Рождество Христово в иконописи и картинах художников
День, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Праздник длится до Сочельника Крещения Господня, и все эти дни, от 7 января до 18 января, освещены рождественским светом. Они называются Святыми днями, или, по-народному, Святками. Чувством радости и ликования наполнены как церковное Богослужение, так и иконы Праздника.
Ранняя фреска
Иконография праздника Рождества Христова начала складываться очень рано. Ее первые образцы – в катакомбной живописи, прежде всего в Риме. Эти фрески приблизительно датируются III-IV веками.
Первые три века христианской истории праздник Рождества Христова был соединен с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — прихода Бога в мир людей. В IV веке, когда римский император Константин Великий разрешил христианам открыто исповедовать свою веру и они вышли из катакомб, праздник Рождества выделился в самостоятельное событие годового богослужебного и календарного круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова. Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто, как его обычно рисуют дети – ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов.
Рождество и поклонение волхвов. Фрагменты саркофага. IV в. Музей древнехристианского искусства. Ватикан, Рим
Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелие и церковное предание. В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле. Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время.
Рождество Христово. Константинопольский мастер. Первая четверть XV в.Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет ХI век
В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу. Иконы всё творение ликует о родившемся Христе. И на горках, как ступеньках, ведущих к небу, мы видим яркие блики Божественного света, озарившего вселенную, символизирующего Христа, просвещающего мир.
Отличие европейской христианской живописи от византийской и русской иконописной традиции – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой.
«Перепись в Вифлееме» Брейгель Старшего (XVI век)
В «Переписи в Вифлееме» мастера Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего (XVI век) перед нами – не гористая Святая Земля, а Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.
В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги. Привычными становятся присутствие в сюжетах на в религиозную тему заказчиков, благодетелей и самих авторов. Например, в «Поклонение волхвов» (1475) Сандро Боттичелли изображает самого себя, смотрящего на зрителя.
«Поклонение волхвов», 1475. Сандро Боттичелли (Италия)
Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица бывало, оказывались едва заметными. Постепенно то же самое начинает происходить и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу или просто порадоваться длинным каникулам посреди зимы.
Предлагаем вам еще раз вспомнить о Рождестве Христовом и выполнить задание, в котором к каждому изображению нужно будет подобрать пару – имя автора.