Новость опубликована 21/03/2023
«Антон Павлович, Крым, кино...»

Обзор фильмов, снятых в Крыму по Чехову и «в духе» Чехова»


В честь 135-летия первого посещения писателем Крымского полуострова была проведена очередная встреча киноклуба в Библиотеке № 2. Она состоялась 16 марта, в формате обзора с обсуждением. Рассказ с демонстрацией слайдов и показом видеофрагментов, фокусировал взгляд зрителей на пересечении двух очень популярных тем: «Фильмы, снятые по произведениям Чехова» и в «Фильмы, снятые в Крыму».

Наши читатели, по праву заслужившие обращение «дорогие любителей хорошего кино», ценят интересные, смысловые фильмы и умные книги. Они с любовью и уважением относятся творческому наследию Антона Павловича Чехова, в том числе отраженному в киноискусстве. Удивительным стал для них тот факт, что по произведениям писателя осуществлено огромное количество экранизаций - 235 художественных фильмов и 10 анимационных. И если выделять из них кинокартины, действие которых происходит в Крыму, «в сухом остатке» мы получим совсем немного. Эти фильмы можно буквально пересчитать по пальцам, поэтому в обзоре были представлены четыре киноработы и еще один фильм – совсем не по Чехову, но с неповторимой его интонацией.

Впервые Антон Павлович Чехов увидел Крым в 1888 году, около двух недель жил в Феодосии, а спустя некоторое время построил себе дачу в Ялте и прожил в этом городе в общей сложности 48 месяцев. Какое-то время он относился к Крыму как к месту вынужденной неволи, где пришлось жить из-за болезни, называл его «теплой Сибирью». Ему было «скучно жить в Ялте без русской северной природы», он недолюбливал этот город, называл его «мещанско-ярмарочным», высмеивал его нравы. И все же, в 1904 году, покидая полуостров, чувствуя приближение кончины, писал: «Крым очень хорош. Никогда он мне так не нравился, как теперь». Все это - необходимость поправить здоровье, тоска от лицезрения провинциальной жизни и неизбежное очарования природой полуострова мы встретим и в чеховских рассказах, и в фильмах, снятым по ним в Крыму.

«Дама с собачкой» (1960). Режиссёр: Иосиф Хейфиц

Самый ялтинский из рассказов Чехова, а также одно из самых известных его произведений. На фоне обыденной картины курортного быта того времени, оттолкнувшись от пустенького мимолетного «курортного» романа, Чехов создал лирический рассказ, повествующий о том, как лживые призрачные отношения главных героев - Гурова (Алексей Баталов) и Анны Сергеевны (Ия Савина) вырастают в большое и светлое чувство. Фильм сохранил многое из литературного источника, но стал смелее, современнее и самобытнее.

Многие сцены фильма снимали в Ялте – с начала лета и почти до осени. Основные работы проходили на набережной Ялты, где и произошло знакомство главных героев. К слову, в свое время Чехов сам любил здесь гулять.

Плохой хороший человек (1973) Режиссер: И. Хейфиц. Оригинальная адаптация рассказа «Дуэль».

Сюжет разворачивается вокруг нарастающего противостояния беспечного Лаевского и Фон Корена. Чиновник Лаевский (Олег Даль), мучимый никчемностью и скукой жизни, жаждет любой ценой разорвать порочный круг своего существования. Натуралист Фон Корен (Владимир Высоцкий), его нравственный антипод, уверен, что люди, подобные Лаевскому, достойны только уничтоженияВ «Дуэли» показано множество ошибок и недоразумений, которые возникают или из-за непонимания своего ближнего, или из-за неполного знания о нем.

Выбирая название «Плохой хороший человек», режиссер искал общее в столь разных персонажах. «Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «И» – «Плохой и хороший», – как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И». («Страницы из кинотетрадей», И. Хейфиц)

Места съемок фильма: Ялта и Евпатория.

«В городе С.» (1966, приз МКФ в Риме). Режиссер И. Хейфиц.

Фильм, поставленный по мотивам повести «Ионыч». Вечное противопоставление материальных ценностей и духовных. Врач Дмитрий Ионович Старцев, мечтательный и немного наивный, приехав в некий губернский город, постепенно превращается в циника. Человек, изначально презирающий все рутинное и скучное, в итоге и сам увязает в болоте быта.

