15 мая 1942 года на аэродроме "Кольцово" состоялся первый в СССР полет самолета с ракетным двигателем - БИ-1.


В годы Великой Отечественной войны в Свердловск было эвакуировано много научных организаций из Москвы и Ленинграда, в том числе - НИИ ВВС (в поселке Кольцово) , Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е.Жуковского (во Дворце пионеров).

Конструкторское бюро В.Ф.Болховитинова, обосновавшееся в пос. Билимбай, работало над созданием самолета с реактивным двигателем. В апреле 1942 г. первый самолет был доставлен из Билимбая в пос. Кольцово для испытаний.

Испытательный полет должен был совершить летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи.

Летчик-испытатель Г.Я.Бахчиванджи

Б.Е.Черток, ученый, конструктор космических аппаратов, в книге "Ракеты и люди" так описывает события мая 1942 года:

"Рев двигателя над затихшим аэродромом и яркий факел возвестили начало новой эры. Сотни людей 15 мая 1942 года наблюдали, как самолет стал быстро разбегаться по взлетной полосе. Он мягко оторвался от земли и взлетел с резким набором высоты...

Весь полет продолжался 3 минуты 9 секунд. За 60 секунд была достигнута высота 840 м при максимальной скорости 400 км/ч..."

Первый ракетный самолет БИ-1

Истребитель БИ-1 (Березняк, Исаев - конструкторы самолета) открыл новую эру - эру реактивной авиации.