Новость опубликована 31/10/2022
Запретные плоды литературы

Или чем замечателен сплаттерпанк


В преддверии праздника, к которому одни вырезают забавные мордочки из тыкв, а другие готовят костюмы, чтобы пойти собирать конфеты, невольно вспоминаются юные годы и посиделки в темной комнате при свете свечи или фонаря за рассказом страшных историй. И дабы воссоздать ту самую неповторимую атмосферу, хотелось бы затронуть тему литературы ужасов, однако о готическом романе, мистических рассказах и творчестве небезызвестного Стивена Кинга и без нас уже сказано довольно много. А потому в нашей статье мы рассмотрим более экзотический жанр, который бросает вызов как обществу, так и каждому читателю в отдельности – речь пойдет о «сплаттерпанке».

«Что еще за сплаттерпанк?» – скажет кто-то себе мысленно перед началом чтения этой статьи. И правда, звучит-то как диковинно, даже может возникнуть подозрение, что это новомодный музыкальный жанр, широко известный в узких кругах подростков-неформалов. Сплаттерпанк действительно любим в среде неформальной молодежи, но все же это понятие куда шире, чем может показаться на первый взгляд.

Современная литература, как легко заметить изобилует всяческими «панками» не хуже рок-музыки: киберпанк, биопанк, стимпанк, дизельпанк и десятки других производных. Однако, несмотря на схожесть в названии, все это абсолютно разные явления.

Что же такое сплаттерпанк? Каковы его особенности? Откуда ноги растут? Давайте обо всем по порядку.

Суть явления

Сплаттерпанк у нас недаром еще называют «экстремальный хоррор», и это словосочетания является вполне исчерпывающим определением – черты литературы ужасов здесь доведены до крайности, и переходить рамки дозволенного в среде писателей считается обычным делом.

Для наглядности можно привести цитату писателя Дэвида Шоу, который и ввел в оборот понятие «сплаттерпанк»: «Недостаточно увидеть тень за дверью – люди желают видеть, кто или что отбрасывает тень, как оно выглядит и как оно разваливается на части». Произведения в жанре сплаттерпанк написаны с целью не просто напугать читателя, а в большей степени шокировать его обилием деталей, выписанных самым подробнейшим образом. И хоть мы в данной статье не претендуем на полнейшее исследование жанра, основные черты сплаттерпанка таковы:

  • Своеобразный юмор, который способен переплюнуть даже самые смелые образчики черного юмора. Касается он телесных подробностей, болезней, увечий и т.п.
  • Человеческая (и не только) физиология. По лучшим произведениям сплаттерпанка можно неплохо подтянуть анатомию, но не стоит использовать их как пособие, ибо авторы нередко фантазируют на эту тему.
  • Гротеск, без которого данный стиль немыслим. В самых запущенных случаях произведение целиком состоит из крайне причудливых героев, обитающих в не менее странном мирке, который может представлять собой деревню, городок и реже более обширные локации.
  • А вот крайняя жестокость, часто выставляемая как главный признак литературного «сплэттера», в действительности им не является. В некоторых случаях герои рассказов не вредят ни себе, ни окружающим, наслаждаясь жизнью весьма своеобразными способами.

История экстремального хоррора берет свое начало в 50-х годах прошлого столетия, когда в почете был нуар, выделявшийся мрачной эстетикой, беспросветностью и подчас глубоким анализом темных сторон человеческой личности. Пионеры сплаттерпанка, к которым можно причислить Джека Кетчама, Эда Гормана, Роберта Крейга, Джо Лансдейла, того же Дэвида Шоу в своих произведениях сохранили характерный отпечаток писателей криминального жанра. Кроме того, истоки обнаруживаются в творчестве Уильяма Берроуза, Харлана Эллиса и в рассказе Майкла Ши «Вскрытие».

Традиционно самым первым и самым влиятельным писателем в сплаттерпанке считается Клайв Баркер, чьи «книги крови» по сей день считаются классикой, экранизируются, перечитываются и обсуждаются далеко не только в среде любителей пощекотать нервишки. И все же подобное утверждение в корне не верно, так как вышеупомянутые Крейг и Шоу уже в конце 70-х выпустили первые рассказы, а «книги крови» впервые были изданы только в 1984 году. Кроме того в 1961-ом был издан роман «A Taste for Sin» американского писателя Гила Брюера, который мог бы вполне посоревноваться с книгами современных авторов. 

Наиболее яркими представителями жанра кроме уже перечисленных авторов стали Ричард Лаймон, Поппи З. Брайт, Рэт Джеймс Уайт, Эдвард Ли, Тим Миллер, Райан Хардинг, а так же наши соотечественники Илья Масодов , Сергей Дёмин, Александр Варго (под этим именем скрывается целый творческий коллектив), Дмитрий Тихонов и некоторые другие хоррор-писатели.

Подводя промежуточные итоги можно сказать: сплаттерпанк – жанр экстремальный, требующий определенной подготовки и опыта. Наверняка кто-то уже на этом моменте задумается о разлагающем влиянии запада и деградации современной культуры, но так ли это? Неужели ранее в литературе и устном народном творчестве не встречались шокирующие мотивы и образы? На этом мы остановимся подробнее.

Он вышел из народа

Чтобы лучше всего понимать современные жанры, следовало бы начать с истоков, а именно с народных сказок и преданий. В детстве мы все, так или иначе, знакомились с ними. Но всем ли известно как звучали оригиналы этих историй?

Большая часть сказок ныне издаётся в сильно переработанном виде, ибо малейший намек на насилие, даже пусть в рамках победы добра над злом, очень остро воспринимается современными родителями. Вот цитата из одной корякской сказки, напечатанной в учебнике для второго класса:

«Уплыли морские звери, а лиса шубку с себя сняла и повесила сушить на кустике, а хвост на камень положила – пусть тоже сохнет. Потом один глаз у себя вынула, на веточку повесила и сказала глазу: – Ты смотри, чтобы шубы моей не унесли, чтобы хвоста не украли! И легла лиса спать на солнышке»

Корякская сказка

Что это – зверские (причем буквально) ужасы или забавная зарисовка, решайте сами.

Наиболее известными собирателями народного фольклора являются братья Вильгельм и Якоб Гримм, авторы переживших целых семь изданий сборников «Сказки братьев Гримм». Позиционировались они как книги для детского и семейного чтения, с чем справлялись прекрасно. В сборниках были изданы самые разнообразнейшие сказки, в числе которых «Мальчик с пальчик», «Храбрый портняжка», «Золушка» (точнее, «Замарашка»), «Красная Шапочка» и много чего еще. Во многом благодаря трудам братьев мы сейчас имеем возможность оценить по достоинству не подвергнутые цензуре версии сказок, некоторые из которых по праву можно назвать дальними-дальними родственниками современного «сплаттерпанка».

Для примера можно рассмотреть всем известную «Золушку», в которой названные сестры девочки, по совету матери после неудачной примерки туфельки «не самыми приятными» методами помогали своим ступням протиснутся внутрь, а в финале за свою подлость были наказаны вечной слепотой.

А что же «Красная Шапочка»? В отличие от известной всем версии, в финале истории никто несчастных бабушку с внучкой из живота волка не достает, да и смысла в этом действии уже нет.

Подобных примеров масса, даже есть исследование В. Я. Проппа под названием «Исторические корни волшебной сказки», где автором затронута тема нанесения тех или иных увечий, рассматриваемых в качестве «мотивов» – характерных элементов. Зачем и почему сочиняли именно так – тема для отдельной дискуссии, версии имеются на любой вкус. Главное, что сказки были и остаются кладезем мудрости любого народа, а потому читать их следует не только в детстве, но и повзрослев, уже с умом.

Городской фольклор

Отдельно стоит сказать о таком жанре современного фольклора как «городские легенды», которые стали источником вдохновения для многих сплаттерпанк-писателей. Среди них встречаются довольно мрачные, как пример легенда про Эль-Силбона, японская страшилка «Цок-цок», с содержанием которых можно ознакомиться по ссылке в конце статьи.

Самое любопытное обстоятельство, связанное с этими и подобными историями – это желание людей пугаться, даже находясь в более безопасной обстановке, нежели наши предки. Одни исследователи связывают это с нехваткой адреналина, другие с оставшимися нам в наследство инстинктами, однако энтузиазм неизвестных авторов из народа поистине неиссякаем. А теперь ответим на главный вопрос, прозвучавший в заголовке.

Так чем же он замечателен?

Пожалуй, здесь будет уместно привести цитату «короля ужасов» Стивена Кинга из его эссе, посвященного теме хоррор-фильмов:

«Лично я предпочитаю смотреть самые агрессивные из них – к примеру, «Рассвет мертвецов» – для того, чтобы поднять дверцу клетки своего цивилизованного рассудка и закинуть корзину сырого мяса голодным аллигаторам, которые плавают в этой подземной реке»

Стивен Кинг

Все это прекрасно подходит к рассматриваемому нами жанру.

Ну как, жутковато вышло? А теперь позвольте вас поздравить с Хэллоуином, и предлагаем всем желающим в этот вечер откинуть серьезность, заварить чай или кофе, и насладиться ужасно-хорошей книгой!

Список источников

Подробнее об истории жанра
О жестокости в сказках
Корякская сказка про лису
Замарашка (оригинал)
Городские легенды
Кинг о жанре ужасов


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться