Интересные факты из биографий этнографов и фольклористов Российской империи
Ежегодно 8 февраля отечественное научное сообщество отмечает профессиональный праздник – День российской науки. Он был учреждён указом Президента РФ в 1999 году. Дата приурочена к 8 февраля 1724 года, когда по распоряжению императора Петра I в России была основана Академия наук.
В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ мы предлагаем обратить внимание на нескольких ученых, стоявших у истоков таких научных дисциплин как этнография и фольклор. Их жизнь, как жизнь всех исследователей, чья деятельность была связана с экспедициями, выходом «в народ», напоминает приключенческий роман. И не только сходными сюжетами, и опасными обстоятельствами, но также насыщенными событиями и неожиданными поворотами.
«Оседлые инородцы Сибири 19 век». Из этнографических очерков сибирского педагога, просветителя и краеведа К.В. Ельницкого (1846-1917)
Развитие науки об этносах и других смежных с ней научных отраслях неразрывно связано с освоением новых земель или с подъемом самосознания самих народов. В XVIII веке в России Академий Наук организуется около 50 экспедиций в различные районы империи.
Григорий Ильич Новицкий (? – ок. 1725) – миссионер, ученый, опальный казачий полковник, один из образованнейших людей своего времени. Родом из малороссийской знати, учился в Киево-Могилянской академии. За участие в выступлении Мазепы был сослан в Сибирь и с 1712 года жил в Тобольске. Сопровождал в миссионерских поездках митрополита Филофея (Лещинского) по средней и нижней Оби к хантам (остякам) и манси (вогулам) (1712 – 1715). Результат его миссионерской и исследовательской деятельности – «Краткое описание о народе остяцком» (1715), где содержатся бесценные сведения о хозяйстве, материальной и духовной культуре этих народов. Книга стала одним из первых в мировой науке чисто этнографических описаний. Погиб Григорий Новицкий при неясных обстоятельствах, как полагают исследователи, от рук при поисках «Золотой бабы» – легендарного, так и не найденного языческого идола.
Выдающуюся роль в развитии русской этнографии сыграл В.Н. Татищев (1686 – 1750) –российский государственный деятель, инженер-артиллерист, историк, географ, экономист, организатор горного дела на Урале, основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми, основоположник источниковедения. Ярко проявивший себя в самых разных науках, он был словно «человеком эпохи Возрождения». Татищев стал автором таких трудов как: многотомная «История Российская с самых древнейших времен», «Общее географическое описание всея Сибири» (1736) и «Лексикон Российский» – первый энциклопедический словарь России (1744-1745 гг.) Для сбора этнографических сведений Татищев разослал местным чиновникам замечательные для того времени программы-анкеты – в 1734 году из 92-х вопросов, а во второй редакции, 1737 года, из 198-ми. Среди вопросов были касавшиеся названий народов, их происхождения, прежней организации власти, ремесел, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т. п. Ученый требовал при опросе населения: «…испытывать без принуждения, но паче ласкою и чрез разных искусных людей, знающих силу сих вопросов и язык их основательно <…> Остерегать же и то, чтоб кто <...> умысленно в поношении или хвастание чего лишнего не прибавил, или истинного не убавил, дабы тем правости не повредил, понеже многие глупые люди лжами хотят себе честь или пользу приобрести, но в том всегда обманываются».
Степан Иванович Гуляев (1806 – 1888) – видный исследователь Алтая, русский историк, этнограф, фольклорист, естествоиспытатель и изобретатель, горняк по образованию. В 1862 г. на свои скромные сбережения открыл публичную библиотеку. Также он занимался минералогией, и селекцией. Первым обратил внимание на Белокурихинские радоновые источники, построил там лечебницу. Среди очень широкого круга занятий Степана Ивановича, главным, по общему признанию, была русская фольклористика Сибири.
Степан Гуляев родился в алтайском селе. Его отец занимал младший горный чин на сереброплавильном заводе. Мать была дочерью сибирского казака, потомка землепроходцев; имела отличный голос и знала много народных песен. Уже с детства Гуляев проявлял интерес к народному творчеству. После окончания Барнаульского горного училища в 1827 году он был направлен в Санкт-Петербург, где помимо работы писцом горного отделения Императорского кабинета, активно занимался самообразованием. Он увлёкся филологией, посещал «субботы» в доме лингвиста И. И. Срезневского и уже в 1839 году напечатал в «Отечественных записках» исследование «О сибирских круговых песнях», где обращал внимание на памятники старинной былевой поэзии, сохранившиеся в этом регионе, в том числе сказки и песни о князе Владимире. В 1848 году в журнале «Библиотека для чтения» была опубликована подготовленная Гуляевым большая подборка фольклора и этнографических записок под общим названием «Этнографические очерки южной Сибири». В публикацию вошли знахарские заклинания и наговоры, круговые, обрядные и проголосные песни, а также составленный самим Гуляевым этнографический словарь.
Григорий Егорович Верещагин (1851 – 1930) – первый крупный удмуртский писатель, просветитель и учёный, демократ, этнограф, краевед, священнослужитель.
Сын удмуртского крестьянина, Верещагин выучился грамоте в родном селе. С детских лет интересовался народным творчеством, литературой, увлекался живописью, ремёслами, пением, искусно играл на русской гармошке, гитаре и фисгармонии. После окончания 1870 году Сарапульского реального училища работал учителем в земских школах. В конце XIX века принял духовный сан. Был диаконом кладбищенской церкви в г. Елабуге, а с 1900 по 1927 год священником в селе Бураново. В 1927 году лишён духовного звания. В Бураново одновременно работал и в местной земской школе. Последние три года Г. Верещагин с женой жил в Ижевске.
В течение более 50 лет Верещагин занимался сбором, исследованием и публикацией материалов, касающихся истории, языка, обычаев, традиций, верований и религиозных обрядов, песен, легенд, преданий, сказок, загадок, пословиц и поговорок и т.д. удмуртского и русского народов. Проводил экспедиции на собственные средства. Также Григорий Егорович писал стихотворения, поэмы, пьесы на русском и удмуртском языках. Он стал первым удмуртом, который профессионально занялся этнографическим изучением своего народа и сделал полученный им богатый материал достоянием широкого круга исследователей. Сведения из экспедиций использованы в монографиях «Вотяки Сосновского края» и «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии». Обе монографии отмечены серебряными медалями ИРГО, а их автор в декабре 1888 года был избран в члены-сотрудники этого общества. После революции ученый трудился над составлением удмуртско-русского и русско-удмуртского словарей. Среди его воспитанников несколько ученых, ставших в годы Советской власти кандидатами наук.
Женский костюм Ярославской губернии, 19 в. (Из Коллекции Шабельских в собрании Российского Этнографического Музея)
Савва Яковлевич Дерунов (1830 – 1909) – русский писатель-самоучка, поэт, прозаик, этнограф, фольклорист, общественный деятель.
Сын крепостного крестьянина, уроженец Пошехонском уезда Ярославской губернии. В 7 лет Савва остался без отца и пошел в батраки. Самостоятельно овладел грамотой; большую роль в его развитии сыграла бабушка, познакомив с фольклором. В 9 лет отправился в Новгородскую губернию работать прислугой в принадлежавшем земляку кабаке. В 1844 году сменил место работы, сбежав в московскую пивную, которую содержал муж его двоюродной сестры Дуни. Положительно повлиял на его развитие родственник мужа Дуни старообрядец и начетчик Андриан. За пристрастие к книгам посетители пивной прозвали Савву «буфетчиком с книжкой». Вскоре он начал слагать песни, а в 1855 году, обзаведясь своей семьёй, вернулся в родные края. Савва Яковлевич занялся сельским хозяйством, купив участок земли, и общественной деятельностью. Являлся членом Пошехонского земского собрания, и как поборник народного просвещения и защитник крестьянских интересов находился под слежкой тайной полиции. За неодобрительные отзывы об императоре Александре II год провел в Пошехонской тюрьме, затем был освобождён на поруки общественности.
С. Дерунов был знаком с поэтом И. Суриковым, поддерживал с ним переписку, участвовал во всех изданиях его литературного кружка самоучек из крестьян. С 1862 года начинают печататься стихи Саввы Яковлевича, в которых он следует по стопам Сурикова, Кольцова и Некрасова и верно отражает крестьянский быт, яркость и колоритность народного языка. В 1898 году Дерунов ослеп, но не прекратил литературной работы, диктовал дочери воспоминания и стихи.
Савва Яковлевич был членом Русского этнографического общества, автором многих публикаций о традициях, обычаях, обрядах и верованиях крестьян Пошехонского уезда. Он собирал сказки и песни Пошехонского уезда. Известная сказка «Марьюшка Чудная», записанная С.Я. Деруновым во второй половине XIX в. Это произведение связано с темой брака: содержит описание свадебных обрядов, и похожа на бывальщину (рассказ, нередко включавший «сказочные» обороты и основанный на необычном, но достоверном происшествии). Писатель и фольклорист «из народа», Савва Дерунов был из тех уникальных самоучек, что достойно соседствовали с учеными - профессионалами.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Этнографы_Российской_империи
https://biozvezd.ru/category/etnografy?start=0
Григорий Ильич Новицкий https://posredi.ru/grigorij-ilich-novickij.html
Степан Иванович Гуляев http://suzun-spr.ru/articles/imennoy/gulyaev-stepan-ivanovich.php