20 июля исполняется 115 лет со дня рождения Ольги Ивановны Егоровой (1900 - 1984), оперной певицы, заслуженной артистки РСФСР, профессора Уральской государственной консерватории.
В 1933 году впервые свердловчане услышали новую молодую певицу Ольгу Ивановну Егорову, которая сразу же заявила о себе как певица высокой музыкально-сценической культуры. Свердловскую оперу в этот период украшали замечательные мастера пения. Профессионализм, широкий музыкальный кругозор и общая культура позволили певице занять ведущее положение.
Немногим более 10 лет она проработала на сцене оперы, но за этот сравнительно небольшой срок спела 16 основных партий лирико-драматического плана. Ее репертуар украшали сложнейшие партии в русских и западных классических операх. Она создала немало интересных образов. Лиза и Ярославна, Аида и Тоска, Маша и Сантуцца.
О.Егорова родилась 20 июля 1900 года в Краснодаре. С детства ее окружала музыка: мать была сельской учительницей и играла на фортепиано. Она сумела привить детям горячую любовь к музыке и искусству, которому Ольга Ивановна и посвятила потом всю свою жизнь. Она работала в оперных театрах Саратова, Киева, Перми, а с 1933 года в Свердловске.
В Свердловский оперный театр О.И.Егорова пришла уже со своим репертуаром, который здесь продолжает пополняться и расширяться.
Как вспоминает О.И.Егорова, замечательные певцы, дирижеры, режиссёры оказали большое влияние на ее творческую судьбу, помогли ее совершенствованию как певицы. Очень много дала ей совместная работа с дирижером А.Пазовским, который прежде всего требовал от певца вдумчивого отношения к созданию образа, в то же время умело направлял его. А.Пазовский не терпел вольного прочтения текста, требуя точного следования композитору. Он контролировал весь подготовительный процесс работы певца над ролью.
Вереница русских образов была создана О.Егоровой в операх Чайковского. Это страстная Лиза и гордая Настасья, мечтательная Татьяна и нежная Иоланта. Ее исполнение отличалось глубокой правдивостью и верным ощущением стиля композитора.
С большой теплотой вспоминает О.И.Егорова о своей работе над созданием музыкального и сценического образа Маши из оперы Направника «Дубровский». Это принесло ей много радости. Партия Маши давала богатый материал для певицы, взволнованность музыки требовала большой эмоциональности, русской широты и плавности мелодики. Над этим много и упорно трудилась артистка и достигла больших успехов.
Слушатели и пресса по достоинству оценили ее труд «Вокальное и сценическое мастерство О.Егоровой помогло артистке создать волнующий образ Маши. Едва зарождающееся чувство ее быстро превращается в сильный порыв самозабвенной, жертвенной любви».
Немало ярких, волнующих образов создала певица в советских операх. Ей работы отличала глубина и содержательность. Она с успехом спела Лушку в «Поднятой целине» Дзержинского, Ульяну в «Емельяне Пугачеве» Коваля. Исполнение ею партии Катерины в опере уральского композитора В.Трамбицкого «Гроза» стало поистине большим творческим достижением певицы. «Исполнительница центральной роли оперы О.И.Егорова сумела создать глубокий и запоминающийся образ Катерины. Свою сложную партию Егорова исполняет с большим вокальным совершенством».
Безусловно, все эти достижения стали возможны в результате хорошей вокальной школы, которую она получила, занимаясь у выдающегося советского педагога, засл. деятеля искусств РСФСР, доктора искусствоведения, профессора Е.Е.Егорова. В 1948 году она была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
Говоря о достижениях О.И.Егоровой в области оперного искусства, нельзя не вспомнить, что она была и замечательной камерной певицей. Ее программы отличались большой продуманностью, оригинальностью и ясностью стиля. Работе над камерной музыкой она уделяла много времени и внимания, считая ее очень важной и для своего роста в качестве оперной певицы. Свердловчанам, любителям камерного пения, она открыла не одно замечательное, незаслуженно забытое произведение. Хочется, например, вспомнить интересный «Вечер французской и испанской музыки» 29 ноября 1959 года, где впервые прозвучали многие неизвестные произведения французских и испанских композиторов ХУШ-ХГХ столетий. «Отлично прозвучали полные строгой красоты испанские народные напевы «Жалоба» и «Песнь пастуха». Но в особенности ярко, талантливо были спеты песни из цикла композитора де Фалья — исполненная бурного порыва «Мурсийская сегедилья», нежное «Бай-бай» и огневая «Хота».
Еще будучи солисткой оперы, она начала и свою педагогическую деятельность. 20 апреля 1948 года состоялся прощальный спектакль заслуженной артистки РСФСР О.И.Егоровой, она исполнила сцены из любимых партий и перешла на педагогическую работу в Уральскую государственную консерваторию, где и работала более 25 лет, являясь ведущим профессором. Она многие годы бессменно заведовала кафедрой сольного пения, сочетая это с большой концертной, научной и педагогической деятельностью.
Выпускники О.И.Егоровой работают в различных городах нашей страны.
Ее статьи о заслуженном деятеле искусств РСФСР докторе искусствоведения профессоре Е.Е.Егорове и о Заслуженном деятеле искусств РСФСР В.Г.Ухове представляют научный интерес. «Постоянный кипучий труд и энергия Ольги Ивановны -пример, достойный подражания для нашей творческой молодежи».
Из киниги Н.И.Курлапова "Созвездие мастеров Екатеринбургской оперы". 1999