Однажды Николай Гумилев во время медового месяца во Франции привел свою молодую жену в знаменитое кафе «Ротонда»
В этом парижском заведении собиралась вся художественная и литературная богема того времени. Там молодая жена поэта, Анна Ахматова, встретила Амадео Модильяни – малоизвестного на тот момент, но перспективного художника. «Вы во мне как наваждение», – скажет позже Модильяни поэтессе.
После этой встречи они много времени проводили вместе. Модильяни напишет в 1911 году серию графических портретов А. Ахматовой. «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его – очень короткой, моей – очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час», – вспоминала А. Ахматова о Модильяни.
В Париже А. Ахматова познакомилась и с другим художником – Натаном Альтманом. Натан Исаевич был под большим впечатлением от стихотворений поэтессы. В 1914 он напишет ее портрет. Эта работа станет самой выдающейся в творчестве художника.
На этом портрете поэтесса выглядит горделивой, величественной, хрупкой и беззащитной. Она сидит на фоне искаженного пейзажа. Мир вокруг Анны ирреальный. Поэтесса словно парит в другом измерении. Вокруг нее все пространство переливается. На Анне элегантное платье, подчеркивающее ее стройность и утонченность.
В сложные 1920 годы еще один портрет Ахматовой написал Кузьма Петров – Водкин. На этом портрете Анна Андреевна выглядит строгой и отрешенной. Ее взгляд холоден, на лице горькая улыбка, губы сомкнуты. Над ней нависает еле заметная фигура. Доподлинно неизвестно чья это фигура. «Не похож – он робкий», – говорила А. Ахматова об этом портрете.
Портрет поэтессы писали и многие другие знаменитые художники: Зинаида Серебрякова, Юрий Анненков, Николай Тырса, Мартирос Сарьян. На картине Зинаиды Серебряковой изображена ранимая, нежная и трогательная девушка. Николай Тырса изобразил статную даму, почтенного возраста.
До конца жизни поэтесса продолжала получать приглашения позировать для картин. На эти приглашения А. Ахматова отвечала так: «Эта тема в живописи и графике уже исчерпана». Однако она все же согласилась позировать художнику Александру Осмеркину. В 1939 году художник писал: «Каждый день бываю у Анны Андреевны, которую пишу в белом платье на фоне шереметьевских лип в белую ночь». На этой картине поэтесса сидит на подоконнике. На ней белоснежное платье, переливающееся как перламутровая жемчужина. На лице А. Ахматовой усталость. Ее взгляд устремлен вдаль.