Из истории ювелирного дела на Урале (31 января – Международный день ювелира)
Уральское искусство обладает неповторимой магией, которая близка к своему источнику – «стране гор и самоцветов». Ювелирные украшения Урала – самобытные, на одной волне с природой, как тогда, так и сейчас к уральскому камню отношение особое, именно от его красоты и формы отталкиваются в создании украшений, а не наоборот.
Еще в VIII в. до н.э. Аристей из Прокониса, а век спустя Геродот сообщали, что на рубеже Европы и Азии высятся Рифейские горы, где «несомненно находится золото в огромных количествах и драгоценные камни, особенно изумруды». Именно на Урале, начиная с XVII в., были обнаружены богатые месторождения золота и других драгоценных металлов и драгоценных камней. Урал был единственным поставщиком алмазов в России, что способствовало развитию местного промысла по изготовлению ювелирных изделий.
Истории камнерезно-гранильного и ювелирного на Урале более 300 лет. Его истоки – в эпохе реформ Петра I. За организацию многих начинаний, как многие уральцы знают, отвечал Василий Татищев. Для передачи опыта по добыче цветных камней и обучению камнерезному ремеслу уральских подмастерьев он пригласил в наш край из Швеции Христиана Рефа, который стал одним из первых мастеров-камнерезов в Екатеринбурге и на Урале. Тогда же в городе трудился и вызванный Татищевым в 1721 г. тобольский казачий сын Андрей Козьмич Кузнецов – первый екатеринбургский ювелир. Он вставлял ограненные шведским камнерезом цветные камни в перстни, серьги и запонки, выкованные из старых серебряных монет.
Камнеобрабатывающий промысел на Урале начался с огранки самоцветов: аметистов, горного хрусталя, раухтопазов. В 1751 году была открыта Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика. Ее специализацией стала обработка твердых пород поделочного камня – яшмы, агата, родонита, топаза, кварца. В 1797 году гранильная фабрика была передана под начало Академии художеств и в ее истории наступил новый этап. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества. Одновременно с фабрикой в Екатеринбурге работали и частные гранильные мастерские, ювелирные магазины, минералогические конторы, создавая тем самым ремесленную сеть по изготовлению минералогических коллекций, а также бытовых, галантерейных, культовых предметов из камня и ювелирных изделий.
Одной из уникальных ответвлений камнерезной и ювелирной школы Урала является мастерство огранки. В первой половине XIX в. на российских ярмарках и зарубежных выставках ярко засверкала фантазийная «екатеринбургская грань». Ассортимент производимых изделий был необычно широк и, конечно, включал в себя ювелирные украшения. Расцвет в этой отрасли наступил в середине XIX века. «Екатеринбургская грань» в конце XIX века ценилась наравне с работами лучших европейских мастеров. В Екатеринбург один за другим потянулись представители иностранных фирм и компаний. А в начале XX столетия город посетили и представители знаменитой фирмы Фаберже.
Члены УОЛЕ – Алексей Денисов-Уральский и Дмитрий Мамин-Сибиряк
В 1896 году при УОЛЕ (Уральском обществе любителей естествознания) создали мастерскую, которая снабжала учебные заведения Екатеринбурга минералогическими коллекциями. Принято считать, что с появлением этого учреждения началось большое ювелирное производство – были заложены основы одного из крупнейших в стране ювелирных предприятий – «Ювелиры Урала».
Тогда же в конце XIX в. мастерская начала свою работу с изготовления учебных минералогических коллекций, пользовавшихся большим спросом. Уже через несколько лет о ней узнали во многих городах России: ее коллекции с успехом выставлялись в Омске, Перми, Саратове, Казани. В 1923-1926 гг. научным консультантом мастерской был выдающийся русский ученый-минералог А. Е. Ферсман.
Самые известные ювелиры, вплоть того времени – Алексей Денисов-Уральский –живописец, камнерез, пропагандист Урала, важную часть творчества которого представляет создание ювелирных произведений, и Василий Липин, который владел собственной мастерской с 1881 года.
В мастерской Липина огранили камни для знаменитой карты Франции, изготовленной Екатеринбургской гранильной фабрикой для парижской Всемирной выставки 1900 г.
После революционных потрясений и Гражданской войны, в 1920-х гг. екатеринбургские граненые изумруды большими партиями еще отправлялись в Германию, Англию, Францию, Чехословакию. Благодаря высококачественной огранке драгоценных и полудрагоценных камней Советский Союз вошел в число ведущих ювелирных держав, а Свердловск с 1924 года стал центром ограночного производства страны. К 1924 г. все же действовало полсотни гранильных предприятий, три артели и девятнадцать ювелирных мастерских, но потом они были уничтожены новой властью в связи с изъятием драгоценностей на свои нужды. В 1937 году минералогическую мастерскую передали из ведения областной краеведческой организации в подчинение Ювелирторгу. Это вызвало недовольство сотрудников мастерской – производство минералогических коллекций решили прекратить и сосредоточиться на гранении камня.
Так началась история Свердловской ювелирно-гранильной фабрики. Еще одной школой уральского мастерства стали знаменитый Свердловский завод «Русские самоцветы» – флагман большого одноименного отечественного треста . В 1941 году, на фабрику пригласили преподавать Владимира Рощина, который до 1913 года трудился в мастерской Карла Фаберже. Именно он стал основателем уральской ювелирной школы – первые массовые украшения изготавливались по его эскизам.
В 1945 г. в Екатеринбурге открылось художественно-ремесленное училище, основной целью которого стала подготовка ювелиров, камнерезов, гранильщиков и других специалистов для горнопромышленных предприятий города и всего Урала.
В конце 1950-х гг. фабричные ювелиры начинают делать уникальные авторские украшения, заменив цветным камнем вставки из качественного чешского стекла и синтетического корунда. Созвучная времени тенденция «возрождения красоты» получила свое реальное воплощение: в 1961 г. была организована первая творческая группа, занимавшаяся разработкой новых образцов. Актуальным становится не сам камень, используемый в изделии, а происходящее на его основе формообразование и, как следствие, создание цельного художественного образа.
Отличительными чертами зарождающегося уральского стиля стали пластичность, природные образы и обыгрываниев изделиях поделочных камней – малахита, яшмы, бериллов и аквамарина. Особо выделялись изумруды – на предприятии в 50-е годы освоили технологию выращивания искусственного зелёного минерала.
В 1950-1970-е годы в Свердловске начинает формироваться авторское ювелирное искусство с характерными чертами, определяемыми местными условиями и региональными традициями. В этот период работает целое поколение талантливых мастеров, в творчестве которых прослеживается единая система использования старых ювелирных техник и современных приемов с особенным отношением к уральскому камню. Они сформировали славу и неповторимое своеобразие уральского ювелирного искусства, а их изделия вошли в Золотой фонд русского ювелирного искусства и положили основу в развитии уникального художественного явления – «уральская ювелирная школа». Этап, связанный с внедрением в фабричное массовое производство изделий с природными поделочными камнями относится к началу 1960-х гг. Художники почувствовали повышенный интерес к цветному уральскому камню. И они отказались от стекла, от иностранной бижутерии, обратили пристальное внимание к знаменитым уральским самоцветам. Изделия были по своему уникальны, ибо, каким бы ни было массовым производство, камни в изделиях никогда не походили друг на друга, не было двух одинаковых рисунков камня, его оттенков и переливов. На этой волне и взошло мастерство и талант таких известных умельцев, как Л.Ф. Устьянцев, В.М. Храмцов, В.У. Комаров, Н.А. Стаценко и другие.
В 1971 году ювелирно-гранильную фабрику переименовали в Свердловский ювелирный завод (СЮЗ), и продукция стала регулярно ездить по всему миру и занимать призовые места на ювелирных выставках и конкурсах. Уральские мастера посетили со своими изделиями более 40 стран. В 1988 году получили Гран-при на международной выставке-конкурсе в Японии.
С распадом Советского Союза предприятие не исчезло, в 1992 году советский завод был реорганизован в акционерное общество «Ювелиры Урала» и начался подлинный расцвет, хотя трудности того времени коснулись и сотрудников предприятия.
Сегодня секреты своего мастерства, технологические приемы, видение материала уральские камнерезы и ювелиры передают будущим мастерам – студентам профильных учебных заведений, являясь их педагогами и наставниками. Так продолжается старая традиция, зародившейся на Урале еще в XVIII веке, передачи мастерства из рук в руки, от учителя к ученику.
В работах одних мастеров умелое сочетаются изящные оправы с каменными вставками, сохраняющими природную форму, подчеркнутую рукотворность, у других – конструктивность, ясный ритм, рациональность композиций, у третьих – стремление к новым формам и дизайнерскому решению ювелирных произведений.
А в области огранки в настоящее время в этой работают единичные мастера, поэтому образцы этого вида ювелирного искусства являются раритетными в силу их неповторимости.