Новость опубликована 20/02/2021
«Жил-был седой Урал»

Большая история уральских гор


«Великий Пояс, горы каменные, на севере граничащие Азию от Европы… И по долгому их положению разделяются на разные имяна…»


В.Н. Татищев. Лексикон

 

В нашей жизни почти не осталось сказок и чудес. Они растворились в общем мельтешащем фоне повседневной жизни. И только уходя из городов, мы вспоминаем, что живём на Урале, в самом таинственном регионе России, где каждый камень готов рассказать свою историю.


До наших дней дошли в живом бытовании эпические легенды и предания. В них отображены таинственный и загадочный мир, мир наших далёких предков, их соседей и прокочевавших через наши места народов. Богат Урал и лесами, и водами, но главное его сокровище – горы. И почти у каждой горы есть имя – ороним, а имя – это памятник языка, истории, духовной культуры.

 

УРАЛ

– горная страна, которая протянулась с севера на юг от берегов студёного Карского моря до среднеазиатских степей и полупустынь. Служит естественной границей между Европой и Азией. Один из самых красивых и разнообразных регионов России.

КАК ПОЯВИЛИСЬ УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ И ОЗЕРО ШУЛЬГЕН

По мотивам башкирского эпоса «Акбузат»

Акбузат – имя сказочного коня, а также название одного из башкирских эпосов. Эпос «Акбузат» входит в цикл героических сказаний об Урал-Батыре и его потомках. Большое место в эпосе занимают образы народной мифологии, представления древних людей об устройстве мира.

Шульган – по одной из версий шульган в переводе с древнего диалекта башкирского языка означает «вода умерла, канула в небытие». Кроме того, Шульган (Шульген) – герой башкирских эпосов, старший брат Урал-батыра и повелитель подземного мира.

Раньше в этих местах жил один только водяной падишах Шульген, и повсюду была лишь голубая вода. Биться с падишахом и его прислужниками дивами пришел Урал-батыр со своими сыновьями Иделем, Сакмаром, Нугушем и Яиком. Они сражались, пустив коней вплавь. Там, где проплыл на своём крылатом коне Акбузе Урал-батыр, поднялись горы, и стали Уральские горы первой дорогой Урал-батыра. И разделили поднявшиеся из воды горы страну водяного падишаха надвое. Там, где Урал-батыр убивал дивов, поднимались скалы. Чем меньше оставалось воды, тем меньше становилось войско водяного падишаха. Чем больше погибало дивов, тем больше становилось суши. Наконец пристанищем водяного падишаха стали лишь мелкие озёра и лужи. Лишившись сил, он отыскал бездонный омут и нырнул в него. И озеро стали называть по имени падишаха Шульгеном. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой и его нельзя осушить. Там и остался жить падишах.

(отрывок из сборника топонимических легенд «Жил-был Седой Урал»)


1


ОПОЯСЫВАНИЕ ЗЕМЛИ

Старинная мансийская легенда


Нум – Торум
в мифологии манси небесный бог и создатель мира. Сидя на золотом стуле, он наблюдает в дыру в небе за жизнью на Земле.

Йоли-Торум-сянь Мать Нижнего Мира (Земли). В мансийской мифологии старшая сестра Нум-Торума: она же Калтась-эква.

Крылатая Калм божий вестник: дочь Нум – Торума.

Йоли-Торум-сянь на землю спустилась, Крылатая Калм на землю спустилась. На земле стали жить. Однажды Йоли-Торум-сянь говорит Крылатой Калм:

– Поднимаясь к своему отцу, Нум-Торуму. Так ему скажи: «Кожистая земля наша всё качается, на месте не стоит. Когда появятся на земле люди, как они будут на ногах держаться? Нум – Торум, отец мой, укрепи нашу землю!». Может быть, каким-нибудь поясом он её опояшет.

Крылатая Калма поднялась к Нум – Торуму. Вошла в его дом. Нум – Торум за столом сидит, правой щекой о посох опирается. Спрашивает дочь:

– Крылатая Калм, какое слово ты принесла, с какого речью ко мне пришла?

Крылатая Калм отвечает:

– Нум – Торум, отец мой, наша земля, как ни велика уже стала, а всё движется, на месте не стоит. Когда появится человек, не устоять ему на ногах. Ты укрепи нашу землю, опояшь её каким-нибудь поясом.

Нум – Торум голову опустил. Пока он так сидел, котёл с рыбой вскипел. Потом голову поднял и сказал дочери:

– Я сделаю, как ты сказала, землю опояшу.

Крылатая Калм вышла из дома Нум – Торума, спустилась обратно на землю. Йоли-Торум-сянь спрашивает её:

– С чем пришла, какую весть принесла?

