Новость опубликована 05/05/2022
ИМЯ ГЕОРГИЙ

О знаменитых россиянах носящих имя одного из самых любимых русских святых


Георгий Победоносец (Георгий Каппадокийский) великомученик, один из наиболее почитаемых святых в христианском мире. 6 мая (23 апреля по старому стилю) в России Православной церковью отмечается праздник в честь этого святого. День Святого Георгия, издавна считавшегося  на Руси покровителем воинства, в 1945 году пришелся на Пасху, символизирующую в христианстве освобождение из плена, победу над смертью. В хронике тех победных дней 6 мая 1945 года известно как день начала Пражской операции, которая продлилась пять дней. Это завершающая наступательная операция советских войск в Европе в годы Великой Отечественной войны.

Вспомним сегодня об этом любимом в народе святом и известных россиянах по имени Георгий, живших в сложном и переломном 20 веке.

ЗАЩИТНИК И ОСВОБОДИТЕЛЬ

1

Имя Георгий в переводе с греческого значит «земледелец». Память Георгия Победоносца совершается несколько раз в год, в том числе 9 декабря (26 ноября по старому стилю), в честь освящения храма в честь великомученика в Киеве в 1051 году (в народе – осенний Юрьев день).

Согласно каноническому житию, святой Георгий пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане, у которого поначалу был любимцем.  Он особо выделялся среди других воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой и дослужился до высокого поста. Не сдался гонителю, исповедовал непреклонную веру, и после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году, был обезглавлен. К самым известным сказаниям о чудесах Георгия Победоносца относится посмертное – «Чудо о змие». Церковью святой был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче». Самый узнаваемый иконографический сюжет со святым Георгием – воин, сидящий на белом коне и поражающий копьем змея – символизирует победу над дьяволом – «древним змием» (Откр. 12:3, 20:2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

ЧТЕНИЕ НА ЗИМОВКЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

2

«Посылаю тебе благословение, на защиту от врагов моего святого. Пусть великий Победоносец охраняет тебя от всех твоих недругов…» (отрывок одного из последних писем жене полярника Георгия Седова)

Георгий Яковлевич Седов (1877-1914), русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Сын азовского рыбака, мечтавший о Севере.  Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, не достигнув заявленной цели, пройдя примерно 200 километров. Седов – один из прототипов Ивана Татаринова в романе «Два капитана» Вениамина Каверина.

 «Он заранее предчувствовал, что не сможет дойти до Северного полюса, – лишь проложит след, и другим будет легче идти за ним» (исполнитель роли Георгия Яковлевича в фильме Бориса Григорьева «Георгий Седов»).

«Дневники Седова. Письма жене» (из последней экспедиции):

 «20 сентября отдаю приказ о зимовке. Все начали готовиться встретить суровую полярную ночь. 18 октября покинуло нас милое Солнце на 101 день и унесло наше веселье, нашу жизнь. Наступила сплошная ночь <…>. В библиотеке оказалось масса книг лучших русских и заграничных авторов, а также много книг для команды. Все это нам доставляло большое удовольствие и разгоняло скуку и уныние.

Я прочел всего Байрона, Шекспира и даже Дюма, часть Бальзака и др. По вечерам, если пройти по каютам и посмотреть, то увидишь семейное чтение книг. Для музыки были определенные часы: можно было играть от 2 ч. дня до 10 вечера. <…> Работа заключалась в подвозке дров с берега (плавника) и льда от соседнего айсберга, для питьевой воды, затем в отгребании снега от судна. Этими физическими работами, по возможности занимались все, чтобы больше быть в движении и тем не допустить цингу».

МАРШАЛ ПОБЕДЫ, КНИГОЧЕЙ

3

Маршал Жуков принимает парад на Красной площади 24 июня 1945 года.

Георгий Константинович Жуков (1896-1974 гг.), советский полководец и государственный деятель. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза.

Жуков всю жизнь был одержим самообразованием. Еще учась в Москве у дяди, он экономил копейки, покупал книги и читал их по ночам, а еще закончил вечерние общеобразовательные курсы, которые давали образование в объеме городского училища. Однажды, встретив Жукова на дне рождения у общих знакомых, писатель Михаил Булгаков сказал: «Чеховская фамилия... Книгочей... Большое будущее».

Из воспоминаний маршала Баграмяна: «Мы были молодые, и нам хотелось иногда и развлечься, и погулять, что мы и делали: уходили в город посидеть в ресторане, ходили в театры. Жуков редко принимал участие в наших походах, он сидел над книгами, исследованиями операций Первой мировой войны и других войн, а еще чаще разворачивал большие карты и, читая книги или какие-нибудь тактические разработки, буквально ползал по картам, потому что карты были большие, они не умещались на столе. Он их стелил на пол и вот, передвигаясь на четвереньках, что-то там высматривал и потом сидел, размышляя, нахмурив лоб. И случалось нередко так: мы возвращались после очередной вылазки, а он все еще сидел на полу, уткнувшись в эти свои карты».

«ПОНЯТИЕ РОДИНЫ – ОЧЕНЬ ОБЪЕМНО»

4

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998), советский композитор, пианист и общественный деятель. Основоположник музыкального направления «Новая фольклорная волна».

После смерти Свиридова вышла большая книга «Музыка как судьба», составленная из девятнадцати тетрадей. В своих записках великий композитор выступает как значительный русский мыслитель.

«Понятие Родины – очень объемно, оно – всеобъемлюще, грандиозно. Оно включает не только все, чем ты живешь, но и самый воздух, которым человек дышит, его прошлое, нынешнее и грядущее, где суждено жить и нам (как и людям прошедших поколений) своими потомками, своими делами, хорошими и дурными.

Родина – это совсем не только симпатичное и приятное, но и горькое, и больное, а иногда и ненавистное. Все есть в этом понятии, в твоем чувстве к ней, без которого жизнь почему-то теряет смысл. Во всяком случае, для меня <…>, а между тем многие люди (русские) живут совсем без Родины, видимо, она составляла лишь малую часть их жизни, и, потеряв ее, они мало потеряли».

КАКИЕ ФИЛЬМЫ НЕ СОСТАРЯТСЯ?

5

Георгий Данелия (1930-2019), советский и российский кинорежиссёр, сценарист, мемуарист; народный артист СССР. Грузин по происхождению, он с годовалого возраста жил в Москве, выучил грузинский язык в МАРХИ, а будучи архитектором по образованию всю жизнь снимал кино.

«…что касается фильмов – я недавно посмотрел по телевидению «Окраину» Барнета, и она произвела на меня ошеломляющее впечатление. Я бы сказал, гораздо большее, чем некоторые фильмы из нашей классики.

Вообще, в кино могут меняться моды, появляться, исчезать... Остается же только немногое. Если есть истинные характеры и есть чувства – это остается и не стареет. Все остальное стареет – любые приемы... И Годар стареет, и «Хиросима» Алена Рене стареет. Но никогда не увянут, по-моему, «Вива, Вилья!» и «Чапаев», «Бесприданница» и «Под крышами Парижа». При всем различии этих фильмов в них есть страсть, глубокая человечность. Никогда не состарится поэтому «Дорога» Феллини…»

«Сюжет фильма «Кин-дза-дза» фантастический. Двое землян, средних лет русский мужчина и молодой грузин, внезапно оказываются на чужой планете, обитаемой и неприветливой. Фильм про то, как им домой вернуться и себя по дороге не потерять. Это удается. Не с первой попытки, ценой огромных усилий. Через огромное физическое напряжение и духовную борьбу. Вернуться на Землю обязательно надо, только не любой ценой. Нужно остаться человеком, чтобы было кому возвращаться. А это невероятно тяжело. Я уверен, что задача – «надо, но не любой ценой» – очень характерна для русской культуры.» (Диакон Павел Сержантов о самом непонятом фильме Георгия Данелии).

КОСМОНАВТ И ВЕРА

6

Георгий Михайлович Гречко (1931-2017) – космонавт, дважды Герой Советского Союза и доктор физико-математических наук. Свой третий (и последний) полет в космос Георгий Михайлович совершил в 54 года.

 «Я стал верующим во время войны. В доме было много религиозных книг. Да и жить хотелось. Папа был на фронте, мама в блокадном Ленинграде, а я в оккупации. Жизнь зависела от прихоти немца… Тогда, во время войны, все верили в Бога, потому что понимали, что больше никто тебя не защитит от смерти. Позже, повзрослев, я немного поостыл. А потом пришёл к вере через теорию вероятности».

«Человек я довольно горячий, не трусливый, рисковый и не очень осмотрительный. За свою жизнь я, по-моему, шесть раз тонул, висел на скале, падал в самолёте, был под ружейным обстрелом, под бомбёжкой. Был у меня страшный случай и на космической станции: там загорелся прибор. Страшен был даже не огонь. Когда горит пластмасса, провода и изоляция, воздух становится как грязная вода и можно задохнуться. Тогда мне пригодились навыки в подводном плавании. Я перестал дышать, нырнул в дым, нашёл горящий прибор. Рассказывать об этом, сидя за столом на Земле, это одно. А наверху, когда до Земли 350 километров, деваться некуда. Но пожар я тогда потушил.

Каждый раз я оставался невредимым: не инвалид и не мертвец.

Вот я и задумался: как же так? Стал размышлять о теории вероятности и кривой распределения и думать о том, что по всем правилам половина событий должна быть счастливая, а половина несчастливая. А у меня все события получились счастливыми, словно эту кривую вероятности кто-то сдвинул. «Но ведь никто, кроме Бога, сдвинуть эту кривую не мог!» – подумал я. Так я опять вернулся к Богу».

ТЕАТР КАК ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ

7

Георгий Георгиевич Тараторкин (1945-2017 гг.), советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР.

Пожалуй, никто в театре и кино не играл так много, да еще десятилетиями, главных героев Достоевского. Роль Родиона Раскольникова была первой ролью Тараторкина в длинном списке этих ролей. Он уловил какой-то «нерв» существования в героях Федора Михайловича. «Кто я, тварь дрожащая или право имею? Если Бога нет в вечной жизни, то значит, все позволено?» – десятилетиями задавал этот вопрос его Раскольникова в черно-белом «Преступлении и наказании» Льва Кулиджанова.

В одном из своих последних интервью Георгий Тараторкин сказал: «Вы знаете, есть один эффект, если то, что происходит на сцене, вдруг рождает подлинный, сознательный и чувственный отклик, это значит, человек оказывался на встрече с самим собой, а не просто на спектакле. Эта встреча не всегда благостна, не всегда это комфортно. Но это то, что есть. Не у всех происходит встреча с миром Фёдора Михайловича, по причине того, что не решается человек узнать ту степень правды, которую предлагает, никого не насилуя, без агрессивного начала, Достоевский. И если ты сам не решаешься, встречи не произойдет».

При подготовке материала использованы материалы из свободных источников:

Дневники Седова. Письма жене:
https://sergeydolya.livejournal.com/1040167.html?noscroll&utm_medium=endless_scroll#comments
«Музыка как судьба»:
https://gorenka.org/index.php/kurskie-avtory/121-sviridov-g-v/5977-g-v-sviridov-muzyka-kak-sudba?showall=1&limitstart=&
Актер Георгий Тараторкин – о Достоевском, творчестве и вере:
https://pravoslavie-ru.turbopages.org/pravoslavie.ru/s/127916.html
Моя задача в каждом фильме - доказать: жизнь прекрасна:
https://kinoart-ru.turbopages.org/kinoart.ru/s/interviews/moya-zadacha-v-kazhdom-filme-dokazat-zhizn-prekrasna-intervyu-s-georgiem-daneliya