Новость опубликована 15/09/2021
О скульпторе Петре Сажине

Краткая биография


XXI век стремительно меняет лицо города. Екатеринбург ширится новыми микрорайонами, растет высотками, украшается парками и скверами. Появляются новые памятники: человеку-невидимке, компьютерной клавиатуре, любопытству. Приятно, что, пусть иронично, но все-таки новая эпоха увековечивает и людей труда: горожане знают памятники дворнику, сантехнику Афоне, «челнокам».

Одна из задач молодого поколения екатеринбуржцев – сохранить историческое наследие двадцатого века. Значимый вклад в образ советского Свердловска внес великий скульптор Петр Алексеевич Сажин, сумевший отразить романтику эпохи как в гипсовых бюстах, так и в крупных монументах.

Нет уральца не знакомого с памятником на привокзальной площади: стоящие на пьедестале рабочий и танкист символизируют единство фронта и тыла, народную сплоченность в победе над завоевателями. Это памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу. На постаменте надпись: "Героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воинам Уральского добровольческого танкового корпуса от трудящихся Свердловской области". В группу создателей монумента входил и П.А. Сажин. Очевидцы свидетельствуют, что фигуру танкиста Сажин лепил с себя и сходство, действительно, прослеживается.

tolstoy

Бюст Льва Толстого (1946)


Старшее поколение помнит прекрасный памятник Павлику Морозову, стоявший в парке имени пионера-героя с 1950-х и варварски снесенный в начале 90-х. За право создать легендарный образ боролись лучшие художники страны. Сажин выиграл всесоюзный конкурс и этот памятник был установлен на родине Павлика Морозова, в селе Герасимовке, а повторение его — в Свердловске.

Памятник «Комсомолу Урала», стоящий на Вознесенской горке, тоже появился в результате серьезного конкурсного отбора в 1957. Каждый раз перед скульптором стояла сложная задача отразить «идейно-художественное содержание, величие трудовых и боевых подвигов, устремленность в построении коммунизма» и сохранить образы живых людей. Скульптор жил в нашем городе с 1946 до своей смерти в 1999 году.

Петр Алексеевич оставил богатое наследие: гипсовые, гранитные и чугунные портреты рабочих, сталеваров, старых большевиков, а также полководцев, космонавтов, поэтов и писателей.