русского поэта-белоэмигранта Николая Туроверова, написанное в 1940 году:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.

А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.

Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою!
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.

Мой денщик стрелял не мимо —
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.


4


А что было там, за Черным морем? Перед глазами встает один из последних эпизодов фильма «Бег», снятого режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым в 1971году. Высокий худой офицер в потрепанной шинели стоит на берегу моря спиной к зрителю и смотрит вслед кораблю, уплывающему в Россию. Рядом с ним – только камни и бродячие константинопольские собаки.  Все вместе читается как метафора одиночества и потерянности. Все, что было перед этим эпизодом – по сути, о том же. В «Беге» советским зрителям была показана  судьба эмигрантов - интеллигенции и офицеров белой гвардии.


5


Однозначно положительными виделись Серафима Корзухина, жена товарища министра торговли (Людмила Савельева) и Сергей Голубков, приват-доцент Петроградского университета (Алексей Баталов). У них были и чувство собственного достоинства, и настоящие, уже утерянные и невиданные утонченность и интеллигентность. Вместе с нежнейшей любовной линией, которая развивалась на протяжении всего фильма, эти качества главных героев подкупали и пленяли зрителя. Как радовались мы тому, что Серафима Владимировна и Сергей Павлович возвращаются обратно,  домой, на корабле, который провожает печальным взглядом белый офицер! Последний эпизод – заснеженная  Россия принимают их в свои объятия, и они скачут на лошадях по родному зимнему простору… «Вот только куда?», - думаем мы сейчас.


6


Трудно было воспринимать отрицательным генерала Григория Чарноту, благодаря потрясающей игре Михаила Ульянова, предавшим всю трагикомичности героя.  Самые яркие эпизоды с ним – тараканьи бега в Константинополе и сцена после игры в карты с Парамоном Корзухиным, товарищем министром торговли Крыма (Евгений Евстигнеев), когда он осознает, что «сорвал большой куш», но проиграл в гораздо большем, потерял самое главное в своей эмигрантской жизни. 


7


И конечно, тот самый офицер на берегу, Роман Хлудов в исполнении Владислава Дворжецкого – беспощадный генерал, преследуемый страшными мистическими снами. Отрицательный, но все же он страдающий герой, а значит, вызывающий сочувствие у русского человека, для которого не чужды православный менталитет и взгляды Достоевского.  Это личность в пограничном состоянии, с больной душой, то ли кающейся, то ли неспособной это сделать.  Хлудов у Дворжецкого – запределен в своей оторванности от окружающих его людей, и он фантастичен, не менее, чем капитан Немо, который будет сыгран им через четыре года после роли белого генерала.

Фильм был снят по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море» и стал первой экранизаций произведений писателя в СССР. Пьеса «Бег» имеет документальную основу.  Это воспоминания об эмиграции второй жены Булгакова Любови Белозерской (она вместе со своим первым мужем бежала в Константинополь, жила в Марселе, Париже и Берлине) и мемуары белого генерала Якова Слащёва. Пьеса не была поставлена по личному запрету Сталина: «„Бег“ есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, попытка оправдать или полу оправдать белогвардейское дело. „Бег“, в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление».


8

У многих героев были прототипы, в том числе у Хлудова и Чарноты.  У первого -  Яков Слащёв, он воевал против красноармейцев в Крыму, затем эмигрировал в Константинополь, затем вернулся в Россию, преподавал у военных, был застрелен.  Один из прототипов второго - генерал-лейтенант Сергей Улагай, был эвакуирован в Турцию, откуда переехал во Францию и основал цирковую труппу наездников. Есть в фильме и Главнокомандующий - имя барона Пётра Врангеля, одно из главных руководителей Белого движения, прямо не называется. Именно он издал в ноябре 1920 года приказ об эвакуации из Крыма, организатором которой сам и выступил. В считанные дни на 120-ти кораблях были спасены от расправы 150 тысяч человек военных и гражданского населения. Этот гуманитарный подвиг называют главным в жизни Врангеля. Вот как последние шаги Главнокомандующего на русской земле запечатлел Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!», которая воспевала новую власть на руинах рухнувшей, стертой:

И над белым тленом,
как от пули падающий,
на оба
колена
упал главнокомандующий.
Трижды
землю
поцеловавши,
трижды
город
перекрестил.

Под пули
в лодку прыгнул...
- Ваше
превосходительство,
грести?-
- Грести!


Как свидетельствует история, перед тем как самому покинуть Россию, Петр Врангель обошёл все русские порты на миноносце, чтобы убедиться, что пароходы, везущие беженцев, готовы выйти в открытое море.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться