Новость опубликована 01/05/2024
Верность жизненной правде

К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева


Виктор Петрович — советский и российский писатель. На долю этого человека выпало много испытаний. В детстве он лишился матери, а отец отвернулся от сына. Виктор воспитывался в детском доме. В 1942 году ушел на фронт добровольно, хотя имел бронь – был железнодорожником.

Любимые темы Виктора Петровича: война, любовь к Родине, русская деревня. Он описывал суровую действительность: горькие и неприглядные стороны мирной жизни, тяжелые военные будни простого солдата. Астафьев не боялся реальности, не пытался ее приукрасить. Его книги пользовались большой популярностью в СССР и других странах. Их переводили на многие языки мира.

Литературный вклад

Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси», — своеобразные короткие рассказы. Название связано с тем, что писатель начал их писать во время строительства дома.

Эту книгу автор писал всю свою жизнь. Она составлена из лирических миниатюр, которые писатель называл «затесями». Книгу можно рассматривать как фрагменты дневников Астафьева, если бы он вел дневники.

Произведения для детей

Ещё будучи школьником, Виктор Астафьев писал. Его первой литературной работой стало «Васюткино озеро», впоследствии опубликованное. Одним из первых, кто заметил его талант, был Игнатий Рождественский, известный сибирский поэт.

«Васюткино озеро», 1955 год

Автобиографический рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях, произошедших с Виктором Астафьевым в детстве.

Автор описывает таёжную жизнь от имени тринадцатилетнего мальчика Васютки. Однажды тот отправился в тайгу и заблудился, но смог преодолеть страх и трудности, испытанные им в одиночестве в тайге.

Пять суток он шёл в низовьях Енисея, пока не вышел на людей. А обнаруженное им никому не известное озеро навсегда назвали Васюткиным.

Рассказ считается одним из лучших произведений о сибиряках – людях стойких и упорных, трудолюбивых и смекалистых, умеющих до самозабвения любить свою суровую и прекрасную природу, выживать в экстремальных условиях – в тайге, в одиночку, не сломавшись и не спасовав ни перед какими трудностями.

«Фотография, на которой меня нет», 1964 год

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в автобиографическую повесть «Последний поклон».

«Последний поклон» – воспоминая писателя о близких ему людях, о детстве, о родной Сибири. Вот как он пишет об этом:

«У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, не помнящие родства. Более того, мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».

Рассказ погружает в атмосферу деревенского детства. Ребята и учителя с нетерпением ждут приезда фотографа: для сельской школы это выдающееся событие.

Как назло, накануне торжественного дня Витя сильно застуживает ноги и не может сфотографироваться со своим классом. Мальчик горюет, но лучший друг поддерживает его самым неожиданным образом.

Эта история вызовет у читателей улыбку, пробудит тёплые чувства и напомнит о том, сколь ценен труд педагогов.

«Царь-рыба», 1976 год

В «Царь-рыбе» Астафьев касается темы бережного отношения к природе, которая неразрывно связана с темой нравственности. Противопоставляя персонажей, он показывает, что человек, привыкший не только брать у природы, но и отдавать, и к людям относится по-доброму.

Некогда старый рыбак наставлял деревенскую молодежь, рассказывая ей старинную притчу о гигантской царь-рыбе, обитающей в местных водах: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу».

Однако какой грех может быть на душе у зажиточного «крепкого хозяина» Игнатьича, которого все село уважает за ум и сноровку, честность и готовность прийти на помощь ближним? Почему ему встреча с таинственной «царь-рыбой» может стоить жизни?

В страшные минуты борьбы со смертью Игнатьичу предстоит заново переосмыслить все своё прошлое и, если он хочет избежать гибели, понять, в чем он все-таки согрешил перед Богом и людьми.

Памятник «Царь-рыба», 2004 год

В Красноярске, возле набережной Енисея, установлен четырёхметровый памятник Астафьеву. В Овсянке к 80-летию писателя на смотровой площадке появился монумент «Царь-рыба», который представляет собой осетра, вырывающегося из сетей. Скульптура символизирует непокорность природы человеческому насилию над ней.

Длина памятника 4 метра, а его вес достигает 300 килограммов

О вере в лучшее и человечность в тяжелое время

«Тают снега», 1958 год

«Тают снега» — роман о вере в лучшее. Прошлое забывается, главные герои строят новую жизнь, обретают надежду на счастье.

Роман посвящен сложному послевоенному восстановлению сельского хозяйства в уральской глубинке.

