Иван Яковлевич Билибин был выдающимся книжным иллюстратором. Он создал свой «билибинский» мир русской сказки. Сегодня мы представляем многих героев народных сказок такими, какими их некогда изобразил Иван Яковлевич
Родился художник в 1876 году недалеко от Петербурга в поселке Тарховка. Его родители – Яков Иванович и Варвара Александровна – были людьми образованными и интеллигентными. Они проводили дома музыкальные вечера и посещали все крупные выставки живописи. Билибины – старинная фамилия. Иван Яковлевич вспоминал: «Мои предки – именитые калужские богачи-купцы. Значит, говорил во мне и приказывал голос крови. Только прислушавшись к нему, я потянулся к родной старине и ее образам».
Билибины жили в Петербурге. Воспитанием Ивана и его брата Александра занималась Варвара Александровна. Из-за болезни ноги маленький Иван не мог полноценно резвиться на улице и играть со своими сверстниками (хромать художник будет всю свою жизнь). Свободное время маленький мальчик посвящал рисованию и книжкам.
После окончания гимназии И. Билибин поступил по велению отца на юридический факультет. Яков Иванович считал, что рисованием невозможно прокормить семью. Но Иван все равно продолжал заниматься живописью. В 1898 году он отправился в Мюнхен. Там он прошел небольшой курс обучения в мастерской художника Антона Ашбе. Своим друзья он тогда писал: «Работаю я как вол, серьезно и основательно. Свобода действий тут полная, хочешь писать – пиши; рисовать – рисуй».
После возвращения в Петербург Иван Яковлевич поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина. Занятия юриспруденцией отошли на второй план. Творчество Ильи Ефимовича он оценивал высоко: «…главным кудесником, первым богатырем был все же, конечно, Репин, высшее существо, выжегшее каленым железом, своим Иваном Грозным, неизгладимый след на всю жизнь».
И. Билибин оказался прирожденным графиком. Зимой 1898/99 года он побывал на выставке Виктора Васнецова в Академии художеств. Главным произведением на этой выставке были знаменитые «Богатыри». Художник позже вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа». Под впечатление от выставки он начнет создавать свои первые акварельные иллюстрации к русским сказкам.
Иллюстрациями молодого художника заинтересовались в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Ведомство заказало серию акварелей к русским сказкам. Работая над этим заказом, Иван Яковлевич поехал в экспедицию в Вологодскую губернию. На этом его экспедиции не закончились.
Позже Русский музей предложил художнику поучаствовать в пополнении коллекции музея. Так И. Билибин вновь отправился на Север. Он продолжал открывать для себя мир русской старины: «Для всякого русского исторического художника непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это – его Рим, это – главное место его специального художественного образования». Он собирал предметы быта не только для музея, но и для своей коллекции.
Увлечение фольклором привело И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина. Первой он проиллюстрировал «Сказку о царе Салтане». Его рисунки получились живыми и красочными. В иллюстрации к строчкам «Во время разговора он стоял позадь забора…» художник изобразил царя Салтана заглядывающим в окно. Рядом с царем стоит лохматый пес, обнюхивающий местность. Вся эта сценка выглядит живой и комичной. В иллюстрации с изображением пира поражает количество орнамента. В этом рисунке есть забавная сценка, как хмельной боярин пытается погладить черно-белого кота.
Другая иллюстрация к строчкам «Бочка по морю плывет» напоминает нам «Волну» японского графика Хокусая. И. Билибин был хорошо знаком с японской графикой. Он объединил в этих рисунках элементы народного орнамента, веяния господствующего в то время стиля «модерн», изобразительный язык японской графики и наивность русского лубка.
И. Билибин не просто создавал рисунки к произведениям. Он разрабатывал книги как объекты полиграфического искусства. Он работал над всем ансамблем книги: макетом, полями и шрифтами. Одной из самых выдающихся в его творчестве серий рисунков являются иллюстрации к «Сказке о золотом петушке». В книге всего лишь четыре страничных рисунка, один разворот, заставка и концовка. В каждом рисунке большое количество орнамента. Иллюстрации предельно нарядны. В этой серии окончательно сформировался его стиль. Художник называл свои работы «облагороженным лубком». Его иллюстрации хоть и похожи на народные книжные рисунки, но в них все же преобладает авторское начало.
Вслед за этими произведениями И. Билибин начал работу над сказкой «О рыбаке и рыбке». Но работа над ней так и не была закончена. И. Билибин разрабатывал иллюстрации и к другим произведениям. Работал художник до конца своей жизни.
И. Билибин создавал не только иллюстрации к произведениям, он также разрабатывал причудливые эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам по народным сказкам. Он повлиял на развитие книжной графики в нашей стране и открыл для нас мир русской старины. Его работами вдохновлялись многие советские мультипликаторы.