Новость опубликована 22/08/2024
Сергей Козлов. Писатель-сказочник, автор «Ежика в тумане»

К 85-летию со дня рождения детского писателя


Культовый статус мультипликационного «Ёжика в тумане» режиссера Юрия Норштейна давно не вызывает сомнения у мировой кинематографической общественности, но не все знают, что знаменитая анимационная лента снята по одноименному рассказу советского и российского писателя-сказочника, поэта и сценариста Сергея Козлова.

Человеческая личность формируется в детские годы. Многие факторы влияют на особенности характера и дальнейшую жизнь человека. Конечно же, в первую очередь это родительское воспитание, но также большое значение имеют фильмы и книги, просмотренные и прочитанные ребенком. Многие дружелюбные, сострадательные, веселые, мечтающие, любящие, добрые и умные люди стали такими под влиянием книг, написанных Сергеем Козловым, и мультфильмов, снятых по сценариям этого талантливого автора.

Детские годы и первые произведения

О настоящем имени и фамилии автора знаменитых философских сказок о Ёжике и его друзьях нам ничего не известно, так как его младенчество прошло в детском доме. Установлено, что он родился 22 августа 1939 года в Москве. Тот самый столичный детдом, где оказался будущий писатель, находился в районе Таганки. Мальчика усыновили Григорий и Наталья Козловы. Они назвали ребенка Сергеем.

Изначальное семейное древо талантливого ребенка остается загадкой. Существует версия, что он попал в московский детдом с испанскими малышами, привезенными в СССР, когда началась Вторая мировая война. Это предположение было озвучено личным водителем отца Сергея. Мальчик подозревал, что живет с приемными родителями, но они ни разу не сказали ему об этом.

Школьник Сережа Козлов обладал творческими способностями. 8-классник уже писал стихотворения и занимался в литературном объединении «Магистраль».

16-летний Сергей потерял папу, который рано ушел из жизни. У него осталась мама. У женщины был сложный характер, который стал причиной их непростых отношений. Окончив школу, юноша устроился работать на завод, после чего трудился в типографии в качестве наборщика, а позже ездил на паровозе, осваивая профессию кочегара. Недолго Сергей преподавал пение школьникам. Также он ходил в геологические экспедиции и проводил экскурсии по музею-заповеднику А. С. Пушкина «Михайловское».

Много времени талантливый парень уделял сочинению стихов. Он мечтал поступить в Литературный институт. С матерью Сергей так и не ужился, поэтому в 21 год покинул дом и добрался до Киева, где работал над своей первой сказкой, которую напечатал один киевский журнал. Перед этим произведение было переведено на украинский язык. Позже оно вышло в «Огоньке» в оригинале.

В 1964 году Сергей снова оказался в Михайловском. Он хотел проводить экскурсии по музею-заповеднику А. С. Пушкина, благо подобный опыт у него уже был, но на должность экскурсовода взяли другого человека, а вот вакансия гвоздодера была свободной, чем молодой человек и занялся. В 1965 году Сергей снова работал в «Михайловском» экскурсоводом, а издательство «Малыш» выпустило несколько его первых книжек с детскими сказками. До публикации «взрослых» стихов молодого автора дело не дошло. До сих пор поэзию Козлова не издали, а ведь он написал примерно тысячу стихотворений.

В 1966 году молодые советские писатели, включая героя нашего сегодняшнего рассказа, стали участниками поэтического «авиа-пробега», стартовавшего в советской столице и пронесшегося до Камчатки. Годом ранее талантливый молодой автор окончил Литературный институт имени М. Горького, где был студентом «поэтического» факультета. Свою дипломную работу он сдал в виде рукописи собственных стихотворений.

Сказочный мир Сергея Козлова

Над своими первыми сказками Козлов работал, начиная с 1960-х годов. Тогда же он придумал Медвежонка, Ёжика и Зайца, которые стали героями многих произведения Сергея Григорьевича. Он создал целый сказочный мир, подробно описав его в своих удивительных рассказах. Каждый зверек Козлова жил в собственном доме, уютном и теплом, с зимними запасами, натопленной печью, в которой красиво горел огонь, а за окном стучал дождь и шуршал ветер. Персонажи этих сказок ходили в гости, занимались приготовлением угощений – яблок, грибов, чая с медом. Когда стояла теплая погода, они совершали прогулки по речному берегу или садились в сумерках на крыльцо и наблюдали, как наступает темнота.

Сказочный мир, придуманный Козловым, невозможно себе представить без вполне естественного соседства правды и вымысла, смелости и трусости, настоящей дружбы и коварства. Читая его сказки, ребенок оказывается в волшебном мире, постигая его удивительные тайны. Он наблюдает за веселящимися летающими слонами и пингвинами, узнает о мечтах крокодила и необычном прошлом удава. Детям становится понятно, что вместе с настоящими друзьями можно свернуть горы.

Мультфильмы по сказкам Козлова

В 1972 году Сергей Козлов стал членом Союза писателей СССР, а в 1976 году поступил на Высшие режиссерские и сценаристские курсы. Дипломная работа автора была представлена сценарием «Новой старой сказки». Позже по нему режиссером Натальей Калашниковой на «Мосфильме» будет снята кинолента, отмеченная «Серебряным витязем» и тремя призами на международном фестивале «Сказка». Но мысли о «большом» кинематографе не возникали в голове Сергея Козлова.

В 1989 году вышла книга «Ёжик в тумане». Через три года издали сказку «Как Львенок и Черепаха пели песню». В этих книгах говорится о добре и вере в победу добра над злом.

Развитие тем и идей Сергея Козлова, выраженных в «Ёжике в тумане», произошло в знаменитом мультфильме режиссера Юрия Норштейна, который снял сказку для взрослых. В ней остро звучат лейтмотивы одиночества, как страшного явления, и настоящей дружбы – важного и прекрасного чувства. В экранной версии «Ёжика в тумане» показано, что красота и доброта – это истинные и незыблемые человеческие ценности.

История советской мультипликации 70-х годов связана с образами отдельной личности, ищущей свое место в обществе. Искусствовед Наталья Кривуля считает эту тему главной в мультфильме Юрия Норштейна. В своем отражении в колодце Ёжик увидел второе «я». Он обрел индивидуальность и осознал собственное тотальное одиночество. В тумане главный герой мультфильма потерялся и начал искать выход из «сумрака». Кривуля сравнивает его со «слепым проводником» с интуитивным, духовным зрением, которое помогает ему ориентироваться в туманной местности. Для него опорой стало дерево, своеобразное Мировое древо – некий ориентир в дороге.

Сергею Козлову принадлежит авторство и других сценариев к мультфильмам, героями которых стали его любимые герои Ёжик и Медвежонок. С середины 70-х годов в течение десяти лет их сняли режиссеры Алла Грачева, Юрий Бутырин и Наталья Марченкова. Впоследствии эти сценарии стали основой новых произведений Сергея Козлова, которые были изданы в виде отдельных книг.

Созданные после «Ёжика в тумане» мультфильмы были сняты другими творческими коллективами. По этой причине их звуковой и визуальный ряд имеет существенные отличия от анимационного шедевра Юрия Норштейна.

Семидесятилетнего автора «Ёжика в тумане» и других великолепных сказок и стихов не стало 9 января 2010 года. Он ушел из жизни в российской столице из-за воспаления легких. Сергея Козлова похоронили на участке 7г московского Троекуровского кладбища.

Сохранение памяти о нем, прежде всего, выражается в переиздании книг автора.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться