Новость опубликована 30/05/2023
Екатеринбург — город людей: Елена Ратнер

арт-лектор по истории искусства и истории моды


В рамках проекта «Екатеринбург — город людей», приуроченного к трехсотлетию города, мы берем интервью у тех, кому есть, что рассказать о себе и о месте, в котором мы живем.

Новая героиня — Елена Ратнер, филолог, преподаватель, переводчик, арт-лектор по истории искусства и истории моды. В библиотеке Елена ведет цикл лекций «Великие модельеры XX века».

— Елена, Вы коренная екатеринбурженка?
 
Я приехала сюда из Казахстана, так что я не коренная екатеринбурженка. После школы поступила в экономическую Академию. Но считаю этот город уже своим, потому что большую, интересную часть жизни я живу здесь.
 
— Что для вас «мода»?
 
Так как я интересуюсь больше не модой, а стилем, то, конечно, я смотрю на очередные новинки с точки зрения истории: «что уже было? что придумали нового? какие силуэты уже носили когда-то?». Это мне интересно. С другой стороны, любопытство в сторону каких-то модных тенденций тоже присутствует, потому что всегда попадаются вещи, которые могут тебе подойти, и я могу из модных вещей не выбрать ничего, а могу выбрать буквально точечно одну или несколько моделей — встроить в свой гардероб, но сказать, что мода меня интересует настолько, чтобы я полностью оделась в какой-то трендовый образ этого нет.
 
— Как вы заинтересовалась модой?
 
Скорее всего, склонность была всегда — желание девочки наряжаться. Но, тем не менее, были знаковые встречи и события, которые меня на это подтолкнули. Во-первых, это работа над диссертацией на факультете искусствоведения. Пришлось окунуться в атмосферу моды. Знаковой в этом плане была встреча и учёба у историка моды Александра Васильева. В допандемийное время, даже до теле-передачи «Модный приговор», он приезжал в Екатеринбург с семинарами и циклами лекций, которые я посещала. Это было очень интересно!

А всё началось с того, что я интересовалась историей интерьеров. Изучала антикварную мебели и реставрацию. Сама красила, сама восстанавливала. Потом уже интерес к интерьерному дизайну перерос в изучение стилей дизайна одежды. Думаю, что это именно Александр Васильев — человек со своей энергетикой, своей увлечённостью и знаниями подтолкнул меня заниматься модой.
 
Александр Васильев (фото: Дмитрий Емельянов / E1.RU)
 
— Как вы думаете, актуальна ли тема моды для нашего города?
 
Я думаю, что тема моды актуальна для нашего города точно также, как и для любого другого города. Есть люди, которые очень следят за модой. Есть люди, которые «постольку-поскольку» следят за тенденциями. А есть те, кого это совсем не интересует. Собственно, джинсы, футболка — достаточно приемлемая одежда и можно не заморачиваться.

Но тем не менее, мода есть — и она своя, присущая Екатеринбургу. Если посмотреть на формирование стиля в контексте архитектуры, где есть конструктивизм, исторические здания и современная постройка, то здесь играть роль будут геометрия и лаконичность. Ничего патриархального с игрушечными, деревянными домиками и раскидистыми садами — нет. И кружевные платья, длинные в пол — это личный выбор человека, который так оделся, потому что у него такое настроение. А для того, чтобы быть в городе, быть в потоке этого города, я думаю, нужна более лаконичная одежда с какими-то геометрическими пропорциями. Я думаю, это свойственно нашему городу.
 
— Что ждёт индустрию моды в России в ближайшее время?
 
На мой взгляд меняется то, что одни бренды уходят, другие приходят. Так было всегда и, скорее всего, так и будет. Радует то, что в Екатеринбурге есть молодые люди, которые что-то делают: одежду, аксессуары, сумки и они найдут свою нишу. Я думаю, то, что люди хотя бы просто творят — это уже дорогого стоит. А какие у нас перспективы покажет будущее.
 
Подготовка к открытию бутика уральского бренда 12Storeez (фото: Наталья Чернохатова / momenty.org)
 
— Жив ли сейчас глянец и fashion-журналистика?
 
Глянец еле жив, но он есть. Несколько изменился формат глянцевых изданий и fashion-журналистки: все ушли в Telegram, стало меньше текстов, раньше ведь были и фотографии и какие-то эссе, размышления, рассуждения людей. Сейчас стало больше атмосферных съёмок и в целом визуала. Это граничит с некоторой театральностью: образы и макияж. Во многом, эпатажные съёмки, сейчас у нас время агрессивных личностей, поэтому это очень созвучно нашему времени.
 
— Есть ли у Екатеринбурга свой стиль?
 
Я думаю, что однозначно есть, потому что у любого города есть свой стиль. И для примера хочу рассказать один случай: я была в Риге и собралась на рынок за продуктами, оделась просто и удобно. Когда пришла на рынок, то у меня было ощущение, что я, не то, что хуже всех одета, а одета совсем неинтересно по сравнению с остальной публикой, там были женщины в нарядных платьях ярких, радостных расцветок с корзинками. Они выбирали продукты, разговаривали с продавцами, и мне показалось, что я очень серо и скучно одета.

