20 июля исполняется 115 лет со дня рождения Ольги Ивановны Егоровой (1900 - 1984), оперной певицы, заслуженной артистки РСФСР, профессора Уральской государственной консерватории.


В 1933 году впервые свердловчане услышали новую молодую певицу Ольгу Ивановну Егорову, которая сра­зу же заявила о себе как певица высокой музыкально-сценической культуры. Сверд­ловскую оперу в этот период украшали за­мечательные мастера пения. Профессиона­лизм, широкий музыкальный кругозор и об­щая культура позволили певице занять ве­дущее положение.

Немногим более 10 лет она проработа­ла на сцене оперы, но за этот сравнитель­но небольшой срок спела 16 основных партий лирико-драматического плана. Ее репертуар украшали сложнейшие партии в русских и западных классических опе­рах. Она создала немало интересных образов. Лиза и Ярославна, Аида и Тоска, Маша и Сантуцца.

О.Егорова родилась 20 июля 1900 года в Краснодаре. С детства ее окружала музы­ка: мать была сельской учительницей и иг­рала на фортепиано. Она сумела привить детям горячую любовь к музыке и искусст­ву, которому Ольга Ивановна и посвятила потом всю свою жизнь. Она работала в опер­ных театрах Саратова, Киева, Перми, а с 1933 года в Свердловске.

В Свердловский оперный театр О.И.Его­рова пришла уже со своим репертуаром, который здесь продолжает пополняться и рас­ширяться.

Как вспоминает О.И.Егорова, за­мечательные певцы, дирижеры, режиссёры оказали большое влияние на ее творческую судьбу, помогли ее совершенствованию как певицы. Очень много дала ей совместная работа с дирижером А.Пазовским, который прежде всего требовал от певца вдумчивого отношения к созданию образа, в то же вре­мя умело направлял его. А.Пазовский не тер­пел вольного прочтения текста, требуя точ­ного следования композитору. Он контроли­ровал весь подготовительный процесс рабо­ты певца над ролью.

Вереница русских образов была создана О.Егоровой в операх Чайковского. Это страс­тная Лиза и гордая Настасья, мечтательная Татьяна и нежная Иоланта. Ее исполнение отличалось глубокой правдивостью и верным ощущением стиля композитора.

С большой теплотой вспоминает О.И.Его­рова о своей работе над созданием музы­кального и сценического образа Маши из оперы Направника «Дубровский». Это при­несло ей много радости. Партия Маши да­вала богатый материал для певицы, взвол­нованность музыки требовала большой эмоциональности, русской широты и плавности мелодики. Над этим много и упорно труди­лась артистка и достигла больших успехов.

Слушатели и пресса по достоинству оцени­ли ее труд «Вокальное и сценическое мас­терство О.Егоровой помогло артистке со­здать волнующий образ Маши. Едва зарож­дающееся чувство ее быстро превращается в сильный порыв самозабвенной, жертвен­ной любви».

Немало ярких, волнующих образов со­здала певица в советских операх. Ей ра­боты отличала глубина и содержатель­ность. Она с успехом спела Лушку в «Под­нятой целине» Дзержинского, Ульяну в «Емельяне Пугачеве» Коваля. Исполнение ею партии Катерины в опере уральского композитора В.Трамбицкого «Гроза» стало поистине большим творческим дости­жением певицы. «Исполнительница цент­ральной роли оперы О.И.Егорова сумела создать глубокий и запоминающийся об­раз Катерины. Свою сложную партию Его­рова исполняет с большим вокальным со­вершенством».

Безусловно, все эти достижения стали возможны в результате хорошей вокальной школы, которую она получила, занимаясь у выдающегося советского педагога, засл. де­ятеля искусств РСФСР, доктора искусство­ведения, профессора Е.Е.Егорова. В 1948 году она была удостоена звания заслужен­ной артистки РСФСР.

Говоря о достижениях О.И.Егоровой в области оперного искусства, нельзя не вспом­нить, что она была и замечательной камер­ной певицей. Ее программы отличались боль­шой продуманностью, оригинальностью и ясностью стиля. Работе над камерной музы­кой она уделяла много времени и внимания, считая ее очень важной и для своего роста в качестве оперной певицы. Свердловчанам, любителям камерного пения, она открыла не одно замечательное, незаслуженно забытое произведение. Хочется, например, вспомнить интересный «Вечер французской и испанс­кой музыки» 29 ноября 1959 года, где впер­вые прозвучали многие неизвестные произ­ведения французских и испанских компози­торов ХУШ-ХГХ столетий. «Отлично прозву­чали полные строгой красоты испанские на­родные напевы «Жалоба» и «Песнь пасту­ха». Но в особенности ярко, талантливо были спеты песни из цикла композитора де Фалья — исполненная бурного порыва «Мурсийская сегедилья», нежное «Бай-бай» и ог­невая «Хота».

Еще будучи солисткой оперы, она начала и свою педагогическую деятельность. 20 апреля 1948 года состоялся прощальный спектакль заслуженной артистки РСФСР О.И.Егоровой, она исполнила сцены из лю­бимых партий и перешла на педагогическую работу в Уральскую государственную консерваторию, где и работала более 25 лет, яв­ляясь ведущим профессором. Она многие годы бессменно заведовала кафедрой сольно­го пения, сочетая это с большой концертной, научной и педагогической деятельностью.

Выпускники О.И.Егоровой работают в различных городах нашей страны.

Ее статьи о заслуженном деятеле ис­кусств РСФСР докторе искусствоведения профессоре Е.Е.Егорове и о Заслуженном деятеле искусств РСФСР В.Г.Ухове пред­ставляют научный интерес. «Постоянный кипучий труд и энергия Ольги Ивановны -пример, достойный подражания для нашей творческой молодежи».

Из киниги Н.И.Курлапова "Созвездие мастеров Екатеринбургской оперы". 1999