Новость опубликована 15/11/2022
Подборка 15 книг о балете, балеринах и балетмейстерах

В этом году 2 ноября отмечался Всемирный день балета (World Ballet Day).


Вот уже несколько лет, начиная с 2014 года, в этот день ведущие мировые театры открывают для зрителей закулисье балетного мира, проводя онлайн-трансляции репетиций и спектаклей. Всемирный день балета проводится ежегодно в один из дней октября или ноября. Этот день призван выразить глубокое уважение к труду артистов балета и сотрудников балетных театров. Всемирный день балета предлагает окунуться в поразительную атмосферу скрытой от глаз зрителя балетной жизни.

Мы с вами можем гордиться артистами российского балета. Отечественный балет заслуженно занимает высочайшие позиции и имеет богатую историю. Он дал миру имена великих мастеров: танцоров, хореографов и балетмейстеров, среди которых: Майя Плисецкая, Мариус Петипа, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Галина Уланова, Светлана Захарова, Екатерина Максимова, Рудольф Нуриев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, Вячеслав Гордеев, Владимир Васильев и многие другие.

Всемирный день балета — молодой праздник. До этого артисты и поклонники отмечали Международный день танца. Точной даты проведения Всемирного дня балета нет из-за сложности с координацией онлайн трансляций крупнейших балетных коллективов мира. На сегодняшний день более 50 театров со всего мира принимают участие в акции.

«Это та часть танца, которую вы не видите, когда идете на балет, и которая проливает свет на то, что такое балетного искусства на самом деле» – комментирует праздник Джаррид Мэдден, старший артист Австралийского балета.

Праздник поддерживают не только артисты балета и поклонники этого искусства, но и средства массовой информации, официальные порталы Министерств культуры стран-участниц. Главные мероприятия в этот день проходят в гримёрках, репетиционных залах, классах и на сценах знаменитых театров мира, которые готовы ежегодно открываться для всех поклонников этого замечательного искусства в онлайн режиме!

Представляем вам, дорогие читатели, топ-15 книг о балете, балеринах и балетмейстерах. В этих книгах вы найдёте жизнеописания, переживания, страсти, и, конечно же, безграничную любовь к театру!

«Я, Майя Плисецкая», Майя Плисецкая

Так назвала свою книгу всемирно известная балерина. Майя Плисецкая описывает свою жизнь, всецело связанную с балетом. Подробно пишет о главной и почти названной её именем сцене России – Большом театре, о том, почему его всемирная слава стала угасать.

«Перетанцевала я во всех престижных театрах мира. Но такой удобной, самой удобной … сцены, как в Большом, не было нигде!»

«Теперь, из дали прожитых лет, я вижу, что тот памятный вечер на сцене филиала Большого нес для меня особое значение. В тот день я шагнула из робкого балетного детства в самостоятельную, взрослую, рисковую, но прекрасную профессиональную балетную жизнь. На рассвете следующего дня началась война».

Майя Плисецкая пишет талантливо и откровенно. Книга о том как нелегко далось ей мировая слава. Плисецкая проявила себя оригинально мыслящим автором, который высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых.

Рисунки Владимира Шахмейстера.

«Майя Плисецкая. Богиня русского балета», Елена Обоймина

«Мне повезло, что я была артистичной с детства», – говорила Плисецкая годы спустя. – «Может быть, потому что в роду было много артистов? Брат и сестра моей матери были в балете. Брат моего отца был атлетом. Очень хорошей актрисой характерных ролей была сестра моей матери… В балет меня привела моя тетка — мамина сестра, которая была балериной… Я просто любила театр, любила танцевать… Меня привлекал театр, но тогда я не думала, что буду балериной».

Майя Плисецкая стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания. Майя танцевала главную партию в «Лебедином озере» более полувека: впервые она вышла на сцену с этим номером в 42-м году в Свердловске в эвакуации, в последний раз – в 96-м в Москве на Красной площади. Не меньшим постоянством отличалась и личная жизнь балерины: более пятидесяти лет продлился счастливый брак с композитором Родионом Щедриным.

