Новость опубликована 27/01/2022
Выстоял. Сражался. Победил.

Лонгрид в честь годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады


Блокада Ленинграда навсегда вошла в историю как образец величайшего человеческого мужества, несокрушимой силы  духа советских людей. Девятьсот дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода – три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы.

Сегодня наш рассказ посвящается тем людям, которые жертвуя своим здоровьем и жизнью, оберегали музейные ценности, работали в библиотеках и на радио, писали музыку и стихи, учились и учили других.

Словно клятва звучат строки Всеволода Рождественского:

Защищайте город свой,
Свободу,
Дом, детей,
Любимый вольный труд.
Никогда –
Клянемся в том народу –
В Ленинград фашисты не пройдут.

Жители города просто не думали, что  совершают подвиг – духовный и нравственный.

1

(на фото: плакат «Защитим город Ленина!», автор  В.А.Серов)

В насквозь промерзшем здании на улице Герцена питерские художники боролись за освобождение. Большие картины писать тогда было трудно, поэтому самым боевым жанром стали плакаты. На стенах ленинградских домом были надписи: «Защитим город Ленина!» художника В.А.Серова, «Все ли ты сделал для помощи фронту?» В.Б.Пинчука, «Будь бдителен!» И.В.Серебряного. Контур плаката наносился на литографский камень, а уже с него снимали оттиски.

В здании Союза художников не было отопления. Художники согревали камень теплом своего тела: ложились на него и, сложив ладони трубочкой, дышали на отдельные участки. Сами мерзли, но камень согревали, чтобы сделать еще три, пять боевых плакатов.  Частенько рисунки художников добирались до самой передовой: их наклеивали на башни танков.

Необыкновенную силу звучания приобрело зимой 1941-1942 годов радио. Оно помогало ленинградцем переносить неимоверные лишения, сознавать, что они не одиноки в своей борьбе.

2

По радио читались статьи центральных и местных газет, доставка которых были затруднены в условиях блокады.  Благодаря  нему население города узнавало о долгожданном увеличении продовольственных норм. Всю эту огромную работу коллектив Ленрадио вел в труднейших условиях, в холоде и голоде, без выходных дней, без перерывов на отдых.  На Ленрадио в блокаду работали от десяти до двенадцати дикторов, актеры, которые читали тексты. Все они обладали абсолютной грамотностью, звучными голосами, интеллигентным петербургским выговором, необыкновенно проникновенным стилем.

В феврале 1942 года многие дикторы были уже не в состоянии работать, и передачи вели артисты И.Горин и К.Миронов. Сотрудники радио ни на один час не оставляли своего поста, продолжая работать в промерзших помещениях при свете изготовленных им свечей. Передачи для радио готовили журналисты, писатели и поэты: В. Вишневский, Н.Тихонов, О. Берггольц, В. Ардаматский.

3

(на фото П.А.Палладин)

П. А. Палладин, начальник Радиовещания узла Дома радио:«Работники Радиокомитета получали продовольствие по карточкам служащих, то есть практически ничего, кроме хлеба. Держались на дрожжевом супе и других заменителях... Люди двигались как тени, и все-таки передачи делались каждый день. В ледяных, с инеем на стенах студиях читали дикторы, играли актеры и музыканты».

Корреспонденты «Последних известий», несмотря на голодную слабость, через весь город пешком отправлялись на заводы и фабрики, собирали информацию и, изможденные, возвращались к вечеру в Дом радио.

4

(картина «Пурга», худ. Я.С. Николаев)

Художник Ярослав Николаев и артистка Мария Петрова оказались в числе тех мастеров искусств, чей талант возмужал и окреп во вражеской блокаде. В 1943 году художником была создана известная картина «Пурга», героиня которой везет тело мужа на саночках по улицам блокадного города.

5

(портрет Марины Григорьевны Петровой,  худ. Я.С. Николаев)

Всем полюбился в блокадном эфире рассказ писателя Федора Кнорре «Встреча в темноте», который по радио читала Марина Петрова. Рассказ о любви девушки Шуры и раненого танкиста, длившийся 24 минуты, объединял слушателей, волнуя и трогая их. Артистка стала первой «героиней» труппы Городского театра, который перенес радиоспектакль на сценические подмостки. Этот театр прозвали «блокадным». 

