«Я никому не предлагаю уюта и удовольствия, но распространяю ужас и волную сердца; иначе на нынешнее человечество и нельзя воздействовать» (Рихард Вагнер)
«В пространстве, хором сфер объятом,
Свой голос солнце подает,
Свершая с громовым раскатом
Предписанный круговорот...»
(Иоганн Вольфганг фон Гёте, «Фауст», Пролог на небе)
210 лет назад в Лейпциге родился ставший известным на весь мир музыкант и композитор Рихард Вагнер. Его личность вызывает и по сей день много споров, однако сегодня мы поговорим о творчестве композитора, предложив иной взгляд на произведение, написанное под вдохновением от трагедии Гёте – речь идет об увертюре «Фауст».
К слову, юбилей не только у Вагнера, но и у вдохновившего его литературного произведения, которому в нынешнем году исполняется 215 лет – ровно столько прошло с момента издания первой части, опубликованной в 1808 году.
Изначальный вариант увертюры писался композитором в 1839-1840 годах и планировался как первая часть симфонии. Однако до симфонии дело так и не дошло, а на столь масштабную оперу молодой композитор замахнуться не решился. Тем не менее, даже в таком виде произведение заслужило любовь публики, а так же, снискало положительные отзывы у других композиторов. В числе тех, кто лестно отзывался о «Фаусте» был и Петр Ильич Чайковский, написавший следующие строки: «И превосходные темы (в особенности страстная тема Allegro) и отличное их проведение в средней части, и строго выдержанная сжатая классическая форма, и колоритная, блестящая оркестровка — все эти качества делают из увертюры Вагнера чудесное, глубоко врезывающееся в душу музыкальное произведение, могущее стать наряду с лучшими симфоническими творениями Бетховена и Шумана»
Сегодня мы предлагаем вам послушать необычную вариацию на тему из произведения в стиле современной неоклассики. Приятного прослушивания!