Перед вами самая полная и подробная на сегодняшний день биография главной примы-балерины Большого театра, написанная известным историком Еленой Обойминой.

«Рудольф Нуреев. Жизнь», Джули Кавана

Джули Кавана представляет во всей полноте феерический гений Нуреева – всемирно признанной звезды первой величины.

Балерина в прошлом, а в дальнейшем журналист и балетный критик, Джули Кавана написала великолепную, исчерпывающую биографию Рудольфа Нуреева на основе огромного фактографического, архивного и эпистолярного материала. Она правдиво и в тоже время очень тактично раскрыла душу гения на фоне сложнейших поворотов его жизни и борьбы за свое уникальное место в искусстве.

«Дягилев. С Дягилевым», Сергей Лифарь

«Я так живо представил себе это, что наедине с самим собой, перед самим собой густо покраснел и сейчас же откинул для себя возможность этого. Нет, все, что угодно, только не это – я никогда не стану «фаворитом»! Но что же тогда делать? Я знал, что если буду продолжать встречаться с Дягилевым, то не смогу грубо и резко оттолкнуть его, не смогу ни в чем отказать ему, – хотя бы это было мое самоубийство…»

Сергей Лифарь, прославленный танцовщик, балетмейстер, премьер Парижской Оперы, много лет возглавлявший балетную труппу «Гранд-Опера», ближайший друг легендарного основателя Русского балета Сергея Дягилева, написал две книги воспоминаний о нем. Впервые книга Сержа Лифаря о Дягилеве была издана в Париже в 1939 году на русском языке в количестве 615 экземпляров, и сразу стала библиографической редкостью. Эпоха «Мира искусства», первые Русские сезоны в Париже, принесшие мировую славу русскому балету и, конечно, правдивые и полные откровений страницы мемуаров о Дягилеве, их личных и творческих взаимоотношениях.

«Айседора Дункан. Модерн на босу ногу», Юлия Андреева

«Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю – в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского». – говорила Айседора Дункан

Книга о жизни и творчестве Айседоры Дункан, написанная в 2013 году, получила несколько литературных премий и на долгое время стала основной темой для обсуждения среди знатоков искусства. Для этого издания автор существенно дополнила историю «жрицы танца», уделив особое внимание годам ее юности. Что сделало ее такой? Как ей удалось пережить смерть двоих детей? Как из скромной воспитанницы балетного училища она превратилась в гетеру, танцующую босиком в казино Чикаго?

«Мой балет», Илзе Лиепа

«Однажды мой брат Андрис прочитал биографию Марии Тальони, где было описание экзерсиса Филиппо Тальони, и увидел, что отец ежедневно требовал от Марии выполнения двухсот релеве. Для этого нужно, чтобы пятки касались друг друга, а носки были развернуты в первую балетную позицию – наружу, в одну линию. Сделав приседание с совершенно ровной спиной, нужно слегка оттолкнуться пятками и подняться на высокие полупальцы так, чтобы икра подтянулась наверх. Кажется, что это очень просто, но если сделать это упражнение десять раз, потом – двадцать, потом – тридцать, потом — сорок, потом – пятьдесят… это невыносимая нагрузка!»

Новая книга Илзе Лиепа – балерины, артистки театра и кино, президента благотворительного фонда «Культура – детям», продолжательницы известнейшей династии Лиепа посвящена любимому делу. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями из личного архива автора. «Моя книга – это объяснение в любви гениальным артистам и деятелям балетного театра. Того театра, которому я и наша династия Лиепа продолжают служить». – говорит автор.

«Черные лебеди», Богомил Райнов

Описания трех дней из жизни балерины вместили в себя глубину переживаний и массу событий. Характер главной героини Виолетты раскрывается через сложный выбор: добиваться почти невозможного или признать свои ограничения? Читать книгу легко – у автора простой слог, ясное изложение и отличный юмор. Чего только стоит самое начало: «День начался как обычно, то есть плохо».

