15 мая 1942 года в небо над Свердловском впервые поднялся истребитель с реактивным двигателем. За штурвалом был летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи


15 мая 1942 года капитан Г. Я. Бахчиванджи впервые в Советском Союзе совершил полет на реактивном самолете БИ-1. Это стало началом реактивной авиации в СССР.

Летчик-испытатель совершил семь таких полётов, но 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта Бахчиванджи погиб. За отвагу и мужество, проявленные в боях за Родину и во время испытаний новой техники Г. Я. Бахчиванджи был награжден орденом Ленина. В апреле 1973 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В Екатеринбурге имя Бахчиванджи носит улица в поселке Кольцово. На этой улице стоит бронзовый бюст героя (скульпторы В. Грачёв и В. Грачёва).

А на площади аэропорта Кольцова есть памятник первому отечественному самолёту БИ-1, который когда-то взмыл в воздух с взлетной полосы аэропорта Кольцово. Самолет-памятник изготовлен по рассекреченным чертежам настоящего БИ-1.

 

Об этом можно прочитать в книге:

Войтенко, А. А. Пьедесталы бессмертия : памятники и памятные места Великой Отечественной войны Свердловска-Екатеринбурга / Анатолий Войтенко. - Екатеринбург : Пре-пресс бюро "Генри Пушель", 2010. - 191 с.