С другой стороны, именно в том же виде я совершенно нормально чувствовалась себя в Екатеринбурге в театре. Так как город у нас рабочий — заводы, заводское прошлое. Плюс ещё город основан на том, что здесь проходили или оставались ссыльные политкаторжане. Вот эти политкаторжане — это самая кипучая, энергичная часть населения. Возможно, какие-то черты менталитета нам передались от них и сейчас город у нас такой же динамичный, как и люди, которые здесь жили раньше.

Они, я думаю, задали такой вектор развитию города. Екатеринбуржцы отвечают быстрому ритму, атмосфере города, выбирая в первую очередь удобство, а эстетика и красота уходят на второй план. Однако, когда есть время, особая ситуация и настроение для этого, то горожане могут показать себя во всей красе.
 
— Куда бы вы позвали друзей из других городов в Екатеринбурге в первую очередь?
 
Гостей, например, из провинции я сводила в зоопарк, показала им метро. Они были очень счастливы, для них это было новинкой. Это выходило за рамки их обычного образа жизни, а друзей из Москвы и Питера я приглашаю в Ельцин Центр — это прекрасное, культурное пространство. Также в театр: не в Драматический театр, хотя он у нас на высоком уровне, я бы пригласила их в Коляду на какую-нибудь провокационную и одновременно классическую постановку. Друзей из Европы хорошо пригласить на экскурсию по исторической части города и позвать в какое-нибудь атмосферное кафе.
 
Постановка «Тараса Бульбы» в Коляда-театре (фото: Татьяна Андреева/ РГ)
 
— Из чего состоит ваш отдых?
 
Если нужен ментальный отдых, перезагрузить голову, уйти от суеты и что-то продумать — это, конечно, на природе. Есть парки, а можно выехать за город. Мне очень нравится у нас место Рыбалка на Калиновке — это парк с водоёмом и рыбой практически в черте города. Там очень спокойно и там я восстанавливаю своё душевное равновесие. Можно сидеть и смотреть на воду, ни о чём не думать. Но если мне нужен физический отдых, то это, конечно, спорт. Зимой предпочитаю спорт именно на улице: беговые и горные лыжи. Также я люблю плавать и, конечно, есть прекрасное средство для отдыха — это русская баня с веником.
 
— Опишите уральский климат.
 
Я считаю, что в Екатеринбурге нормальный климат. Женщина любит тот, на который у неё есть больше всего красивой одежды. У меня есть одежда, в которой я хорошо себя чувствую, которая мне поднимают настроение на все сезоны, поэтому я вполне довольна нашим климатом. Главное, чтобы была хорошая, красивая, удобная и вдохновляющая одежда и с климатом можно дружить.
 
— Ваше место силы в городе.
 
Для меня местом силы является сам город. Я пыталась жить загородом, на природе: меня размазывает, а ритм города — меня заряжает. Когда возвращаюсь в город у меня начинаются планы, какая-то другая энергетика, происходят совсем другие события, нежели в деревне на отдыхе. Я изучала историю нашего города, хотя город для меня не родной, но я настолько его люблю, что ради расширения своего кругозора узнавала прошлое Екатеринбурга. Во время погружения в историю, я прониклась к нему ещё большей любовью. И мне очень близки люди, которые живут здесь: энергетика максимально креативного и очень активного города. Это мой город!
 
Елена Ратнер (фото: из архивов Елены)
 
— Как часто вы ходите в библиотеки?
 
В библиотеки хожу часто — я записана в четыре библиотеки в городе. Хожу для работы и на разные мероприятия. Например, в «Белинку» хожу не только за литературой, а также в немецкий читальный зал на просмотр фильмов на немецком языке, в различные литературные гостиные. Также в Библиотеке Белинского мне нравятся лекции по искусствоведению. Посещаю мероприятия в Библиотечном центре на Мамина-Сибиряка — мне нравятся форматы лекций на разные темы, хожу на изучение китайского языка, сама провожу там лекции. И ещё есть библиотеки, в которые я пока просто захожу за литературой. Я читаю книги и работаю в основном в библиотеке.
 
— Что в библиотеках нужно изменить, чтобы вам хотелось ходить в них чаще?
 
Для большего комфорта можно поставить кофемашины, а для библиотечных ресурсов у меня есть пожелание — побольше новинок. Многие новинки, допустим, художественную литературу, я скачиваю, либо покупаю в магазинах, новинки в магазины для продажи поступают гораздо быстрее чем в библиотеки. Думаю, здесь, играет роль финансовый момент. Есть темы, на которые я для своей работы просто не могу найти литературу в библиотеке. Мне часто нужны фотографии, сейчас, конечно, в помощь интернет. Но ведь есть живые фотографии в журнале — это дорогого стоит и этого очень часто не хватает.
 
— Кто мы, откуда, куда мы идем?
 
За всех говорить не буду. Лично я иду на лекцию в библиотеку, кто-то надевает кроссовки и бежит в парк, а кто-то идёт в «Красное и Белое». Куда идти — всегда личный выбор. И я думаю, что те места, куда все придут, будут очень сильно отличаться друг от друга.
 
Интервью: Виктория Амирова
Редактор: Наталья Керова
 
 

Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться