Лонгрид ко дню города
Лаврова Светлана Аркадьевна
Светлана Лаврова родилась 23 января 1964 года в Свердловске, детский писатель. После школы Светлана Лаврова поступила в Свердловский государственный медицинский институт, который окончила 1987 году с красным дипломом. Несколько лет работала в инфекционной больнице. C 1991 года работает в Уральском Межтерриториальном Нейрохирургическом Центре им. профессора Д. Г. Шефера. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию, посвящённую отдельным аспектам хирургического лечения эпилепсии. Является автором более 50 публикаций по нейрофизиологии, ей принадлежат четыре патента на изобретение медицинских приборов.
Литературное творчество сначала занимало очень небольшое место в жизни Лавровой: она придумывала сказки для дочерей и записывала в обычную тетрадь аккуратными печатными буквами, чтобы девочки могли прочитать их самостоятельно. Однако вскоре сочинительство стало ещё одной профессией.
В творчестве Светланы Лавровой ясно прослеживаются два направления: художественная литература, в основном сказки, и произведения научно-популярного характера. Большая часть познавательных книг посвящена Уралу.
«На компьютере я пишу «познавалки», а ручкой художественные книги. Дело в том, что между рецепторами на правой руке и левой лобной височной долей идет связь и стимулируются те области коры, которыми я сочиняю», – объясняет Светлана.
Светлана Лаврова – член Союза российских писателей и Товарищества детских и юношеских писателей России.
Она является лауреатом Всероссийского конкурса за лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» за повесть «Куда скачет петушиная лошадь?»
Юные читатели Библиотеки №1 с удовольствием читают книги этого автора: «Эльфы военного городка», «И на Урале жили носороги», «Потешные прогулки по Уралу», «Год кота», «Верните новенький скелет» (в соавторстве с Ольгой Колпаковой).
Пулинович Ярослава Александровна
Пулинович Ярослава Александровна российский драматург. Родилась в 1987 году в Омске. В 2009 году окончила Екатеринбургский государственный театральный институт на отделении драматургии Николая Коляды. Автор 18 пьес и 5 киносценариев. Первые же её пьесы показали умение автора проникнуть в мир молодых героев, любовь и сочувствие к человеку. Ярослава Пулинович – один из самых репертуарных драматургов современности. Еще в 2010 году три из четырех основных призов театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays» были присуждены спектаклям по ее пьесам.
«Современная драматургия – своего рода “литература быстрого реагирования”», – считает Ярослава Пулинович.
«Человек – 1) шершавое животное, 2) запрограммирован на боль, – странно, когда об этом знает довольно юная девушка-драматург, и не просто знает, но осознанно работает с самым что ни на есть кровоточащим материалом, погружаясь в глубины психологии и выуживая оттуда болевые комплексы и установки», – так о Пулинович писали в журнале «Знамя» в 2018 году.
Разумеется, ныне Пулинович не юна – она хоть и молодой, но успешный драматург и сценарист. Ее знают в России и за рубежом, ее пьесы охотно ставят театры, о постановках много говорят.
Книга драматурга из Екатеринбурга Ярославы Пулинович «Победила я. Избранные пьесы» обозначила определенный рубеж в творчестве автора. Книгу открывает «Наташина мечта» – не самая первая пьеса из написанных Пулинович, но принесшая ей в 2008 году звание лауреата. Изданная книга – уже полноценное литературное явление, дающее представление о творчестве драматурга в целом.
Герои Пулинович пытаются бороться с жизнью, но именно жизнь направляет их своей железной рукой. Ярослава мастерски отображает в своих произведениях все многообразие и разнообразие жизни. Что ж удивляться, что её пьесы в репертуарах многих театров нашей страны. Кроме того, пьесы Пулинович литературны и вписываются в русскую традицию: от Чехова до Вампилова. «Маленький человек» Ярославы – самый простой, обыкновенный и чрезвычайно всем нам близкий.
Сальников Алексей Борисович
Алексей Сальников – популярный современный писатель, поэт, лауреат премий «Национальный бестселлер» и «НОС».
Алексей Борисович родился 7 августа 1978 года в Тарту, Эстония. В шестилетнем возрасте он переехал на Урал, где и живет до сих пор: сначала в поселке Горноуральский, затем в Нижнем Тагиле, а с 2005 года – в Екатеринбурге. После окончания школы Алексей Сальников в течение пары лет учился в сельскохозяйственной академии, а затем в течение семестра посещал занятия Юрия Казарина в Уральском государственном университете имени Горького, на факультете литературного творчества.
Всероссийскую известность Алексей Сальников получил благодаря роману «Петровы в гриппе и вокруг него», за который удостоился приза критического жюри литературной премии «НОС». В 2015 году в саратовском литературно-художественном журнале «Волга» вышел пародийный роман Алексея Сальникова «Отдел», только через год свет увидел роман «Петровы в гриппе и вокруг него». Этот роман принес писателю огромную популярность. Литературный критик Галина Юзефович сравнивает Алексея Борисовича с Николаем Гоголем и Михаилом Булгаковым. Она замечает, что Сальников пишет «свежо, как первый день творения».
В 2019 году вышла книга Сальникова: роман «Опосредованно», удостоенная Всероссийской премии имени П. П. Бажова.
Однако поэтических произведений у Сальникова гораздо больше. Его стихотворения с конца 90-х публиковались в журналах «Уральская новь», «Урал», «Воздух», в выпусках антологии современной уральской поэзии. Всего поэт выпустил четыре поэтических сборника, последний из которых, «Кот, лошадь, трамвай и медведь», вышел в 2019 году.
Из сборника «Дневник снеговика», 2013 г.
Снег, спокойный, как лицо, медленный, как ремонт,
Идёт, как в последний раз, из последних сил,
Он возносится, только строго наоборот,
Оседает, как пыль, проплывает, как крокодил,
Сделан одновременно из швов и строк.
Прохожий в более тяжёлых ботинках, чем смог надеть,
Приседает на светофоре, чтоб завязать шнурок,
Медленно озирается, как медведь
В лесу, состоящем из молодого березняка. Если предмет
(А именно снег) повторяется много раз,
Все сводится к тому, что снегопада нет,
Просто у зрителя несколько тысяч глаз.
Из интервью с Алексеем Сальниковым:
– Если взять «Петровых…», это уже такой ностальгический роман о 2000‑х. Оглядываешься и понимаешь, что эпоха эта закончилась за три года. От начала сотовой связи до общедоступного Интернета… Такой осадок советского времени. Вообще же, мы все живем в большой коммуналке, и она почему-то людям приносит удовольствие».
– Работаете сейчас над чем-то?
– Да, но у меня пока туго идет. Это будет роман о сегодняшнем дне. Что-то веселое должно получиться, а это самое трудное – чтоб было весело. Сделать грустно можно легко. Кто-то умер – вот уже грустно; а насмешить сложнее.
Никулина Майя Петровна
Майя Никулина родилась 9 февраля 1937 года в Свердловске в семье служащих.
Геолог по первому образованию, одна из самых известных поэтесс Екатеринбурга. Майя Никулина впервые опубликовала стихи в 1952 году, а первая книга «Мой дом и сад» вышла в 1969. «Есть поэты, которые первую половину жизни здороваются с миром, а вторую половину жизни – прощаются. Майя Никулина – приветствует, прощаясь, и прощается, приветствуя мир, красоту и силу жизни, смерти и любви», – сказал о ней Юрий Казарин. С 1994 года Никулина преподает в екатеринбургской гимназии «Корифей». Также она разработала учебные пособия «Как люди научились писать и говорить» и «Рассказы об Уральской истории». Майя Никулина – лауреат литературной премии им. П. П.Бажова, премии Губернатора Свердловской области и премии «Слово».
Из сборника «Кермек», 2018 г.
Пристань и город у тёмной воды.
Морок сиреней полночных.
Как мне добраться до этой беды?
– Катером, – скажут, – короче...
Катером, катером, с белой толпой,
вдоль берегов окаянных,
дальше души моей полуживой,
шёлковой, злой, бездыханной,
дальше моих неспасающих строк...
Море внизу и в тумане,
камни стареют, мелеет песок,
сохнет трава в Инкермане.
Справа и слева над узкой тропой
круглые, частые луны...
О, не вчера ли мы были с тобой
единолики и юны?..
Рыжий Борис Борисович
Родился Борис Рыжий в 1974 году в индустриальном Челябинске, в детстве с родителями и сёстрами переехал в Свердловск. Женился рано и счастливо, на своей школьной любви Ирине Князевой. Школьником исписывал своими стихами стены и большие листы ватмана. Окончил Уральскую государственную горно-геологическую академию в 1997 году. После университета Борис Рыжий поступил в аспирантуру, потом устроился младшим научным сотрудником в Институт геофизики. По его словам, он сделал это для того, чтобы не идти в армию и не оставлять жену и сына. Рыжий опубликовал 18 научных работ о строении земной коры и сейсмической активности Урала и России.
Вопреки бытующему мнению, Рыжий был скорее вдумчивым книгочеем-домоседом, чем «громогласным бунтарём», хотя сочинял «страшилки» про себя. Он любил книги, изысканный мир классической поэзии, почитал литературу осмысленную и видел себя в ней отнюдь не пришлым незваным гостем.
Как истинный поэт, Рыжий существовал сам по себе, вдали от всех и одновременно рядом со всеми, как «осколок солнца на востоке».
«Он был человек образованный, человек глубокой мысли, и одновременно он нёс в себе всю надломленность, обречённость, трагичность времени – и за это поплатился. Это и был разрыв времени, вывих века…» – сказал о поэте Борисе Рыжем его друг, поэт Евгений Рейн. «Одному из самых талантливых поэтов молодого поколения и необычайно привлекательному человеку», как писал о нём Александр Кушнер, Борису Рыжему, исполнилось бы в этом году 47 лет. Однако до сих пор его не только любят, но и спорят о нём, не только ставят на пьедестал словесности, но и ищут место поскромнее и попроще. Особую отметину оставила на его творчестве стремительность жизни и трагическая смерть. Его последними словами было: «Я всех очень любил. Без дураков».
«Над домами, домами, домами
голубые висят облака –
вот они и останутся с нами
на века, на века, на века.
Только пар, только белое в синем
над громадами каменных плит...
Никогда, никогда мы не сгинем,
мы прочней и нежней, чем гранит.
Пусть разрушатся наши скорлупы,
геометрия жизни земной, –
оглянись, поцелуй меня в губы,
дай мне руку, останься со мной.
А когда мы друг друга покинем,
ты на крыльях своих унеси
только пар, только белое в синем,
голубое и белое в си...»
Борис Рыжий. 1996 год.
Начинается снег.
Начинается снег, и навстречу движению снега
поднимается вверх – допотопное слово – душа.
Всё, – о жизни поэзии, о судьбе человека
больше думать не надо, присядь, закури не спеша.
Закурю, да на корточках, эдаким уркой отпетым,
я покуда живой, не нужна мне твоя болтовня.
А когда после смерти я стану прекрасным поэтом,
для эпиграфа вот тебе строчки к статье про меня:
Снег идет и пройдет. И наполнится небо огнями.
Пусть на горы Урала опустятся эти огни.
Я прошел по касательной, но не вразрез с небесами.
Принимай без снобизма – и песни и слезы мои.
Борис Рыжий. 1998 год.
Сразу после смерти в 2001 году его стихи стали предметом теоретического анализа и комментирования. И сейчас продолжают быть объектом исследования литературоведов. Илья Фаликов, автор книги «Борис Рыжий» из серии ЖЗЛ в предисловии пишет: «Сегодня никого не нужно убеждать в гениальности его стихов, но многие спорят, в чем их притягательная сила
Русинова Алиса Валерьевна
Родилась в Верхней Пышме в 1992 году. В 2012 году окончила Свердловский Колледж Искусств и Культуры по специальности «театральное творчество».Следующие несколько лет режиссировала любительские спектакли в Екатеринбурге, Перми и Мурманске. В 2016 году переехала в Москву, где сменила множество профессий – от администратора квест-комнаты до специалиста по авиационной безопасности. В 2018 году поступила в Московский Институт Культуры и начала активную работу над завершением приключенческого романа «Ангелы играют рок», который она начала писать ещё в 2008 году. Вслед за героями романа Алиса осуществила ещё одну свою давнюю мечту – научилась играть на ударных инструментах. Параллельно работала над малой прозой в жанрах триллера и фантастики. Рассказ «Спутник «Альфа» опубликован на электронной платформе ЛитРес. Рассказ «Зверосовхоз» опубликован на электронной платформе «Мракопедия». Рассказ «Комната на Пятой Советской» опубликован в сборнике «Рождество у Шерлока Холмса».
«Ангелы играют рок» – первая большая проза Алисы – увидела свет в июле 2021 года. Главными героями романа выступают участники вымышленной группы «Лос-Анджелесские Ангелы», жизни которых сплетаются в пёстрый узор. Несмотря на множество препятствий, каждый из участников всё же стремится к тому прекрасному, без чего не может жить – к музыке. В настоящий момент Алиса преподаёт актёрское мастерство в школе искусств, играет в музыкальной группе на ударных и работает над новым романом под рабочим названием «Костик», действие которого будет происходить в Екатеринбурге.