Роль Ионыча в фильме – одна из лучших ролей Анатолия Папанова, который психологически достоверно показал нравственную деградацию человека из-за того, что его высокие идеалы вступили в противоречие с серой и тусклой жизнью.

В Крыму основные съемки фильма проходили в Симферополе. В кадре легко узнаются (местными жителями и знакомыми с городом приезжими) симферопольские улицы, переулки и особняки старой застройки. Один из эпизодов снимали на набережной Ялты, которая здесь выдавалась за Ниццу.

Как мы видим, все три фильма относятся к творческому наследию Иосифа Хейфица. Удивительный и яркий пример сочетания двух притяжений – крымского и чеховского. Писатель Василий Аксенов назвал режиссера «тонким интерпретатором чеховской темы».

«Черный монах» (1988 г.) Режиссер: Иван Дыховичный

Это одна из самых красивых экранизаций Чехова, снятая по его одноименной повести, написанной в Крыму. Мрачный, мистический фильм с неожиданными планами, ракурсами, впечатляющими играми с оптикой, которые привносят ощущение ирреальности и тревоги.

Главный герой - молодой ученый, философ Андрей Коврин (Станислав Любшин), пребывает в мучительных раздумьях о смысле жизни. Он вспоминает легенду о «черном монахе» и начинает видеть его в галлюцинациях. Ему лестно слушать речи воображаемого оппонента о своей избранности. Диалоги случаются все чаще. Коврин упрекает близких – своего опекуна и его дочь в том, что они своими заботами низвели его до уровня посредственности. Он сбегает из-под венца, покинув имение, хозяином которого ему прочили быть, и в итоге оказывается в Крыму, где лечится от чахотки. Путешествуя по полуострову, он получает письмо от несостоявшейся супруги, и узнает, что погубил не только ее жизнь, но и ее отца, из-за смерти которого яблоневый сад пришел в упадок. На берегу моря, в Херсонесе, ставшем последней точкой путешествия Коврина, он вновь слышит голос «черного монаха»...

Базилика 1935 года - условное название, указывающее на время обнаружения самой известной базилики, раскопанной в древнегреческом городе Херсонесе Таврическом

В последнем эпизоде фильма запечатлен один из уникальных археологических памятников Херсонеса - Базилика 1935 года. Именно это место, ставшее одним из символов города с двухтысячелетней историей, чаще всего фигурирует в большинстве художественных фильмов.

«Из жизни отдыхающих» (1980) Режиссер: Николай Губенко

Задумывая фильм, режиссёр держал в уме произведения Чехова. Создавая сценарий, он во многом использовал чеховские приёмы: неспешные отношения зрелых мужчины и женщины (актеры Регимантас Адомайтис и Жанна Болотова), время, которое очень медленно двигается, атмосфера, в которой мало суеты и почти ничего не происходит. Но при этом в фильме много раздумий, размышлений и чувств. Задумывая историю о зарождающихся отношениях, Губенко решил, что герои встретятся в обычном советском санатории.

Натуру для съёмок нашли под Ялтой. Это был старый санаторий, похожий на «дворянское гнездо», которое уже некому поддерживать. Лёгкая атмосфера запустения, царящая там, соответствовала ностальгическому чеховскому духу, как и нескончаемые туманы. Они постоянно заполоняли кадр - оператор Александр Княжинский намерено использовал такой приём, чтобы лента стала похожа на невесомый лиричный сон. Но чисто меланхоличной истории не получилось. В ходе съемок по требованию начальства киностудии образ главного героя пришлось сократить, а в результате - и саму романтическую линию. Режиссёр обратил внимание на второстепенных героев и сделал их более активными и яркими, а замечательный актерский ансамбль второго плана (Лидия Федосеева-Шукшина, Ролан Быков, Георгий Бурков и Анатолий Солоницын ), в полной мере проявил свое мастерство и блистал творческими находками. Так изначально мелодраматическая сентиментальная история приобрела комедийный оттенок. За счёт этого лента стала более объёмной и насыщенной, но и в жанровом отношении более сложной. Она была сентиментальной и человечной для комедии, но при этом и мелодрамой в полном смысле слова она не была. К тому же фильм заставлял зрителей задуматься о скоротечности жизни, а многих наталкивал на мысль о никчемности не отягощенных смыслом будней. И это тоже было в «духе Чехова».

Фан-трейлер фильма Николая Губенко «Из жизни отдыхающих»


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться