Новость опубликована 10/03/2022
«Родившиеся в 1937»

Текст посвящение отечественным литераторам, 85-летие со дня рождения которых исполняется в 2022 году


1937–1938-ой годы в отечественной истории предстают трудным и неоднозначным временем. Это период зарождения новой Советской державы, грандиозного поворота, вдохновленного верой в победу коммунизма и омраченного расцветом системы ГУЛАГа, жертвами которого стали многие.  Тяжелое время для культуры, понесшей тяжкий урон, для литературы, естественный ход развития которой был нарушен. Возможно, именно условия такой яркой противоречивости стали причиной появления на свет многих ярчайших в будущем талантов.

1 или после Шпаликова

Вспомним нескольких юбиляров 2022 года, родившихся 85-лет назад, в 1937 году, когда страна с небывалым размахом отмечала столетие со дня гибели Александра Пушкина, а учеными была зарегистрирована небывалая солнечная активность. Интересно, что практически все эти писатели и поэты – дети из интеллигентных семей, не избежавших тягот эпохи. Многие из них начали писать в раннем возрасте.

2

Владимир Иосифович Уфлянд  (1937-2007), поэт, художник, переводчик. Ленинградец. День рождения: 22 января.

Иосиф  Бродский, с которым Уфлянд был знаком с 1959 года, ценил его и как поэта, и как друга.  На просьбы что-нибудь почитать, Иосиф Александрович, бывало, отвечал: «Давайте я лучше почитаю Уфлянда». Это не раз наблюдал журналист и писатель Пётр Вайль который, в свою очередь, в одном из эссе назвал Владимира Уфлянда «лирическим абсурдистом. У поэта было и другое местное прозвище – «последний обериут».

Я искал в пиджаке монету. /Нищим дать, чтоб они не хромали. /Вечер, нежно-сиреневый цветом, оказался в моём кармане <…> И остановилось поблизости уходившее было лето. /Будто тот, кто всё время бражничал,/вспомнил вдруг об отце и матери. /Было даже немного празднично./Если приглядеться внимательней. (Владимир Уфлянд, «Я искал в пиджаке монету...»,1956)

Стихотворение Уфлянда «Меняется страна Америка» (1958 г.) сегодня воспринимаются как пророчество, а ироничное наблюдение 1957 года «Сейчас не любят нравственных калек», которым делится «Веселый человек./ Типичный представитель современности» звучит вполне современно.  

В. Уфлянд о себе: «В детстве я понял, что люблю выдумывать. Точнее делать из того, что вижу, нечто мне более по вкусу. Потом заметил, что эти изделия вымысла многим нравятся. Потом обнаружил, что могу рисовать и писать в рифму. Потом оказалось, что это называется самовыражением. Самым дешёвым способом самовыражения выходило сочинения в рифму. Когда мне пришлось, в 20 лет, в юности, три месяца сидеть в изоляторе в «Крестах», в тюрьме мне не нужно было ни бумаги, ни карандаша. Я сочинял в уме. Когда вернулся домой, записал на клочках бумаги».

3

Владимир Семенович Маканин (1937-2017). День рождения: 13 марта.

Писатель, прозаик, значительный и для советской, и для «постперестроечной» литературы. Родом с Урала. Шахматист и математик, пошедший по литературной стезе.

К его произведениям применяют специальный термин: «проза срединного человека». В своих книгах он писал о будничных хлопотах простых людей, которые, порой, важнее исторических событий.

«Говорить о Маканине очевидные вещи не хочется, поскольку писал он всю жизнь именно о неочевидных, хотя, на поверхностный взгляд, ставил почти социологические, точные диагнозы, выявлял типажи: «Человек свиты», «Отставший», «Гражданин убегающий». Но это было именно на поверхности, интересовало же его подсознательное, темное и, так сказать, неформализуемое» (Д. Быков)

Роман, который сделал Маканина известным – «Андеграунд, или Герой нашего времени», проникнут «духом перемен». Главный персонаж талантливый бродяга, который даже и не пытается печатать свои произведения, кажется безумным на фоне предприимчивых товарищей.

В. Маканин: «Андеграунд – явление неоднозначное, и у него было две стороны. Первая, люди в оппозиции к власти, когда её дыхание давало понять, что она - не вечная. Это был русский вариант оппозиции в отсутствие демократического общества. Как только всё изменилось, такой андеграунд стал истеблишментом и соответствующим образом занял ниши премий и высших постов. Но был и другой андеграунд. Его представляли люди, которые при любой смене власти не могли бы занять высшие места. Это было целое поколение погибших людей, но людей мужественных, обладающих силой духа. В память об этих людях я написал роман».