Крылатая Калм отвечает ей:

– Нум – Торум, отец мой, обещал укрепить землю; сказал, что опояшет её.

После этого Нум – Торум спустил на землю свой пояс. Его пояс был украшен тяжёлыми пуговицами. Земля глубоко осела в воду и стала неподвижной. На том месте, где лёг пояс, теперь Уральский хребет. Это самая середина земли.

(отрывок из сборника топонимических легенд «Жил-был Седой Урал»)


5


ЮЖНЫЙ УРАЛ

К Южному Уралу относят часть Уральской горной страны между широтным участком верхнего течения реки Уфы и широтным участком течения реки Урал между Орском и Оренбургом.

 

ТАЙНА ОЗЕРА ЗЮРАТКУЛЬ

Старинное башкирское предание


Зюраткуль
– старинное название озера Юрак-Куль произошло от хребта Юрак-Тау – «Сердце-гора», позже трансформировалось в Зюрак-Куль, а затем – Зюраткуль (башкирское) – «сердце-озеро».

Давным-давно это было. Когда именно, никто не помнит. Жило на берегах маленького горного озера племя охотников и рыбаков. Никто никогда не нарушал обычаи этих людей. Шли годы, десятилетия, века. Рождались дети, подрастали, женились, старились, умирали. Но вот один случай пошатнул вековые устои племени. О нём далеко разошлась молва среди жителей гор.

Родилась в этом племени девочка. Росла, ничем не отличалась от других сверстниц. Незаметно повзрослела и вдруг с годами превратилась в девушку невиданной красоты. О ней заговорили, её заметили. Многие охотники захотели взять Амину (так звали красавицу) себе в жёны. Даже сам вождь племени, Великий Повелитель Гор, могучий богатырь Таганай, который держал на своих плечах ночное солнце – Луну, и тот добивался любви Амины. Но сердце девушки тянулось только к молодому, красивому и отважному охотнику Акбулату. Он тоже любил её и считался первым женихом.

Однажды охотники ушли в дальние горы. В стойбище остались одни женщины и дети. Тоскуя по Акбулату, Амина пришла на берег озера и спустилась к воде. Светила ночная красавица-Луна, покоясь на невидимых плечах Таганая. Озерная гладь не колыхалась и отражала в себе окружающий мир, как в огромном опрокинутом зеркале. Амина наклонилась к воде и застыла от удивления. На неё глядела невиданной красоты и прелести девушка. Не сразу поняла Амина, что это именно она. Она была прекраснее всех своих соплеменниц, прекраснее всех женщин страны Повелителя Гор. И сердце девушки возликовало. С той поры каждую ночь она приходила к озеру и любовалась собой, реже стала вспоминать Акбулата.

(отрывок из сборника топонимических легенд «Жил-был Седой Урал»)


2


СРЕДНИЙ УРАЛ

– горная страна в Свердловской области и Пермском крае. Самая низкая и сглаженная часть Уральских гор.


ЛЕГЕНДЫ О СЕМИ БРАТЬЯХ

Старинные предания


Было это давным-давно. В поисках лучшей жизни одна русская семья переселилась с Великого Устюга на Урал. Вольных крестьян в заводских дачах записали в крепостные и отдали в подчинение Демидову, но устюжане не захотели подчиняться заводским приказчикам. За непокорство отца и семерых его детей схватили, надели на них колодки и спустили в шахту, чтобы они добывали руду. Отец умер. Сыновья отпросились попрощаться, а во время похорон сбежали. Заводские приказчики послали за беглецами погоню. Когда братьев стали догонять, они вцепились друг друга и сказали, что не сдвинуться с места и всегда будут вольными. Так и окаменели.

***

Ермак шёл тут. А семь волшебных братьев на дороге ему гор навалили. Только он пройдёт одну они ему тут же другую, одолеет эту третья растёт… На четвёртой устал Ермак и взмолился: «Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над животворящим крестом Твоим!..» Поднял крест, да и пошёл на них. Хотят уйти волшебные люди, да не могут: ноги к земле приросли, а как дошёл он к ним доверху, так они и совсем в утёсы обратились. Только эти утёсы не простые. Иной раз, ночью, слышно, как сердца в них колотятся. Так они до скончания века стоять будут за то, что над крестом посмеялись. Ермак их до страшного суда заклял.

(отрывок из сборника топонимических легенд «Жил-был Седой Урал»)


3


СЕВЕРНЫЙ УРАЛ


Северный Урал
расположен от Косьвинского и Конжаковского Камней на юге до массива Тэл-Поз-Из («Гнездо ветров») на севере. «Медвежьим углом» называется одна из его вершин. Он глухой и труднодоступный, здесь нет городов, мало деревень, нет дорог, а только тропы. За Северным начинается Урал Приполярный с главной вершиной – горой Народной, за ним – Полярный Урал.