В колхоз на должность агронома приезжает молодая женщина с ребенком и в первый же день узнает в директоре отца своего восьмилетнего сынишки. Но прошлое остается в прошлом, и она, молодой специалист сельского хозяйства, отлаживает колхозные дела и строит свою жизнь, обретая надежду на счастье. Тают снега на земле — и тают они в людских душах…

«Печальный детектив», 1986 год

«Печальный детектив» - это книга, которая действительно стоит того, чтобы её прочесть. Главный герой показывает, что не только можно, но и нужно иметь доброе сердце в наше непростое время.

Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги «Жизнь всего дороже» после пяти лет ожидания наконец-то принята к производству, но это известие не радует Сошнина. Разговор с редакторшей, Октябриной Перфильевной Сыроквасовой, которая пыталась высокомерными замечаниями унизить автора-милиционера, осмелившегося называться писателем, разбередил и без того мрачные мысли и переживания Сошнина. «Как на свете жить? Одинокому?» — думает он по дороге домой, и мысли его тяжелы.

В милиции он свое отслужил: после двух ранений Сошнин отправлен на пенсию по инвалидности. После очередной ссоры от него уходит жена Лерка, забрав с собой маленькую дочурку Светку.

Сошнин вспоминает всю свою жизнь. Он не может ответить на собственный вопрос: почему в жизни так много места горю и страданию, но всегда тесно любви и счастью? Сошнин понимает, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигать так называемую русскую душу и начинать ему надо с самых близких людей, с эпизодов, свидетелем которых он был, с судеб людей, с которыми сталкивала его жизнь... Почему русские люди готовы пожалеть костолома и кровопускателя и не заметить, как рядом, в соседней квартире, умирает беспомощный инвалид войны? Почему так вольно и куражливо живется преступнику средь такого добросердечного народа?

О военном времени

В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт. Обучение прошел в новосибирском автомобильном подразделении. Уже через год он своими глазами увидел Брянский, Воронежский и Степной фронт:

  • Шофер, связист и артиллерийский разведчик — все это было в его фронтовом активе.
  • За годы борьбы Виктор получил контузию и несколько ранений.
  • Его заслуги подтверждают медали и орден Красной Звезды.

«Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается».

Виктор Астафьев, «Где-то гремит война»

«Где-то гремит война», 1967 год

«Где-то гремит война» - война, которая коснулась всех и каждого - и тех, кто сражается в бою, и тех, кто остался в тылу.

Семнадцатилетний паренек учится в школе фабрично-заводского обучения в Сибири. А где-то гремит война... Тетя мальчика, Августа, получает похоронку с фронта. Она осталась одна, с двумя детьми. Племянник спешит помочь тете — и по пути попадает в снежный буран...

Рассказ очень трогает: автор вложил в него столько души, столько собственной боли, ведь он сам прошел войну. Те неподдельные чувства, которые он передает нам в своем произведении, не могут никого оставить равнодушным.

«Прокляты и убиты», 1994 год

Роман «Прокляты и убиты» — итог многолетних размышлений и одно из самых драматичных, трагических и правдивых повествований о войне как «преступлении против разума».

В. Астафьев "Прокляты и убиты", реж. В. Рыжаков, Саратовский театральный институт, 2010 год

Автор детально изображает военное время, народный патриотизм, солдатский быт, показывает, как необстрелянные призывники превращаются в солдатскую массу, готовую к отправке на фронт и страстно хотящую жить. Помимо солдатских будней в романе показаны и неизбежная для военного времени жестокость и мимолетная любовь. Все это является фоном для главной мысли автора - война это испытание, посланное Богом за революцию и уход от веры…

Пронзительная откровенность писателя, его бескомпромиссное нежелание скрывать «неудобные» факты и приукрашивать суровую правду, предавая собственные воспоминания и память павших, завоевали произведениям Астафьева любовь миллионов читателей.

Многому учат книги Виктора Астафьева, писателя, дороги жизни которого пролегли по странам освобожденной Европы, исколесившего Сибирь, Урал, российский Север. Они учат мужеству, любви к Родине, нежности по отношению к природе и красивейшему ее созданию – человеку.

Нам сегодня так не хватает искренности и жажды справедливости. А этого и в самом Астафьеве, и в его книгах с лихвой. Если устанете от фальши времени, обратитесь к его прозе. Виктор Петрович безмерно любил жизнь. И всю свою любовь вложил в книги – прочтите их, задумайтесь, порадуйтесь и погрустите вместе с ним…

 


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться