Сегодня великому советскому летчику Валерию Павловичу Чкалову исполнилось бы 120 лет
Валерий Чкалов – легендарный советский летчик-испытатель, вошедший в число людей-символов сталинской эпохи наряду с Алексеем Стахановым, Любовью Орловой, Павликом Морозовым. Страна нуждалась в героях и достижениях, поэтому беспосадочные перелеты по «сталинским маршрутам», освещенные в советской прессе, сделали его кумиром миллионов подростков в Советском Союзе второй половины 1930-х годов.
Детство и юность
Биография героического летчика началась в 1904 году в селе Василево, расположенном в Нижнегородской губернии. Сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца.
Мать Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. Женщина скончалась, когда ее младшему сыну Валерию было шесть лет. Детей воспитывала мачеха Наталья Георгиевна.
Отец был известным мастером-котельщиком со своим клеймом, в 1884- м его пригласили на работу в судоремонтные мастерские в селе Василево. Семья жила в достатке в двухкомнатном доме с пятью печами и мезонином в окружении яблоневого сада. Со временем Павел Григорьевич стал судовладельцем – имел в собственности речной буксир.
Отец семейства имел возможность обеспечить образование для всех пятерых детей, включая девочек. Один из старших сыновей даже окончил столичный институт.
Аналогичная судьба ждала и младшего в семье, Валеру. В 12 лет он окончил сельскую школу и поступил в Череповецкое техническое училище — отец хотел видеть сына судовым механиком. Но через два года парню пришлось вернуться домой: революция 1917 года и закрытие училища не позволили продолжить учебу.
Отца Чкалова, признав буржуем, раскулачили, отобрав буксир. Павел Григорьевич устроил крепкого подростка молотобойцем в котельный цех, а позже нашел место кочегара на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увлекся авиацией.
Односельчанин Чкалова работал механиком в Канавинском авиапарке под Нижним Новгородом, куда и устроил 15-летнего Валерия учеником слесаря-сборщика самолетов. Для этого будущему пилоту пришлось приписать себе несколько лет и добровольно вступить в ряды Красной армии.
За хорошую работу красноармейца Чкалова наградили полетом на аэроплане. Именно тогда, побывав в небе в качестве пассажира, Валерий «заболел» небом.
После Гражданской войны в авиапарк пришла разнарядка: отправить сотрудников в школу пилотов. Так 17-летний слесарь, уговорив начальство, отправился учиться. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время учебы Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.
Летчик
Профессиональная карьера Чкалова в рядах РККА началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Летчик отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства. По легенде, правда, не подтвержденной документально, Валерий на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде.
Несмотря на многочисленные взыскания, Чкалов в числе лучших летчиков эскадрильи участвовал в московском параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции.
Привычка лихачить закончилась ожидаемо: в 1928-м на тренировке летчик решил на малых высотах пролететь под железнодорожными проводами, что стало причиной катастрофы. Валерий Павлович был осужден за воздушное лихачество и приговорен к году тюремного заключения за разбитый самолет. Благодаря заступничеству друзей он пробыл в тюрьме менее месяца, но по решению трибунала летчика уволили из армии.
Валерий Павлович вернулся к семье в Ленинград и устроился в Осоавиахим. Ему приходилось возить туристов и обучать подростков на тихоходном «Юнкерсе-13», что после лихих виражей вгоняло его в депрессию. А потому в 1930-м Чкалов с радостью согласился на работу летчика-испытателя в Московском НИИ ВВС РККА; также его восстановили в воинском звании. За два года он совершил более 800 испытательных полетов на 30 типах советских самолетов.
Именно Чкалов был за штурвалом первого советского воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолетов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденами Владимира Ленина и Красной Звезды.
Подвиг
В 1933 году Чкалов перешел на аналогичную должность на Московский авиазавод №39 имени Вячеслава Менжинского. Через два года летчик-испытатель вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский» в 9 тыс. км.
За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.
На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро.
18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы и, несмотря на плохие условия видимости, сумели вовремя достичь американского города Ванкувера, штат Вашингтон. Перелет через Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.
Личная жизнь
В 1927 году, неся службу в Ленинграде, 23-летний Валерий Чкалов устроил личную жизнь с выпускницей пединститута Ольгой Ореховой.
Пара познакомилась в конце 1924-го на новогоднем вечере — девушка занималась в хоровом кружке и выступала на праздничных концертах. Ольга Эразмовна работала в культкомиссии и занималась организацией культработы в подшефных частях, среди которых была и Ленинградская 1-я Краснознаменная авиационная истребительная эскадрилья, в которой служил Чкалов.
Через год после свадьбы родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и жена, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.
В семье воспитывались и две дочери: Валерия (1935 г. р.) и Ольга (1939 г. р.). Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.
Ольга Эразмовна одна воспитала троих детей, а также своих двух племянников, потерявших родителей во время Великой Отечественной войны.
15 декабря 1938 года, в ходе внепланового испытания истребителя-новинки И-180, при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Ас все равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода и врезался в кучу дровяных отходов, а Чкалова вместе с элементами кабины выбросило на 10-15 метров. Летчик ударился головой о металлическую арматуру, что и стало причиной смерти.
Разработчик агрегата писал докладные с протестом против спешного запуска летательной машины. Но испытания все равно были назначены, их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха (-25 °C).
В свидетельствах очевидцев указано, что Чкалова нашли после аварии живым, но время смерти варьируется от нескольких минут до нескольких часов после доставки в Боткинскую больницу.
После гибели Валерия Павловича под суд пошли руководители авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к его смерти.
Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели летчика.
Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства — все это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно, и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии.
Память
После смерти советского летчика номер один Оренбург переименовали в Чкалов – его планировали сделать авиационной столицей Страны Советов, но планы так и не реализовались. В 1957-м город вернул себе исконное название, но памятник Валерию Павловичу в нем есть до сих пор. Многометровый монумент планировалось установить в Москве, но Иосиф Сталин выразил недовольство скульптурой.
Памятники прославленному летчику есть во многих городах России и бывших советских республик. Один из самых известных — на родной земле Чкалова, установленный в 1940 году у Нижегородского кремля.