«Дневник Дельфины», Одетт Жуайе

Повествование в книге ведется от имени двенадцатилетней девочки по имени Дельфина. Она учится в балетной школе при Гранд-Опера, обожает танцевать и мечтает стать звездой балета. Искусство – вся ее жизнь, но прежде, чем стать примой, ей придется пройти через ряд испытаний и принять ответственность за свои действия. В книге простым языком рассказывается о балетном быте и без лишнего нравоучений раскрываются человеческие истины.

«Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда», Шенг Схейен

Книга голландского историка Шенга Схейена – вероятно, самая полная на сегодняшний день биография Сергея Дягилева.

Дягилев мечтал стать певцом, композитором, художественным критиком, но взялся сочинять куда более таинственное и глобальное произведение – образ будущего искусства. Умение уловить и вывести на свет новое, небывалое – самая суть его гения.

Дягилевские «Русские сезоны» на сто лет вперед определили репутацию искусства России как самого передового, экстраординарного и захватывающего балетного явления.

Провидец и тиран, ловец душ и неисправимый одиночка, визионер и провокатор, он слышал музыку раньше сочинившего ее композитора и видел танец прежде первого па. Книга Схейена уникальна и интересна не только главным героем, но великим множеством жизненных подробностей русского и европейского модернизма, драматургией взаимоотношений главных имен музыки, театра и живописи ХХ века. Ведь за свою недолгую жизнь Дягилев общался и сотрудничал с Чеховым, Римским-Корсаковым, Бакстом, Бенуа, Роденом, Дебюсси, Матиссом, Пикассо, Стравинским, Прокофьевым, Маяковским, Баланчиным, Коко Шанель и др.

Биография Дягилева похожа на экстравагантный авантюрный роман, хотя все в ней – правда. В книге публикуются редкие фотографии, документы, эскизы костюмов и декораций – бесценные свидетельства искусства, живущего вне всяких границ.

«Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров», Азарий Плисецкий

«Жизнь в балете» – мемуары, похожие на библейскую сагу о легендарной династии Плисецких–Мессерер; история артистического клана на фоне революций, войн, арестов и театральных премьер, написанная младшим из рода, Азарием Михайловичем Плисецким. Перед глазами читателя проходит золотой век русского и мирового балета: великая Галина Уланова, легендарная создательница кубинского балета Алисия Алонсо, французский хореограф Морис Бежар, великолепный Михаил Барышников и, конечно, старшая сестра автора – демоническая и неотразимо прекрасная Майя Плисецкая.

В каком-то смысле книга брата написана в полемике с мемуарами сестры. Нам открывается другая версия известных событий: на глазах словно меняется оптика, возникает новый ракурс, укрупняется кадр. При этом Азарию Плисецкому хватает такта держать дистанцию, даже в самых сложных жизненных ситуациях сохранять безупречную выдержку истинно балетного кавалера.

«Азбука легенды. Диалоги с Майей Плисецкой», Семен Гурарий

Это очень необычная книга. В ней Майя Плисецкая одновременно и героиня, и автор. Это амплуа ей было хорошо знакомо по сцене: выполняя задачу хореографа, она постоянно импровизировала, придумывала свое. Каждый ее танец выглядел настолько ярким, что сразу запоминался зрителю. Не менее яркой стала и «азбука» мыслей, чувств, впечатлений, переживаний, которыми она поделилась в последние годы жизни с писателем и музыкантом Семеном Гурарием. Этот рассказ не попал в ее ранее вышедшие книги и многочисленные интервью, он завораживает своей афористичностью и откровенностью, представляя неизвестную нам Майю Плисецкую.

Беседу поддерживает и Родион Щедрин, размышляя о творчестве, искусстве, вдохновении, секретах великой музыки.

«Галина Уланова. Одинокая богиня балета», Софья Бенуа

Из книги вы узнаете:

– почему Галина Уланова категорически не хотела стать балериной.

– что же послужило причиной конфликта Галины Улановой и Сергея Прокофьева.

– как великой балерине удалось превзойти королеву Англии.

– почему величайшая в истории артистка балета умерла в бедности и забвении.

Ее сравнивали с Венерой Боттичелли и Мадонной Рафаэля. Трогательная, прекрасная и трагическая Принцесса-Лебедь – бессмертный образ, созданный Галиной Улановой, яркий, неповторимый, удивительно живой, который невозможно забыть. Народная – Галина Уланова снискала на своем пути все возможные почести, стала живой легендой, но в жизни навсегда осталась такой же робкой и застенчивой девочкой, какой вступила когда-то впервые на театральные подмостки. Книга популярной писательницы Софьи Бенуа проливает свет на многие до сих пор неизвестные читателю факты биографии легендарной артистки балета.

«Моя жена – Анна Павлова», Виктор Дандре

«Она не танцует, но летает по воздуху» – так сто лет назад петербургская газета «Слово» написала о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Она прославила русский балет по всему миру, превратившись в легенду еще при жизни. Каждое выступление балерины, каждый ее танец пробуждал в душах зрителей целый мир мыслей, эмоций – и радостных, и горестных, но всегда поэтичных и возвышенных.

В 1931 году великая балерина ушла из этого мира, оставив после себя лишь шлейф из тысячи тайн, сплетен и недомолвок. Что заставляло ее отправляться в бесконечные турне? Выходить на сцену больной, на грани обморока? Обо всем этом рассказал муж Анны Павловой, ее импресарио, барон Виктор Эмильевич Дандре. После смерти жены барон жил лишь памятью о ней. Он создал клуб поклонников Павловой. Фотографии, редкие пленки, костюмы из спектаклей – все было бережно собрано и сохранено. На склоне своих лет Виктор Эмильевич написал книгу воспоминаний, посвященных его жизни рядом со звездой мирового балета.

«Мадам «Нет»», Екатерина Максимова

Она – быть может, самая очаровательная из балерин в истории балета. Немногословная и крайне сдержанная, закрытая и недоступная в жизни, на сцене и на экране она казалась воплощением света и радости – легкая, изящная, лучезарная, искрящаяся юмором в комических ролях, но завораживающая глубоким драматизмом в ролях трагических. «Богиня…» – с восхищением шептали у нее за спиной…

Она великая русская балерина – Екатерина Максимова!

Французы прозвали ее Мадам «Нет» за то, что это слово чаще других звучало из ее уст. И наши соотечественники, и бесчисленные поклонники по всему миру в один голос твердили, что подобных ей нет, что такие, как она, рождаются раз в столетие.

Валентин Гафт посвятил ей стихи и строки: «Ты – вечная, как чудное мгновенье из пушкинско-натальевской Руси».

Она прожила долгую и яркую творческую жизнь, в которой рядом всегда был ее муж и сценический партнер Владимир Васильев. Никогда не притворялась и ничего не делала напоказ. Несмотря на громкую славу, старалась не привлекать к себе внимания. Открытой, душевной была с близкими, друзьями – «главным богатством своей жизни».

Образы, созданные Екатериной Максимовой, навсегда останутся частью того мира, которому она была верна всю жизнь, несмотря ни на какие обстоятельства. Имя ему – Балет!

«Книга ликований. Азбука классического танца, Аким Волынский.

Аким Волынский - публицист, литературный и театральный критик, искусствовед, философ. «Книга ликований. Азбука классического танца» – самая необычная книга о классическом танце. Впервые вышедшая в Ленинграде в 1925 году, она и по сей день является наиболее полным исследованием символики танцевальных поз и движений. Это учебник танца, написанный как поэма, как философский трактат, как семантико-культурологическое исследование. Книга будет интересна как специалистам в области хореографии, теории культуры, искусствоведения, так и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами художественного творчества.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться