Новость опубликована 09/08/2024
Иллюстрации И.Я. Билибина к сказкам А.С. Пушкина

Иван Яковлевич Билибин был выдающимся книжным иллюстратором. Он создал свой «билибинский» мир русской сказки. Сегодня мы представляем многих героев народных сказок такими, какими их некогда изобразил Иван Яковлевич


Родился художник в 1876 году недалеко от Петербурга в поселке Тарховка. Его родители – Яков Иванович и Варвара Александровна – были людьми образованными и интеллигентными. Они проводили дома музыкальные вечера и посещали все крупные выставки живописи. Билибины – старинная фамилия. Иван Яковлевич вспоминал: «Мои предки – именитые калужские богачи-купцы. Значит, говорил во мне и приказывал голос крови. Только прислушавшись к нему, я потянулся к родной старине и ее образам».

Билибины жили в Петербурге. Воспитанием Ивана и его брата Александра занималась Варвара Александровна. Из-за болезни ноги маленький Иван не мог полноценно резвиться на улице и играть со своими сверстниками (хромать художник будет всю свою жизнь). Свободное время маленький мальчик посвящал рисованию и книжкам.

После окончания гимназии И. Билибин поступил по велению отца на юридический факультет. Яков Иванович считал, что рисованием невозможно прокормить семью. Но Иван все равно продолжал заниматься живописью. В 1898 году он отправился в Мюнхен. Там он прошел небольшой курс обучения в мастерской художника Антона Ашбе. Своим друзья он тогда писал: «Работаю я как вол, серьезно и основательно. Свобода действий тут полная, хочешь писать – пиши; рисовать – рисуй».

После возвращения в Петербург Иван Яковлевич поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина. Занятия  юриспруденцией отошли на второй план. Творчество Ильи Ефимовича он оценивал высоко: «…главным кудесником, первым богатырем был все же, конечно, Репин, высшее существо, выжегшее каленым железом, своим Иваном Грозным, неизгладимый след на всю жизнь».

И. Билибин оказался прирожденным графиком. Зимой 1898/99 года он побывал на выставке Виктора Васнецова в Академии художеств. Главным произведением на этой выставке были знаменитые «Богатыри». Художник позже вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа». Под впечатление от выставки он начнет создавать свои первые акварельные иллюстрации к русским сказкам.

Иллюстрациями молодого художника заинтересовались в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Ведомство заказало серию акварелей к русским сказкам. Работая над этим заказом, Иван Яковлевич поехал в экспедицию в Вологодскую губернию. На этом его экспедиции не закончились.

Позже Русский музей предложил художнику поучаствовать в пополнении коллекции музея. Так И. Билибин вновь отправился на Север. Он продолжал открывать для себя мир русской старины: «Для всякого русского исторического художника непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это – его Рим, это – главное место его специального художественного образования». Он собирал предметы быта не только для музея, но и для своей коллекции.

Увлечение фольклором привело И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина. Первой он проиллюстрировал «Сказку о царе Салтане». Его рисунки получились живыми и красочными. В иллюстрации к строчкам «Во время разговора он стоял позадь забора…» художник изобразил царя Салтана заглядывающим в окно. Рядом с царем стоит лохматый пес, обнюхивающий местность. Вся эта сценка выглядит живой и комичной. В иллюстрации с изображением пира поражает количество орнамента. В этом рисунке есть забавная сценка, как хмельной боярин пытается погладить черно-белого кота.

Другая иллюстрация к строчкам «Бочка по морю плывет» напоминает нам «Волну» японского графика Хокусая. И. Билибин был хорошо знаком с японской графикой. Он объединил в этих рисунках элементы народного орнамента, веяния господствующего в то время стиля «модерн», изобразительный язык японской графики и наивность русского лубка.

И. Билибин не просто создавал рисунки к произведениям. Он разрабатывал книги как объекты полиграфического искусства. Он работал над всем ансамблем книги: макетом, полями и шрифтами. Одной из самых выдающихся в его творчестве серий рисунков являются иллюстрации к «Сказке о золотом петушке». В книге всего лишь четыре страничных рисунка, один разворот, заставка и концовка. В каждом рисунке большое количество орнамента. Иллюстрации предельно нарядны. В этой серии окончательно сформировался его стиль. Художник называл свои работы «облагороженным лубком». Его иллюстрации хоть и похожи на народные книжные рисунки, но в них все же преобладает авторское начало.

Вслед за этими произведениями И. Билибин начал работу над сказкой «О рыбаке и рыбке». Но работа над ней так и не была закончена. И. Билибин разрабатывал иллюстрации и к другим произведениям. Работал художник до конца своей жизни.

И. Билибин создавал не только иллюстрации к произведениям, он также разрабатывал причудливые эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам по народным сказкам. Он повлиял на развитие книжной графики в нашей стране и открыл для нас мир русской старины. Его работами вдохновлялись многие советские мультипликаторы.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться