2022–2031 годы в России объявлены десятилетием науки и технологий
26 сентября 2024 года исполнилось 175 лет со дня рождения Ивана Петровича Павлова — выдающегося русского физиолога, лауреата Нобелевской премии, чьи работы заложили основы многих научных направлений, включая психофизиологию и поведенческую терапию.
Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849 — 27 февраля 1936) — русский ученый, биолог, физиолог, первый лауреат Нобелевской премии из России.
Он стал символом советской науки, совершил открытия в физиологии высшей нервной деятельности, кровообращения и пищеварения, имеющие огромное значение для науки. Признан первым физиологом мира.
Внес огромный вклад в развитие психологии и психиатрии, биологии, медицины и педагогики.
Обосновал психофизиологию типов темперамента, объяснив хорошо знакомое всем деление на холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов.
«СОБАКА ПАВЛОВА»
Ранняя научная деятельность Павлова была сконцентрирована на изучении физиологии сердечно-сосудистой системы. В исследованиях на животных он постепенно избавился от наркоза и внедрил практику дрессировки, метод «хронического опыта». Такая практика позволила наблюдать реакции организма в более естественных условиях, без воздействия наркотических препаратов.
Постепенно изыскания Ивана Петровича все больше затрагивали пищеварительную систему и её связь с работой нервной системы. В те времена исследования в основном проводили на собаках, и у ученого был целый питомник. Он с уважением и заботой относился к своим подопытным, считал собаку лучшим домашним животным, которое подходит для экспериментов именно благодаря своему уму.
Проведя первую в истории успешную операцию по созданию фистулы у собаки, ученый наблюдал, как реагирует организм на постепенно выработавшиеся у животного привычные сигналы на прием пищи.
С помощью «мнимого кормления» он исследовал выделение пищеварительных ферментов и слюны у животного, ожидающего еду. Именно в этом эксперименте он обратил внимание на то, как у собаки выработались определенные рефлексы, изучил их особенности и создал понятие об условных и безусловных рефлексах, положив начало изучению физиологии высшей нервной деятельности.
Собаку приучали к реакции на световые сигналы, вырабатывая у нее необходимые рефлексы и поведенческие реакции. Именно от этого эксперимента пошло легендарное выражение «собака Павлова».
Именно И. П. Павлов — создатель метода условных рефлексов, в результате которого:
- разработаны учения о механизмах мозговой и высшей нервной деятельности;
- сформулировано понятие «условный рефлекс».
Павловым были проведены серии экспериментов, суть которых заключалась в следующем:
- сочетание условного стимула и безусловной реакции приводит к появлению устойчивого новообразования с временным характером;
- перед процессом кормления ученым был использован условный стимул — звуковой сигнал (световой сигнал);
- если звук животному знаком, а еда не демонстрируется, то у него все равно происходит процесс слюноотделения.
По его инициативе на территории отстроенного под Ленинградом института был воздвигнут памятник собаке в «благодарность от человечества» за возможность совершить такие грандиозные открытия.
В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И. П. Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как:
- формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов;
- закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности;
- открытие такого важного явления как торможение нервных процессов;
- открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения.
Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И. П. Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.
«Я убежден, что важный этап человеческого мышления будет достигнут, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно соединятся, когда мучительные конфликты или противоречия между моим сознанием и моим телом будут фактически разрешены или отброшены».
Огромную роль сыграло учение И. П. Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
В исследованиях И. П. Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы).
Наряду с этими исследованиями И. П. Павловым были заложены теоретические основы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий головного мозга.
Эти исследования позволили И. П. Павлову сформулировать важнейшую отличительную особенность в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не только первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы – основы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.
Главные труды
- Общественно-научные статьи. Статьи по физиологии кровообращения. Статьи по физиологии нервной системы
- Лекции, статьи, выступления по физиологии пищеварения
- Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных — условные рефлексы
- Лекции о работе больших полушарий головного мозга
- Статьи по различным разделам физиологии. Выступления в прениях, речи. Автобиография. Мои воспоминания
- Статьи по вопросам физиологии пищеварения
- Лекции о работе главных пищеварительных желез; Статьи по вопросам физиологии пищеварения
- О рефлекторном торможении слюноотделения
- О сосудистых центрах в спинном мозгу. Важнейшие современных работы по иннервации сосудов и кровообращению вообще
- Условный рефлекс
- «Настоящая физиология» головного мозга
Научное наследие И. П. Павлова в значительной мере определило облик физиологии ХХ века и направление её развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.