4

Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015). День рождения: 14 марта. Русский писатель, публицист, общественный деятель. 

О нем, родившемся в крестьянской семье, глухом сибирском селе,  часто говорят как о подвижнике в современной русской литературе. Распутин выступал против поворота северных рек, в защиту чистоты Байкала, поднимал проблемы русской деревни, писал статьи, посвященные теме экологии души и природы. В его прозе, публицистике, любом выступлении в печати – откровение и пророческий взгляд на самые болезненные проблемы и будущее России.

В. Распутин: «Я понимаю себя и всегда понимал все-таки как писателя русского. Советское имеет две характеристики – идеологическую и историческую. Была петровская эпоха, была николаевская, и люди, жившие в них, естественно, были представителями этих эпох. Никому из них и в голову не могло прийти отказываться от своей эпохи. Точно так же и мы, жившие и творившие в советское время, считались писателями советского периода. Но идеологически русский писатель, как правило, стоял на позиции возвращения национальной и исторической России, если уж он совсем не был зашорен партийно»

Одно из творческих достижений Валентина Распутина – повесть «Прощание с Матёрой», в которой. тема русского крестьянства, его судеб и трагедий, находит философско-художественное отображение. Матера – деревня на острове, обреченном уйти под воду при строительстве Ангарской ГЭС. Одноименную экранизацию повести сняла режиссер Лариса Шепитько. Не каждый зритель способен выдержать этот фильм – он весь надрыв и боль.

5

Белла Ахатовна Ахмадулина  (1937-2010). День рождения: 10 апреля. Предки по отцовской линии были татарами, а по материнской – обрусевшими итальянцами. 

Она писала стихи с детства. Когда училась в Литературном институте,  была на какое-то время отчислена из-за того, что выступила в поддержку опального Бориса Пастернака. Критики обвиняла ее в излишней манерности, а стихи называла неактуальными и упадническими. Она не писала «на злобу дня», не поднимала в стихах общественно значимые темы, чем отличалась от поэтов-шестидесятников и  была для них музой. Современники подчеркивали ее исключительность, которая  проявлялась во всем – и в экзотическом имени, и во внешности «райской птицы», и в манере читать стихи, и в изысканной метафоричности поэтического языка. Современники подчеркивали некую ее оторванность от материального мира. Павел Антокольский назвал ее «чудом по имени Белла».

Стихи Беллы Ахмадулиной часто звучали в художественных фильмах, например, в «Иронии судьбы». «По улице моей который год…» – пронзительное стихотворение о быстротечном времени. 

6

Андрей Георгиевич Битов (1937-2018). День рождения: 27 мая. Один из наиболее интересных отечественных прозаиков. Он стоял у истоков русского постмодернизма и написал первый «филологический роман» – знаменитый «Пушкинский дом». Ленинградец, блокадник.

В «Воспоминаниях о Пушкине» (2007 г.) поэт, благодаря графике многолетнего соавтора и друга Битова Резо Габриадзе, оживает на страницах книги, весело помахивает тросточкой, раскланивается с Гете и Байроном, Тютчевым и Гоголем и, воплощая свою мечту, отправляется с женой за границу, превращается в бабочку, остается живым.

Андрей Битов: «Успешность – ничего не значит. Поэтому я не верю, честно говоря, и в профессию в литературе. Русская литература до сих пор была непрофессиональной. Ей достаточно было быть гениальной. Сейчас возникает профессиональная литература, она есть уже. И есть успешные авторы. Но это другая область. Я не знаю, как сравнивать хлеб и вино, которое употребляли ученики Иисуса на Тайной Вечере, с тем хлебом и вином, которое мы покупаем в соседнем магазине. Но когда действительно настоящий литературный текст переломишь, как хлеб, из него потечет кровь. Почему-то такое бывает. И что-то делается с душой человека, который этот хлеб вкушает».

7

Юна Петровна Мориц ( 1937). День рождения: 2 июня.

Известная поэтесса, переводчица и публицист, автор любовной лирики, замечательных детских стихов (кто не знает песен «Ежик резиновый» и «Пони»?)  и произведений, в которых она отстаивает свою гражданскую позицию. Ее творчество - воплощение чуткости и остроты восприятия автором окружающей действительности. Ее лирический герой отличается бурным темпераментом, категоричностью и бескомпромиссностью.