Городской театр (современный Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской) открылся 18 октября 1942 года. Театры рождаются по-разному, этот родился из пьесы Константина Симонова «Русские люди», которая была напечатана в газете «Правда». Спектакли не прерывались даже во время обстрелов: публика уже настолько привыкла к бомбежкам, что отказывалась спускаться в бомбоубежище. Да и сил на лишние передвижения не было. А когда в театре погас свет, зрители из зала подсвечивали сцену ручными фонариками, которые всегда носили с собой, ведь в городе было темно.

6

Ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года. Наступил исторический момент – 9 августа 1942 года. Одна из участниц легендарного концерта гобоистка Ксения Маркьяновна Матус вспоминала: «Транспорт-то не ходил, люди шли пешком. Женщины – в нарядных платьях, но эти платья висели, как на распялках, велики всем, мужчины – в костюмах, тоже будто с чужого плеча… К филармонии подъезжали военные машины с солдатами – на концерт… В общем, в зале оказалось довольно много народа, а мы ощущали невероятный подъем, потому что понимали, что сегодня держим большой экзамен. Перед концертом (зал-то не отапливался всю зиму, был ледяной) наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать…».

8

А пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Л. Говорова подавляла вражеский огонь. Военные готовились к операции под названием «Шквал» весь месяц до премьеры. Все 80 минут концерта по врагу велся беспощадный огонь. Всего на установленные заранее немецкие огневые позиции приземлилось около трех тысяч снарядов. Это была также «артиллерийская симфония» Говорова, благодаря которой ни одна вражеская бомба не упала на здание филармонии.

7

Многие библиотеки  города продолжали работать в течение всей блокады. Ни на день не закрывались двери Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова–Щедрина. В первую блокадную зиму в читальных залах царил леденящий холод. Сотни ленинградцев сидели в пальто и шапках, перелистывая страницы книг, журналов и атласов. Это были инженеры и рабочие, врачи и медсестры, офицеры и солдаты, педагоги и учащиеся, научные работники  и литераторы. Весна 1942 года вызвало явление, которое получило название «голод на книги». Чтобы полнее удовлетворить спрос покупателей, управление торговли вынуждено было организовать на улицах так называемые книжные развалы. Литература расходилась быстро. Суровые условия блокады не нарушили полностью нормальный ритм жизни в городе – фронте.

9

(на фото: ЛГПИ им. А.И. Герцена. Зачет по физике. Справа – доцент С.Е. Ляпин. Декабрь 1942. © Музей РГПУ им. А.И. Герцена)

В сентябре-октябре 1941 года студенты 40 вузов начали занятия. Большинство из них учебные занятия совмещали с работой на заводах и фабриках, в производственных мастерских, на строительстве оборонительных укреплений, в госпиталях и пожарной охране. Занятия проходили в необычной обстановке: вокруг печки-времянки при свете коптилки расставлялись столы, за которыми располагались студенты и преподаватели.  В результате чрезвычайных усилий вузы подготовили и выпустили в первую блокадную зиму 2500 молодых специалистов.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и городской Совет трудящихся принял решение продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников начальных классов приступили к занятиям. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, а другой на случай обстрела. Учиться в условиях зимы стало подвигом. В коллективном дневнике ученики 7-го класса школы № 148 писали: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Ученики жмутся к раскрытой дверце печурки…Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже головных уборах».

10

(На фото: Преподаватель А. И. Боконовец ведет урок естествознания в 7 классе школы № 239 Октябрьского района. Апрель 1942 г. Автор съемки А. Рослик. © ЦГАКФФД СПб)

В январские дни 1942 года для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом.

Полностью от блокады Ленинград был освобожден только 27 января 1944 года.  Ленинградцы, защищавшие город, каждый день совершали подвиг. Они не знали будут ли  жить завтра, но они спасали культурное наследие, учились, работали и верили в Победу.

11

Им можно нанести любые раны,
но их нельзя согнуть и победить.
Переживем и бури и туманы,
и жизнь вернется,
И взметнутся краны,
и наше счастье выйдет в океаны
на свежий ветер. Так тому и быть!

М. Алигер

Источники:

Адамович А, Гранин Д.Блокадная книга.­М.: Сов.писатель, 1982;

Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. СПб.: ДЕТГИЗ- Лицей, 2005;

https://spbsj.ru/articles/podvigh-blokadnogho-radio;

https://tass.ru/opinions/4471426;

https://mikhaelkatz.livejournal.com/59266.html;

http://kosygin.rusarchives.ru/va-serov-zashchitim-gorod-lenina-1941-g;

https://leningradpobeda.ru/blog/geroicheskoe-obuchenie;

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/WAR.02/RADIO.HTM;

https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/nikolaev_yas_portret_m_g_petrovoy_1942/index.php.