Новость опубликована 18/05/2021
«Берегите наш язык. Это – клад»

Лонгрид ко Дню славянской письменности и культуры


24 мая в России отмечают День славянской письменности и культуры. В этот день православная церковь вспоминает создателей славянской азбуки — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Религиозный праздник стал общегосударственным в 1991 году.

Лонгрид «Берегите наш язык. Это – клад» посвящён истории возникновения славянской письменности и просветительскому подвигу солунских братьев.


Славянское письмо
возникло на основе восточногреческой, византийской письменности. Нет, не боги создали для древних славян письменность! Главное заключалось в том, что славянские племена издавна находились в самых тесных отношениях с их южным соседом — высокоразвитой, всё ещё процветающей и могущественной Византийской империей. Они десятками и сотнями тысяч селились на её территории, вели с ней оживлённую торговлю, не боялись вступать в военные конфликты.

Заимствуя многое из византийской культуры, славяне, постепенно приобщились также к её письменности и системе счёта, буквенной в своей основе (так называемая «буквенная цифирь»). Закрепляя отношения с Византией тем или иным договором, русские князья, согласно летописи, их «своими печатьми запечатахом». А печати, как известно, бывают с текстами.

Болгарский писатель конца IX — начала X века черноризец Храбр, в своём «Сказании о письменах» говорит, что ещё до принятия христианства от Византии язычники-славяне пользовались письменными знаками типа «чёрт и резов».

История славянской письменности и книжного дела начинается с деятельности известных просветителей IX века братьев Кирилла (до принятия монашества — Константина Философа) и Мефодия.

Кирилл и Мефодий — составили первую славянскую азбуку и перевели на славянский язык первые богослужебные книги, за что православная церковь причислила братьев к лику святых. Будущие славянские просветители родились в городе Фессалоника (Солунь) в семье знатного византийца-военачальника: Мефодий — в 820 году, а Кирилл — около 827 года.

001

Старший брат — Мефодий — вначале пошёл по стопам отца и поступил на военную службу. Десять лет он был управителем одной из областей страны со славянским населением, где мог также в совершенстве овладеть славянским языком. Оставив военную и административную службу, Мефодий неожиданно удаляется в монастырь.

Ещё более ярко начиналась жизнь Кирилла. С детских лет он обучался при дворе императора Михаила III под руководством опытных учителей и наставников он быстро овладевает всеми тогдашними науками, а также многими языками, в том числе латинским, славянским, арабским.

Перед талантливым молодым человеком открывалась блестящая карьера, но всем заманчивым предложениям он предпочёл скромную и незаметную должность патриаршего библиотекаря. В тишине богатейших книгохранилищ продолжалось самообразование молодого учёного. Вероятно, с этой же целью он ненадолго удалился в монастырь. Вернувшись оттуда, Кирилл стал преподавателем философии. Известны его поездки в Болгарию, Сирию, Хазарию. В Сирии он принимает участие в остром философско-богословском диспуте с арабами и выходит победителем. Возможно, именно после этого за ним закрепляется уважительное прозвище Философ.

02

Святые Кирилл и Мефодий. Фреска собора св. Софии в Охриде (Македония), около 1045 года


В 863 году оба брата были срочно приглашены ко двору. По распоряжению императора им поручалось отправиться в славянскую Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Начиная свою деятельность, эти миссионеры встретили такую трудность, как отсутствие письменности у тех народов, среди которых они намеривались насаждать новую религию. Чтобы устранить эту трудность, Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, позволявшую закреплять в письменном виде необходимые церковные тексты, и этим положили начало славянской письменности, за что православная церковь причислила братьев к лику святых.

Деятельность греческих проповедников христианства в Моравии продолжалась недолго, около трёх лет. Немецкие священники, представители римской церкви, повели борьбу против византийской религии и своими происками добились удаления Кирилла и Мефодия. Мефодия даже заключили в Риме в тюрьму. И это не смотря на специальное послание и разрешение папы! Вскоре Мефодия освобождают, и он вновь получает возможность продолжить свою просветительскую деятельность уже не только в Моравии, но и в Чехии и Польше.

Однако наступление немецких феодалов и церковников на славянские народы продолжалось. С особой яростью они обрушились на их язык и культуру. Ученики Мефодия изгонялись из захваченных земель, а славянские книги сжигались на кострах. В 885 году измученный непрестанной борьбой Мефодий умирает, оставив о себе бессмертную память в благодарных сердцах славянских народов.

В X веке центром распространения славянской письменности и книги становится Болгария. Дело, которому отдали столько сил Кирилл и Мефодий, получает здесь небывалый расцвет. Именно отсюда славянская грамота и славянская книга приходят на Русскую землю, которая бережно, через многочисленные испытания и невзгоды донесёт их до наших времён...

03

Первая русская рукописная книга, дошедшая до наших дней, «Остромирово евангелие» (1057)

 

Для славянских языков было создано два алфавита, получивших наибольшее распространение: кириллица и глаголица. У восточных славян распространена была кириллица (название, данное позднее, по имени её изобретателя Кирилла); этот алфавит был построен на основе прописных букв греческого алфавита, но в него было добавлено несколько знаков для передачи тех звуков, которые имелись в звуковом составе старославянского языка, но отсутствовали в греческом языке.

Другой древнейший славянский алфавит назван впоследствии глаголицей. Глаголица была распространена главным образом на западном побережье Балканского полуострова.

Славянская азбука – явление совершенно уникальное, только в ней одной есть не только буквы и звуки, но и содержание. Азбука наша дана нам как дар, как послание через века о том, что жить людям нужно по совести, в труде праведном и с Богом в душе. Ведь даже такое замечательное слово: «ЛЮБОВЬ» говорит нам: «ЛЮ» - люди, «БО» – Бога, «ВЬ» – ведают. Бог он ведь в душе каждого из нас, стоит только почаще к нему или к себе обращаться.

004


«Реймское евангелие». Глаголица (XV век)

 



Источники:

  • Кацпражак Е.И. История письменности и книги. М.: «Искусство», 1955

  • Осетров Е. Аз-свет миру. М.: «Детская литература», 1989

  • Паль Р. Человек придумал книгу. М.: «Советская Россия», 1983

  • Слово о книге: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М.: «Книга», 1984

  • Человек читающий. М.: «Прогресс», 1988

  • Юдин А. С книгой по жизни. М.: Знание, 1989