Кто так светится? Душа. Кто ее зажег?/ Детский лепет, нежный трепет, Маковый лужок. /Кто так мечется? Душа. Кто ее обжег?/ Смерч летящий, бич свистящий, Ледяной дружок… (Юна Мориц, «Путеводная звезда», 1978)

Юна Мориц родом из Киева. Свое первое стихотворение она написала в возрасте четырех лет. Из Литературного института в Москве, где она училась  на отделении поэзии, ее чуть было не исключили, обвинив в антисоветской прозападной позиции и пропаганде.

Владимир Бондаренко: «Маленькая, седая, совершенно железная и, слава Богу, до сих пор живая женщина, имеющая наглость писать гениальные стихи, на фоне которых различные включаемые чиновниками от министерства просвещения в школьную программу «современные литературные классики» выглядят, извините меня, совершенными литературными пигмеями. И иметь при этом совершенно не подобающее «либеральной интеллигенции» мировоззрение, которое было невозможно сломать и в годы Советской власти, и, тем более, сейчас...».

Юнна Мориц – активный пользователь социальных сетей, у нее огромное количество друзей и подписчиков.

8

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). День рождения: 19 августа.

Драматург с совершенно неповторимой интонацией. Он впитал в себя все классические театральные и литературные традиции, но пошел по своей особой тропе.

Успев при жизни издать две книги, Вампилов произвел революцию в современной русской драматургии и театре. Его часто называют «сибирским Чеховым», последним русским драматургом мирового уровня. Родился в далёком иркутском поселке, бурят по отцу. Судьба обычного советского человека, а мысли, поступки и творчество как будто из другой эпохи. Друзья называли его «канатоходцем». Всю жизнь он балансировал на грани обычного и рискованного, и всегда оставался самим собой. Его «Утиная охота» и «Старший сын» – это и портреты конкретного поколения, и в то же время в них проглядывает вечность. 

Александр Вампилов: «Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей».

О жизни и гибели драматурга снят художественный фильм «Облепиховое лето» (реж. Виктор Алферов).

9

Геннадий Федорович Шпаликов (1937-1974). День рождения: 6 сентября.

Поэт, режиссер, сценарист. Родом из карельского городка Сегежа. Его жизненный путь был недолог, однако даже за короткое время он сумел создать произведения, которые стали эпохальными, ярко отразили время оттепели и сохраняют популярность и сейчас.

Учился во ВГИКе, был дружен с Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским. «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, снятый по сценарию Шпаликова – гимн молодости, он светел и оптимистичен, как и знаменитая песня, также написанная им.

Песни на стихи Шпаликова звучат в фильмах и на концертах. В каждом стихотворении поэт самыми обыденными словами передает философские мысли, рисует картину, которую читатель воспринимает всей своей душой, настолько она близка и понятна ему. В эпоху производственных романов и стихов на злобу дня Геннадий Федорович делится своими эмоциями и переживаниями в стихах и в прозе, в сценариях.

Фильм «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») стал результатом его совместного творчества с Марленом Хуциевом. В фильме присутствовало мироощущение молодого оптимиста, «шестидесятника». Эта работа вызвала много нареканий Никиты Хрущева – молодые рабочие, по его мнению, не имели цели в жизни. Единственный фильм Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» высоко оценил Микеланджело Антониони, а снятую по его сценарию кинокартина «Я родом из детства» Виктора Турова  кинокритики называют одной из лучших в истории Белоруссии кинематографа.

«Загадка появления яркого поколения творческой интеллигенции в столь страшное время занимает многих» критиков и литераторов, среди которых и писатель Андрей Битов. По мнению критиков, писатели-семидесятники строили свою концепцию мира и человека через постижение детали, фрагмента, мгновения, это была литература экзистенциального личностного наполнения, литература духовной реформации. Они по-своему начинали литературу заново, шли новыми тропами, находили непривычных для советской литературы героев и стали летописцами конца советской эпохи.

Литературный критик и публицист Владимир Бондаренко утверждал, что «став первым советским поколением по году рождения, одновременно они стали первым поколением, отстаивавшим право на свою личность, не только на общественные, но и на личностные ценности».

Источники:

Бондаренко, Владимир Григорьевич (1966-). Дети 1937 года / Владимир Бондаренко. - М. : Информпечать ИТРК, 2001.

https://rg.ru/2012/05/25/bitov.html

https://goo.su/wlI0I

https://news.myseldon.com/ru/news/index/246869583

https://kulturologia.ru/blogs/100417/34123/

http://www.owl.ru/morits/

https://vampilov-irk.ru/about.htm

https://biographe.ru/znamenitosti/genadiy-shpalikov

 


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться