В жизни каждого художника были люди – яркие авторитеты, на мнение которых художники опирались
Наставничество в жизни творческого человека имеет большое значение. В истории русского искусства есть три великих художника – Иван Крамской, Илья Репин и Валентин Серов. Они были опытными учителями и надежными наставниками. О них мы сегодня расскажем.
Иван Николаевич Крамской был выдающимся художником-мыслителем и художником-психологом. Он возглавлял знаменитый «бунт четырнадцати» 1863 года и был одним из идеологов Товарищества передвижных художественных выставок. Его картина «Христос в пустыне» имеет большое значение в истории русской живописи. В этом произведении Иван Николаевич тонко передал переживания Христа.
В 1882 году потрет Ивана Крамского написал Илья Ефимович Репин. Перед И. Репиным стояла сложная задача – написать портрет своего главного учителя, на чьи взгляды и размышления он опирался. Илья Ефимович передал строгий и пронзительный взгляд Ивана Николаевича. Даже долго рассматривая этот портрет, складывается впечатление, что от взгляда Ильи Ефимовича невозможно скрыться. Картина решена в сдержанной и монохромной палитре.
Илья Ефимович начал заниматься у Ивана Крамского в том самом знаменитом 1863 году, когда произошел «бунт четырнадцати». Занятия проходили в рисовальной школе при Обществе Поощрения художников. Илья Ефимович вспоминал о первой встрече с И. Крамским так: «Я увидел худощавого человека в черном сюртуке, входившего твердой походкой в класс… Какие глаза. Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся».
Илья Ефимович сам стал выдающимся художником. Он написал огромное количество самых разноплановых картин. Среди его полотен невозможно выбрать одно произведение, которое могло хоть как-то охарактеризовать его творчество. Он написал такие картины, как «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
И. Репин был «титаном» своего времени. Свой опыт он передал не менее значимому художнику – Валентину Александровичу Серову. В. Серов попал на обучение к Илье Ефимовичу при необычных обстоятельствах. Мама юного Валентина Серова привезла его в Париж и попросила И. Репина, который на тот момент жил там, дать ее мальчику уроки. Репин, оценив талант маленького Валентина, согласился его обучать.
Жизнь много раз сталкивала этих великих художников. Валентин Серов написал портрет своего учителя в 1892 году. Наблюдательность Серова позволила ему передать особенности характера Репина, его индивидуальность. Взгляд Репина на портрете сосредоточенный и задумчивый. «Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования», – говорил И. Репин о В. Серове.
Валентин Серов был новатором в истории русской живописи. Как и Репин, он был разноплановым художником. Он тонко передавал непростую, но трогательную жизнь русского крестьянства, был замечательным анималистом. Самая знаменитая картина Валентина Серова, которую он написал в 18 лет, является шедевром русского искусства – это «Девочка с персиками». Еще одно не менее известное произведение – «Портрет Иды Рубинштейн» – Валентин Серов написал за год до смерти в возрасте 46 лет. Его учитель и друг Илья Репин пережил его почти на 20 лет.
Серов сам был учителем и передал свои знания уже другим художникам. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Константин Юон.
От одного художника передаются знания и опыт другим. Благодаря этому развивается русская живопись и обогащается новыми идеями и взглядами.