О лётчике-истребителе, Герое Советского Союза М.П Девятаеве
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с лётчиком Михаилом Девятаевым совершила побег из нацистского концлагеря. Этот побег хотя и не сразу стал легендарным, но попал в учебники истории. Бегство со сверхсекретного полигона на немецком самолёте, которым никто из беглецов не умел управлять, больше похоже на сюжет из кино, но это абсолютно реальная история.
Михаил Девятаев родился в 1917 году в Пензенской губернии. Окончил речной техникум, работал на судах. После призыва в армию был направлен на учёбу в лётное училище, которое окончил в 1940 году. В сентябре 1941 года истребитель Девятаева был подбит в воздушном бою, сам лётчик получил тяжёлое ранение. После выздоровления медкомиссия признала его непригодным для дальнейших полётов на истребителях.
С 18 сентября 1943 года служил в 1001-м Отдельном санитарном авиационном полку. К середине декабря 1943 года, выполнил около 80 вылетов по эвакуации раненых и на выполнение специальных заданий командования. За это время, он эвакуировал с передовых госпиталей 120 раненых (из них, 5 генералов), доставил в передовые госпитали 600 литров крови, 800 кг медикаментов, 700 кг прочих грузов и 50 медицинских работников, не имея ни одной поломки и вынужденной посадки.
7 мая 1944 года за эти подвиги он был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени.
13 июля 1944 года самолёт Девятаева был сбит под Бродами и лётчик попал в плен. Концлагерь находился неподалёку от засекреченного полигона Пенемюнде, где проводились испытания новейших образцов техники – ракет ФАУ. Рядом находилось два лагеря с названием Карлсхаген и одноимённая авиабаза с аэродромом. В одном лагере работали отобранные по всем немецким концлагерям специалисты, занимавшиеся производством ФАУ. Другой лагерь находился в ведении люфтваффе. Его заключённые использовались для аэродромных работ. Девятаев находился во втором.
Сегодня в Германии на острове Узедом установлен камень в память о подвиге Михаила Петровича, но лишь через много лет, когда появилась небольшая часть документов о засекреченном подвиге Девятаева, становится ясно, какое чудо сотворил русский лётчик и его пленные товарищи, совершив побег из концлагеря. Объединившись с небольшой группой пленных, Девятаев стал разрабатывать план побега.
С начала февраля 1945 года небо было полностью затянуто облаками, но 8 февраля появилось солнце. Русские решили действовать. Ликвидировав конвоира, группа из десяти русских военнопленных ринулась на взлётную полосу к бомбардировщику «Хейнкель».
Взлететь удалось не с первого раза. Девятаев привык управлять одномоторным истребителем, тут же моторов было два. Штурвал не отклонялся: измождённый жизнью в лагере, похудевший до 40 кг Девятаев не мог привести его в движение. Лишь навалившись втроём на штурвал, беглецы смогли поднять машину в воздух. Оторваться от преследователей русским удалось. Немцы спохватились слишком поздно, и организованная погоня результатов не дала
Но их чуть не сбили на подлёте к линии фронта: завидев вражеский бомбардировщик, советские силы ПВО открыли огонь. На подлёте его обстреляли советские зенитки, машина получила пробоины, и по этой причине её пришлось сажать в чистом поле. В общем-то, военное командование встретило беглецов радушно – их как следует накормили и отправили отдыхать. «Видя, какие мы измученные, солдаты на руках понесли нас в расположение своей части, находившейся на отдыхе после жаркого боя. И принесли не куда-нибудь, а прямо в столовую и сразу угостили солдатским обедом, вкуснее которого ничего нет на свете», – вспоминал потом Девятаев.
Однако ощущение свободы было недолгим. Лётчику предстояло вновь вернуться в знакомый Заксенхаузен, который после победы работал как фильтрационный лагерь НКВД. Ему и другим участникам побега было необходимо пройти проверку, которая могла растянуться надолго, если бы в дело по воле случая не вмешался известный авиаконструктор Сергей Королёв. В сентябре 1945-го он приехал на остров Узедом, чтобы ознакомиться с секретными разработками вермахта. Там ему рассказали, что в лагере поблизости сидит летчик, которому удалось угнать самолёт со стратегического для немцев острова.
Так произошла встреча Королёва и Девятаева. Как потом стало известно, был угнан не просто фашистский бомбардировщик, а секретный самолёт с интегрированной системой радиоуправления и целеуказания от секретной крылатой ракеты большой дальности «Фау-2» на борту. Девятаев раздобыл точные координаты расположения стартовых площадок стратегических для Рейха ракет на базе Пенемюнде, что позволило нашим военным уничтожить не только «Фау-2», но и подземные цеха по производству урановой бомбы, а вместе с ними — и все надежды Гитлера на продолжение войны.
Этот подвиг, названный «Побегом из ада» с легкой руки самого М.П. Девятаева, Героя Советского Союза, стал названием книги легендарного летчика.