Новость опубликована 26/09/2024
И. П. Павлов и его учение

2022–2031 годы в России объявлены десятилетием науки и технологий


26 сентября 2024 года исполнилось 175 лет со дня рождения Ивана Петровича Павлова — выдающегося русского физиолога, лауреата Нобелевской премии, чьи работы заложили основы многих научных направлений, включая психофизиологию и поведенческую терапию.

Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849 — 27 февраля 1936) — русский ученый, биолог, физиолог, первый лауреат Нобелевской премии из России.

Он стал символом советской науки, совершил открытия в физиологии высшей нервной деятельности, кровообращения и пищеварения, имеющие огромное значение для науки. Признан первым физиологом мира.

Внес огромный вклад в развитие психологии и психиатрии, биологии, медицины и педагогики. 

Обосновал психофизиологию типов темперамента, объяснив хорошо знакомое всем деление на холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов.

«СОБАКА ПАВЛОВА»

Ранняя научная деятельность Павлова была сконцентрирована на изучении физиологии сердечно-сосудистой системы. В исследованиях на животных он постепенно избавился от наркоза и внедрил практику дрессировки, метод «хронического опыта». Такая практика позволила наблюдать реакции организма в более естественных условиях, без воздействия наркотических препаратов.

Постепенно изыскания Ивана Петровича все больше затрагивали пищеварительную систему и её связь с работой нервной системы. В те времена исследования в основном проводили на собаках, и у ученого был целый питомник. Он с уважением и заботой относился к своим подопытным, считал собаку лучшим домашним животным, которое подходит для экспериментов именно благодаря своему уму.

Проведя первую в истории успешную операцию по созданию фистулы у собаки, ученый наблюдал, как реагирует организм на постепенно выработавшиеся у животного привычные сигналы на прием пищи.

С помощью «мнимого кормления» он исследовал выделение пищеварительных ферментов и слюны у животного, ожидающего еду. Именно в этом эксперименте он обратил внимание на то, как у собаки выработались определенные рефлексы, изучил их особенности и создал понятие об условных и безусловных рефлексах, положив начало изучению физиологии высшей нервной деятельности.

Собаку приучали к реакции на световые сигналы, вырабатывая у нее необходимые рефлексы и поведенческие реакции. Именно от этого эксперимента пошло легендарное выражение «собака Павлова».

Именно И. П. Павлов — создатель метода условных рефлексов, в результате которого:

  • разработаны учения о механизмах мозговой и высшей нервной деятельности;
  • сформулировано понятие «условный рефлекс».

Павловым были проведены серии экспериментов, суть которых заключалась в следующем:

  • сочетание условного стимула и безусловной реакции приводит к появлению устойчивого новообразования с временным характером;
  • перед процессом кормления ученым был использован условный стимул — звуковой сигнал (световой сигнал);
  • если звук животному знаком, а еда не демонстрируется, то у него все равно происходит процесс слюноотделения.

По его инициативе на территории отстроенного под Ленинградом института был воздвигнут памятник собаке в «благодарность от человечества» за возможность совершить такие грандиозные открытия.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И. П. Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как:

  • формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов;
  • закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности;
  • открытие такого важного явления как торможение нервных процессов;
  • открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения.

Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И. П. Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

«Я убежден, что важный этап человеческого мышления будет достигнут, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно соединятся, когда мучительные конфликты или противоречия между моим сознанием и моим телом будут фактически разрешены или отброшены».

Огромную роль сыграло учение И. П. Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

В исследованиях И. П. Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы).

Наряду с этими исследованиями И. П. Павловым были заложены теоретические основы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий головного мозга.

Эти исследования позволили И. П. Павлову сформулировать важнейшую отличительную особенность в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не только первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы – основы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

Главные труды

  • Общественно-научные статьи. Статьи по физиологии кровообращения. Статьи по физиологии нервной системы
  • Лекции, статьи, выступления по физиологии пищеварения
  • Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных — условные рефлексы
  • Лекции о работе больших полушарий головного мозга
  • Статьи по различным разделам физиологии. Выступления в прениях, речи. Автобиография. Мои воспоминания
  • Статьи по вопросам физиологии пищеварения
  • Лекции о работе главных пищеварительных желез; Статьи по вопросам физиологии пищеварения
  • О рефлекторном торможении слюноотделения
  • О сосудистых центрах в спинном мозгу. Важнейшие современных работы по иннервации сосудов и кровообращению вообще
  • Условный рефлекс
  • «Настоящая физиология» головного мозга

Научное наследие И. П. Павлова в значительной мере определило облик физиологии ХХ века и направление её развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.


Поделиться
Нравится
Отправить
Поделиться