Новость опубликована 25/09/2021
Скотт и Хэм – дружба двух звёзд с разных планет

К 125-летию со дня рождения Фрэнсиса Скотта Фицжеральда


Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй встретились в 1925 году в Париже, в тот момент, когда Скотт был автором успешных произведений, снискавших любовь аудитории («По эту сторону рая», 1920; «Прекрасные и проклятые», 1922), правда, вышедший в тот год роман «Великий Гэтсби» лишь спустя годы обретет статус культового и популярность.

На фоне продуктивного коллеги по творческому мастерству, Эрнест Хемингуэй выглядел бледно, в его портфолио был лишь скромный сборник рассказов «В наше время», который разошёлся малым тиражом.

1

Тем не менее, Фицджеральда впечатлил талант молодого автора, что представил его своему редактору и поручился перед издательским домом Scribner. В ближайший год Scribner опубликовывает дебютный роман Хемингуэя «И восходит солнце».

desktop1

Эта встреча стала роковой для обоих писателей и обернулась звонкой монетой у одного и деревянным червонцем у другого. После этой встречи Скотт Фицджеральд не написал ни единого романа в последующие девять лет, пока не закончил книгу «Ночь нежна», которая была признана настоящим провалом, как со стороны критиков, так и со стороны обычных читателей. В 1930-е годы Фицжеральд был вынужден писать простые рассказы для газет, чтобы покрыть все подспудные затраты.

fitzgerald-hemingway

Позднее, в период Великой Депрессии, даже газетные рассказы перестали приносить хоть какой-то стоящий доход, и Фицджеральд был вынужден писать сценарии к фильмам в Голливуде, которые провалились в прокате. Хемингуэй же лишь начал свой длительный путь наверх после издания романа «И восходит солнце» в 1926 году. Не имея необходимости писать лишь для заработка, благодаря успеху первого романа и достатку второй жены, Хемингуэй мог и позволял себе смотреть свысока на газетную работу Фицджеральда. Позднее, в 1930-х годах, Хемингуэй также избежал участи писать сценарии для Голливуда. 1940-й год ознаменовался двумя серьезными событиями: в то время как Скотт Фицджеральд уходит из жизни, карьера Хемингуэя достигает апогея после публикации романа «По ком звонит колокол».

b6cb44c1b073280ef0b81ed1087bf809

Удивительно зеркальные судьбы постигли Фицджеральда и Хемингуэйя не только в литературе, но и в личной жизни. Оба родились на среднем западе: Фицджеральд - в Миннесоте, Хемингуэй - на окраинах Чикаго. У обоих были слабые отцы и строгие матери. У Скотта - две старшие сестры умерли, когда его мать была беременна им. Хемингуэй рос с многочисленными сестрами и все свое детство мечтал о младшем брате. Но когда родился брат Лестер, Эрнест уже давно преодолел отроческий этап жизни. Фицджеральд с самого детства завел в своем воображении отдельный уголок для настоящего героя. Учась в Принстоне, писатель идеализировал дородных и крепких игроков в футбол, поскольку сам никогда таковым не был, Хемингуэй же как раз обладал всеми чертами спортсмена.

d5f9d

Фрэнсис Скотт Фицжеральд в 1920-м году женился на американской писательнице, танцовщице, художнице Зельде Сейер, – особе гламурной и взбалмошной, и с тех пор пара стала настоящим воплощением роскошной и экстравагантной жизни. Начиная с 1925-го года, Фицджеральд боролся с алкоголизмом и с постоянными припадками жены, но несмотря на тяжелый психический недуг Зельды, Фицджеральд оставался верен ей до конца жизни. Эрнест Хемингуэй в 1927 году разводится со своей первой женой Хэдли, увлекшись ее богатой подругой Паулиной Пфайфер, с которой познакомился двумя годами раньше. До конца своих дней Хемингуэй будет считать это «величайшим грехом своей жизни».

image

Ведь именно Хэдли первой поверила в его литературные способности и даже подарила печатную машинку. В его жизни найдется место еще двум супругам. Хемингуэй обвинял Зельду в том, что она потакает слабостям Фицджеральда. Тот в свою очередь считал, что Хемингуэй предпочитал решать супружеские проблемы побегом от них. До определенной поры отношения между писателями были довольно крепкими. Они регулярно поддерживали переписку, в основном очень дружелюбную, и Фицджеральд, как истинный критик, в числе прочего, оставил несколько уместных замечаний о романе «Прощай оружие», которые и поспособствовали формированию стиля Хемингуэя.

Позднее их отношения несколько ухудшились. Причиной тому стала публикация Фицджеральдом ряда статей, в которых он повествует о собственных провалах. Хемингуэя ужаснули такие откровенные признания друга; он искренне считал, что каждый человек должен находить управу собственным проблемам самостоятельно, нельзя все это выносить на общественный суд. В произведении «Снега Килиманджаро» Хемингуэй недвусмысленно делает упрек своему другу, который очень больно уколол душу Фицджеральда. И позднее поток жестокой критики от ранее дружественной стороны не прекращается: в 1934 году Скотт публикует ранее упомянутый роман «Ночь нежна», о котором Хемингуэй отзывается в основном негативно. К чести писателя, несколько лет спустя он перечитает произведение и изменит свое отношение к нему.


Главы, посвященные Скотту Фицджеральду, в книге «Праздник, который всегда с тобой» он ознаменовал таким вступлением:


«Его талант был таким же естественным, как узор из пыльцы на крыльях бабочки. Одно время он понимал это не больше, чем бабочка, и не заметил, как узор стерся и поблек. Позднее он понял, что крылья его повреждены, и понял, как они устроены, и научился думать, но летать больше не смог, потому что любовь к полетам исчезла, а в памяти осталось только, как легко ему леталось когда-то…».


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться