Новость опубликована 22/09/2022
Государство под названием «Уралмаш»

Ко Дню машиностроителя


Он создавался как и тысячи ему подобных: с треска падающих деревьев в холодной тайге, пламени спасительных костров, непролазной грязи по весне и осени, но, несмотря на похожий путь создания, он с самого начала имел свое лицо. На такой масштабной стройке все приобретало крайнюю форму – и невыносимость тягот, и сила духа строителей.

«Уралмаш» возводился усилиями крестьян, часть из которых бежала прочь из Центральной России от коллективизационного произвола и голода. Люди это были закаленные и трудолюбивые, а главное – их вели за собой светлые идеалы, без которых, вполне вероятно, завод бы сегодня не стоял.

1

На долю работяг выпало серьезное испытание: мало того, что условия сами по себе были тяжелыми (Урал не слишком балует людей теплом), люди практически все приходилось делать вручную: вместо кранов сооружали конструкции называемые «Катеринками», а по весне на бездорожье лошади отказывались тащить повозки и мужики впрягались сами.

Место для строительства было выбрано на три с половиной километра севернее от границы Екатеринбурга. Таким образом, будущий завод с самого начала находился между железной дорогой, электростанцией имени Рыкова (впоследствии им. Куйбышева) и озером Шувакиш, которое без малого тридцать лет служило источником воды не только для завода, но и для строящегося соцгорода.

2

Название «соцгород», кстати, не условность и не преувеличение. Для него изначально создавалась вся необходимая инфраструктура, а потому в его пределах по окончании стройки  и правда находилось все необходимое. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на генеральный план соцгорода:

3

Здесь можно увидеть объекты, распределенные по цветам: Красные 1 – Баня, 2 – Больница, 3 – Стадион; Желтые 1 - Школа ФЗУ, 2 и 3 – Общеобразовательные школы; Сиреневые 1 – ДК, 2 – Знаменитый кинотеатр «Темп». Зеленым цветом обозначен летний сад.

Одной из достопримечательностей Уралмаша является «Белая башня», куда в прежние времена подавалась вода с насосных станций на берегу «Шувакиша». На проект башни объявили конкурс среди специалистов завода, и считается, что её чертеж на двух листах за одну ночь набросал бывший студент Томского архитектурного училища Моисей Венеаминович Рейшер (1902-1980). Изначально сооружение имело всего две опоры, а также остановку общественного транспорта и смотровую площадку. Однако, в силу важности объекта площадку с остановкой из плана убрали и к тому же, для большей устойчивости, количество опор увеличили до четырех.

4

Существует городская легенда, что из Белой башни можно попасть в инженерный тоннель, пронизывающий всю территорию соцгорода, и созданный для подведения всех необходимых коммуникаций.  На сегодняшний день нет ни одного убедительного доказательства этого, во всяком случае местным диггерам, исследовавшим тоннель вдоль и поперек, так и не удалось найти упомянутый выход.

5

Отдельно стоит упомянуть главного инженера УЗТМ В. Ф. Фидлера (1881-1932). В свое время он успел вдоволь наслушаться критики: современники не понимали, для чего предприятие строится с таким размахом. Фидлер им отвечал примерно так: «Завод должен быть в состоянии производить даже самые крупные детали, имеющиеся на его оборудовании». Эти слова позднее назвали «формулой Фидлера» и долгое время её строго придерживались.

Начальство Уралмаша обладало редкой прозорливостью: работа едва ли не во всем складывалась из принципа «а если завтра война?». Это в итоге позволило УЗТМ встать на военные рельсы в кратчайшие сроки и заняться выпуском оружия, корпусов и всего необходимого для фронта. Смены в период войны длились по 18 часов, у рабочих даже не было времени на перекус. А когда весть о победе разнеслась по всему союзу, уралмашевцы встретили её с нечеловеческой усталостью на лицах.

6

Войне подкосить машиностроительный гигант оказалось не под силу, а вот девяностые вполне могли привести к краху уральского колосса. Спрос оказался почти нулевым, выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями УЗТМ не мог. Руководству предприятия ничего не оставалось кроме акционирования завода и попыток привлечь инвесторов.

Акции завода переходили из рук в руки, в результате чего новым руководством было принято решение распродать все непрофильные активы Уралмаша, а профильные разделить на отдельные предприятия. Сегодня УЗТМ состоит из следующих предприятий:

  • «ОМЗ-Металлургия», 
  • «ОМЗ-Дробильноразмольное оборудование», 
  • ОАО «Уралмашзавод», 
  • «Уралмаш-Сервис», 
  • «ОМЗ-Сервис», 
  • «ОМЗ-Кран», 
  • ВНИИПМАШ.

Впоследствии пост генерального директора сменило множество разных людей, большая часть из которых были поставлены Газпромбанком, нынешним владельцем львиной доли активов завода. Это дало свои плоды и к 2020 году УЗТМ наконец распрощался с постоянными убытками, сопровождавшими его долгие годы.

7

Год назад УЗТМ заключил контракт с индийским предприятием Coal India Ltd, занимающимся добычей и переработкой энергетического угля, на поставку двух шагающих экскаваторов модели ЭШ 24.95. Причем уралмашевцами был выигран тендер на поставку машин благодаря приемлемой для заказчиков цене, опыту в производстве аналогичной техники (подобные экскаваторы эксплуатируются до сих пор – например, в Монголии) и доверию индийских компаний, которое сложилось за годы сотрудничества с Россией. Стоимость техники составит 322 миллиона долларов, что в пересчете на рубли почти 20 миллиардов.

Есть у завода и другие  контракты, позволяющие УЗТМ не просто держаться на плаву, а гордо возвышаться над конкурентами. Особенно это заметно в деятельности, направленной на импортозамещение, что год от года становится все актуальнее. Например, недавний заказ на ряд гидравлических экскаваторов, а так же щековых дробилок, ранее не выпускавшихся на территории РФ.

В связи с этим хотелось бы завершить статью на позитивной ноте: пока есть УЗТМ, нам, Уралмашевцам и Екатеринбуржцам однозначно есть и будет чем гордиться, а Урал не потеряет свой опорный статус и важность для всей страны. 

8

Источники

История и новые достижения Уралмашзавода – в цифрах и фактах

Погружаемся в прошлое Уралмаша

Уралмашзавод заключил сделку на 322 млн. долларов