Новость опубликована 05/07/2021
«Человек, играющий в куклы»

К 120-летию со дня рождения Сергея Образцова


«Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил, и, главное, единственный. Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов»

Корней Чуковский


Сергей Образцов играл в куклы до последнего дня своей жизни. В руках мастера безвольные игрушки оживали, пели, танцевали и выступали на сцене. Публика боготворила его представления. Со своим театром советский актер Сергей Образцов объездил почти весь мир, повсюду встречая восторженные аплодисменты. Откуда начинается путь художника? Режиссёра? Артиста? С первого сыгранного или поставленного спектакля? С первой собственноручно сделанной куклы? Или с мечты? С ощущения волшебства и желания оживлять неживое. 

Родился Сергей Владимирович 22 июня (5 июля) 1901 года в Москве в семье академика и учительницы. Его отец — Владимир Николаевич Образцов — академик АН СССР (1939), лауреат Государственных премий СССР (1942, 1943), известный учёный, специалист по эксплуатации железнодорожного транспорта, его именем названа одна из центральных улиц Москвы, на которой находится Московский институт инженеров транспорта.

2

Если говорить о творческом пути Сергея Образцова, то начинать нужно со смешной куколки под названием Бибабо из магазина японских товаров, которую маленькому Серёже подарила мама. Она была совсем простая – состояла из головы с отверстием внизу (чтобы можно было надевать на палец) и тряпичного халатика. Образцову она так полюбилась, что он практически с ней не расставался и ласково называл Бибабошкой. Во время прогулок он надевал Бибабошку на руку и разыгрывал сценки, чем очень забавлял случайных прохожих. Казалось бы – что тут такого? Все дети играют в куклы! Но далеко не каждый потом становится известным на весь мир режиссёром и создаёт собственный театр. Образцова настолько поразил этот принцип игры с куклой – оживление неживого, что он посвятил этому всю жизнь.

Как и все родители, родители Образцова хотели, чтобы их сын получил самое лучшее образование и настаивали, чтобы он поступил в ВУЗ. Но Сергей Владимирович чётко представлял свой жизненный путь и старался не отступать от него, несмотря ни на какие уговоры. Он поступил в училище (реальное училище К.П.Воскресенского), а после стал студентом Высших художественно-театральных мастерских («Вхутемас»), где учился сначала на графическом, а затем – на живописном факультете. Его мастерами были Абрам Ефимович Архипов и Владимир Андреевич Фаворский.

И всё же манил Образцова именно театр. Мастерству работы с куклой тогда практически не обучали, поэтому путь на сцену лежал через музыкальный и драматический театр. Образцов поступил в студию Московского художественного театра, а потом выступал на сцене Музыкального театра им. народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко и МХАТа 2-го, постигал тайны актёрской профессии и режиссуры, играя рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман. Но и тут не обошлось без кукол… Как-то раз Образцов должен был сыграть роль старика в спектакле Владимира Немировича-Данченко. Старческие движения и интонации никак не удавались молодому, полному жизни Образцову. Но выход был найден – Образцов смастерил кукольного старика и надел его на руку. И образ сложился!

3

Однако первую известность Образцову принесли не театральные, а эстрадные работы. Его пародийные «романсы с куклами» - «Хабанера», «Налей бокал», «Минуточка» и другие – очень полюбились зрителям. С помощью кукол, которые доводили разыгрываемые на сцене ситуации до абсурда, Образцов высмеивал пошлость, ханжество, мещанство – как на эстраде, так и в жизни. А ещё он показывал, что куклы – это не просто развлечение для детей. Они могут быть интересны и взрослым! Они могут говорить о важном! Так что образцовские кукольные сценки – а потом и спектакли – любили и любят не только дети, но и взрослые. Одним из поклонников творчества Образцова был сам Иосиф Сталин. Больше всего он любил «Хабанеру» - сценку из оперы «Кармен». Как-то раз он опоздал на выступление Образцова и, увидев, что на сцене уже другие артисты, потребовал, чтобы «Хабанеру» сыграли на бис.

4

В 1931 году именно Сергею Образцову, молодому артисту, выступающему в кабаре с куклами, предложили возглавить Центральный театр кукол. Первые годы театр был бродячим, у него не было собственного здания, и выступления проходили везде, где люди готовы были их смотреть – в парках, на улицах, в школах и домах культуры. Первыми спектаклями стали «Джим и доллар», «Пузан», «Каштанка», «Гусёнок». Труппа состояла из нескольких человек, репетировали в крошечной комнатке,  а по городу разъезжали сначала в телеге, запряжённой мерином по кличке Катер, а потом – в фургоне. Популярность кукольных представлений бродячего театра была настолько велика, что правительство предоставило детищу Сергея Образцова помещение на площади Маяковского – здание бывшего Реалистического театра.

В 1970 году театр занял здание на Садово-Самотёчной улице – то самое с огромными часами, которые на долгие годы стали его символом. В этом здании Театр Образцова живёт и по сей день. Образцов не просто ставил кукольные спектакли, он совершил настоящую революцию в театре кукол – изобрёл новые системы, воспитал несколько поколений блестящих кукольников, получил мировую известность. Он наполнил новым смыслом работу кукловода. Это было не механическое управление куклой, а настоящая жизнь внутри роли, как в драматическом театре. 