 

МАНЬ-ПУПЫ-НЬЁР

Мансийская легенда


Мань-Пупы-Ньёр
– (точнее Мань Пупыг-Нёр)- в переводе с языка манси Большая гора идолов. На языке коми это место называется Болванаиз или Болваноиз, то есть гора болванов (истуканов, каменных столбов или идолов).

В далёкие-далёкие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины шили красивые меховые одежды.

Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньёр, помогали манси потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Сам Куущай жил в сказочном хрустальном замке на вершине горы Торре-Порре-Из, поднявшей свои грозные утёсы недалеко от горы Ялпинг-Ньёр. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджед-Ляги.

Многие шаманы хотели, чтобы Аим стала их женой, но прекрасная Аим только смеялась в ответ. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим, или он уничтожит народ манси, но Аим и на это предложение ответила отказом. Разгневанный Торев позвал своих братьев-великанов и во главе огромного войска двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силою схватить Аим. К несчастью, когда великаны появились перед воротами каменного города, Пыгрычук с частью воинов был на охоте.

(отрывок из сборника топонимических легенд «Жил-был Седой Урал»)


4


ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

– горная страна в республике Коми и ХМАО. Само название «Приполярный Урал» предложено в 1915 году исследователем Урала Б.Н. Городковым.


НЕРОЙКА И МАНАРАГА

НЁР ОЙКА.

Мансийская легенда в пересказе Маргариты Анисимковой

Нёр Ойка – мансийское название, которое в переводе означает «Старик-камень», или «Старик Урал (пёр – «каменная гора», «хребет», «Урал», ойка – «старик», «хозяин»).


Кого ни спроси, где стоял чум Нёр Ойки, каждый скажет: иди по берегу реки, как увидишь, что она к камню стрелой потекла, никуда не сворачивай, а где река сделает крутую изгибину, будто кто ту стрелу пополам сломал, тут и увидишь место, где стоял чум Нёр Ойки.

Как говорят старики, ничего в нём особенного не было: чум как чум. Летом крытый берестой, зимой – оленьими шкурами. Только одна особина в нём была: день и ночь из этого чума дым шёл – видно, в нём никогда огонь не гас. Интересно было всем узнать про тот дым в чуме Нёр Ойки, да никто не осмеливался спросить про это его. Человек он был старый и одинокий, а значит, и обидчивый, хотя доброты великой. Каждый охотник считал счастьем повстречаться с Нёр Ойкой перед охотой или хотя бы его след в тайге увидеть. А след его все сразу узнавали. Как только где пройдёт старик, сразу тропку приметную оставит – или тут дорожка грибная пойдёт, или ягодная боровинка останется, а если он болотом ходил, то там кочки выше поднимутся, если в кедровнике проходил – кедрачи все шишки со своих вершин сбросят. А если зимой задурит непогода – все знают: давно из своего чума не выходил старик.

Так бы, может, и прожил он спокойно, да вдруг поодаль его чума какой-то шатун Манарага появился. Медведь не медведь, человек не человек: большой, косматый. Берлогу себе смастерил из коряг да сухих пней. Как где пройдёт – траву помнёт, кусты притопчет, на болоте вода чёрными пятнами покроется.

(отрывок из сборника топонимических легенд «Жил-был Седой Урал»)


6


Много мест на планете претендуют называться центром мира. И остров Пасхи («пуп Земли»), и Китай (Срединная земля), Магатха в Индии («владение тем, что стало серединой»). Есть «Центр Мира» в Эквадоре, там, где проходит экватор. И, наверное, все правы. Земля круглая, центр там, где ты, где твоя родина. Но всё же нигде больше боги не перетягивали землю поясом, чтобы придать ей крепость. А пояс – он всегда посередине, на пояснице, на другое место его и не привяжешь. Не появись на планете Уральские горы, кто знает, как бы нам пришлось выживать на вечно колыхающейся земле.

 

Источники:

1. Жил-был Седой Урал: сборник топонимических легенд. Екатеринбург: Азимут, 2013.

2. Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями. Екатеринбург: Генри Пушель, 2013.

3. Матвеев А. К. Географические названия Урала: краткий топонимический словарь. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980.

4. Матвеев А. К. От Пай-Хоя до Мугоджар: названия уральских хребтов и гор. Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1984

5. Рундквист Н.А. Свердловская область: иллюстрированная краеведческая энциклопедия от А до Я. Екатеринбург: Квист, 2009.

 

Более подробно об акции «Жил-был седой Урал»