Новость опубликована 12/01/2021
«Загадки на Святки»

Рождество Христово в иконописи и картинах художников


День, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Праздник длится до Сочельника Крещения Господня, и все эти дни, от 7 января до 18 января, освещены рождественским светом. Они называются Святыми днями, или, по-народному, Святками. Чувством радости и ликования наполнены как церковное Богослужение, так и иконы Праздника.


1


Ранняя фреска
 

Иконография праздника Рождества Христова начала складываться очень рано. Ее первые образцы – в катакомбной живописи, прежде всего в Риме. Эти фрески приблизительно датируются III-IV веками. 

Первые три века христианской истории праздник Рождества Христова был соединен   с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — прихода Бога в мир людей. В IV веке, когда римский император Константин Великий разрешил христианам открыто исповедовать свою веру и они вышли из катакомб, праздник Рождества выделился в самостоятельное событие годового богослужебного и календарного круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова. Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто, как его обычно рисуют дети – ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов.


2


Рождество и поклонение волхвов. Фрагменты саркофага. IV в. Музей древнехристианского искусства. Ватикан, Рим

Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелие и церковное предание. В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле. Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время.


3


Рождество Христово. Константинопольский мастер. Первая четверть XV в.Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет ХI век

В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу. Иконы всё творение ликует о родившемся Христе. И на горках, как ступеньках, ведущих к небу, мы видим яркие блики Божественного света, озарившего вселенную, символизирующего  Христа, просвещающего мир.

Отличие европейской христианской живописи от византийской и русской иконописной традиции – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой.


4


«Перепись в Вифлееме» Брейгель Старшего (XVI век) 

В «Переписи в Вифлееме» мастера Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего (XVI век) перед нами – не гористая Святая Земля, а Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.

В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги. Привычными становятся присутствие в сюжетах на  в религиозную тему заказчиков, благодетелей и самих авторов. Например, в «Поклонение волхвов» (1475) Сандро Боттичелли изображает самого себя, смотрящего на зрителя.


1


«Поклонение волхвов», 1475. Сандро Боттичелли (Италия)

Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица бывало, оказывались едва заметными. Постепенно то же самое начинает происходить и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса.  И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу или просто порадоваться длинным каникулам посреди зимы.

Предлагаем вам еще раз вспомнить о Рождестве Христовом и выполнить задание, в котором к каждому изображению нужно будет подобрать пару – имя автора.