Театр занимал главное место в жизни Сергея Образцова, но одним лишь театром его жизнь и работа не ограничивались. Он также известен в мире кино как создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Невероятная правда», «Кому он нужен, этот Васька». Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.

Многие спектакли Сергея Образцова вошли в золотой фонд не только театра, который носит его имя, но и отечественного, и мирового театрального искусства. Большое количество спектаклей, которые ставил сам мастер, и по сей день в репертуаре театра, и очень любимы зрителями. Эти спектакли связывают поколения! Люди, которые в детстве смотрели «По щучьему велению», «Нашу Чукоккалу», «Волшебную лампу Аладдина», приводят на эти спектакли своих детей, внуков. «Необыкновенный концерт» стал самым популярным кукольным спектаклем ХХ века и был занесён в Книгу Рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей во всём мире. Каждый показ этого спектакля проходит с аншлагом.

С 1935 года вёл педагогическую работу (с 1973 — профессор ГИТИСа). 

Образцов был убеждён в том, что искусство — самый великий дипломат, способный сблизить интересы разных народов, разделённых тысячами километров. Он доказал это всей своей жизнью, являясь выдающимся общественным деятелем, видным учёным — членом-корреспондентом Берлинской Академии искусств (1955). 

С 1976 по 1984 год — президент Международного Союза кукольников (UNIMA) (с 1984 года — почётный президент) и Совета центра этой организации (с 1958 года).

У него было много наград, но больше всего он ценил орден, который получил незадолго до смерти: это орден, который ему присудили польские дети – Орден Улыбки.

Коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция — самая большая в России и одна из самых больших в мире. 

Сергея Владимировича не стало 8 мая 1992 года, ему было 90 лет. Похоронен Образцов на Новодевичьем кладбище. Для всех, кто знал Сергея Владимировича и работал с ним, он до сих пор жив. Жив в своих спектаклях, учениках, куклах, зрителях. 

Помимо прочего, Сергей Владимирович был талантливым писателем. Система режиссёрской, актёрской работы, изложенная С.В. Образцовым в его книгах "Актёр с куклой" (1938), "Моя профессия" (1950) — уникальный документ эпохи. Кроме того, он сохранил богатое теоретико-литературное наследие в других своих работах, таких как "По ступенькам памяти", "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон", "Эстафета искусств", "Моя кунсткамера" и прочих. 

Почитайте книги Сергея Образцова и перед вами откроется удивительный мир.

6

Особенно хотелось бы обратить внимание родителей на две книжки – «Всю жизнь я играю в куклы» и «Моя кунсткамера».

Образцов С. В. Всю жизнь я играю в куклы/ С. В. Образцов. - М., Малыш, 1985. 

«Всю жизнь я играю в куклы» - книга-игра для детей, нарисованная фломастером книжка-альбом, в которой автор рассказывает о себе и своем кукольном театре. 60 лет С. В. Образцов был директором самого главного кукольного театра страны. Он сам делал кукол, рисовал декорации к спектаклям. В книжке он рисует и рассказывает, как это началось? что было дальше? что из этого вышло? кто делает спектакль? зачем нужен кукольный театр?

7

Образцов С. В. Моя Кунсткамера / С. В. Образцов. - М.: Дет. литература, 1990. 

Книга Сергея Образцова «Моя кунсткамера», написанная живо и увлекательно, дает много полезной информации. Читая и рассматривая коллекцию интересных и диковинных предметов «Комнаты искусств» («Кунсткамеру») Сергея Образцова, узнаешь очень много нового и занимательного о создании этого уникального и единственного в своем роде домашнем музее, об истории Кунсткамеры Петра I, о тех предметах, которые Образцов привез из разных стран мира. А он выезжал из страны 102 раза и был в 48 странах мира. И из каждой страны привозил что-нибудь интересное. Мастер, который видел душу даже в неодушевленных предметах, рассказывает об африканских масках, о шарманках и колокольчиках, о куклах - народных, теневых и перчаточных, бабочках Москвы, о Китае, Голландии.

8

Образцов С. В. По ступенькам памяти / Сергей Образцов. – М.: Сов. писатель, 1987

В этой книге народный артист СССР Герой Социалистического Труда Сергей Владимирович Образцов рассказывает о своем пути в искусстве, о профессии актера-кукольника и о своем уникальном и знаменитом кукольном театре. Вот как говорит сам автор о своей книге: «Прожил большую жизнь вместе со страной, в которой родился. Всё вокруг меня менялось, менялся и я. Моя психология и мои взгляды».

9

Образцов С. В. Моя профессия / Сергей Образцов. - М.: Искусство, 1981.

Книга народного артиста СССР С.В.Образцова посвящена творческим проблемам театра кукол и эстрадного искусства. Рассказывая о своих выступлениях с куклами на эстраде, о режиссерской работе в руководимом им Государственном центральном театре кукол, о работе в документальном кино, Образцов анализирует и достижения и неудачи, раскрывает творческую лабораторию художника. Наряду с проблемными главами в книге есть "Дневник памяти", где автор вспоминает наиболее значительные события своей жизни и жизни театра.

 

Книги Сергея Образцова:

1938 - "Актер с куклой"

1950 - "Моя профессия"

1956 - "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон"

1957 - "Театр китайского народа"

1981 - "Моя профессия"

1987 - "По ступенькам памяти"

1985 – «Всю жизнь я играю в куклы»

1987 - "Эстафета искусств"

1990 - "Моя Кунсткамера"

 

Список источников: