ФРОЛОВ Маркиан Петрович (1892-1944)

Советский композитор, пианист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).

Маркиан Фролов родился 6 декабря 1892 года в Бобруйске в семье служащего. В 1921 году окончил Киевскую консерваторию, в 1924-м - Петербургскую консерваторию. Класс фортепиано проходил у Н.Н.Позняковской, Ф.М.Блуменфельда, класс композиции - у С.С.Богатырева и Р.М.Глиэра.
С 1924 года начал концертную и педагогическую деятельность в Киевской консерватории и музыкально-драматическом институте.
С 1928 по 1934 годы - преподавал класс фортепиано и теоретические предметы в Свердловском музыкальном техникуме, в 1934-1937 и 1943-1944 годах был директором Свердловской консерватории, с 1935 года заведовал кафедрой композиции. Выступал с оркестром под управлением Палицина в Свердловском театре оперы и балета и многих других. Исполнял классические произведения Р.Шумана, Ф.Листа, Ф.Шопена, А.Н.Скрябина, а также свои собственные.
Председатель правления Свердловского отделения Союза композиторов РСФСР (1932-1944).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).

Произведения: концерт для фортепиано с оркестром (1924), оратория «Поэма об Урале» (1936), первая бурятская опера «Энхе-Булат-Батор» («Энхе - стальной богатырь») по мотивам бурятского национального эпоса (1940),1943 г. - увертюра на две бурят-монгольские и монгольские темы (1943), симфоническая картина «Седой Урал», камерно-инструментальные сочинения.

30 октября 1944 года Маркиан Петрович ушел из жизни.
28 июня 1984 года по решению Свердловского горисполкома на здании консерватории установлена мемориальная доска.

Библиография:

  • Мезрина В. М., Сокольская Ж. П. Фролов Маркиан Петрович // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 566.
  • Фролова С. М. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 3-15.
  • Фролова С. М. , Сокольская Ж. А. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998. С. 73-85.
  • Марченко Л. У истоков уральской композиторской школы: Сб. тр. / Муз. пед. ин-т. М., 1978. Вып. 37. С. 29-47.

По материалам из архивов
Библиотеки Главы Екатеринбурга


"...В 1928 г. Маркиан Петрович получает приглашение быть преподавателем Свердловского музыкального техникума и вместе с женой и маленькой дочерью перебирается на Урал. Почувствовав огромные потенции города, вдохновленный грандиозным размахом промышленного, научного и культурного строительства, М.П.Фролов с энтузиазмом берет на себя миссию организатора музыкальной инфраструктуры Свердловска.

В центре уральского периода биографии композитора - открытие в 1934 г. консерватории и руководство новым высшим учебным заведением. Войдя в первую десятку музыкальных вузов СССР, Свердловская консерватория первой в Урало-сибирском регионе стала высшим звеном музыкального образования. В отдаленном от центра крае она реально увенчала ту «трехступенную систему» музыкальных учебных заведений, идею которой разрабатывал Б.Л.Яворский. Будучи учеником Болеслава Леопольдовича, Маркиан Фролов сумел ее осуществить на деле. Он не только вычленил из структуры музыкального техникума Свердловска младшее звено, но и помог сформировать - в пределах одного города - все три, преемственно связанные между собой ступени музыкального образования.

Для обеспечения консерватории преподавательскими кадрами М.П.Фролов активно использует свои ленинградские и киевские связи, неустанно и вполне результативно агитируя бывших коллег переезжать на Урал и работать в молодом вузе. Сам Маркиан Петрович вынужден был поначалу вести целый спектр дисциплин: композицию и фортепиано, предметы историко-теоретического цикла. Все первые годы он являлся еще и заведующим кафедрой композиции и теории музыки.
Не прекращал Маркиан Петрович и писать музыку: уральскую тему продолжила симфоническая картина «Седой Урал», написанная в 1936 г., - в год открытия филармонии, создание которой тоже не обошлось без его участия.
Черная полоса 1937 г. едва не перечеркнула всю жизнь Маркина Петровича: известно, что яркие личности - те, кто был «на виду» - чаще всего оказывались жертвами сталинского террора. За исключением из партии и снятием с должности в те годы однозначно следовал арест, но М. Фролова спасли некоторые деятели из партийного руководства. Не отвернулись и верные ему сотрудники консерватории: на фотографиях конца 1930-х гг. Маркиан Петрович неизменно снят в тесном окружении консерваторских педагогов, морально поддерживающих главу вуза.

К 1939 г. положение Маркиана Петровича снова укрепляется. Он утвержден в звании профессора, возглавляет сформировавшееся в Свердловске отделение Союза композиторов и получает заказ из Бурятии на создание первой нацинальной оперы. Выезд с семьей в Улан-Удэ, изучение фольклора и увлеченная работа на новом, еще никем не тронутом материале приводит к успешному результату. Опера «Энхе - Булат-батор» по мотивам национального эпоса закончена в мае 1940 г. В том же году она была показана в Москве на открытии Декады бурят-монгольского искусства и стала знаковым сочинением для республики: ежегодно этой оперой открываются сезоны в оперном театре Улан-Удэ. За создание оперы М.П.Фролов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В Свердловске Маркиан Петрович возвращается к руководству кафедрой и к преподавательской деятельности. К этому времени в его классе по композиции появляются первые выпускники. Среди них есть уральцы - Б.Д.Гибалин, Г.Н.Белоглазов, Н.М.Хлопков и буряты - Д.Д.Аюшеев, Б.Б.Ямпилов, Ж.А.Батуев, ставшие основателями национальной композиторской школы Бурятской АССР.

В годы Великой Отечественной войны, когда в трудных и стесненных условиях в одном здании работали сразу две консерватории - Свердловская и Киевская, гостепреимный дом Фроловых часто бывал местом сердечных встреч со знакомыми киевлянами. Особенно теплые отношения связывали Маркиана Петровича с его педагогом по композиции Р.М.Глиэром, которому он всячески старался помочь в период вынужденного пребывания в эвакуации. Понимание необходимости поддержать силы и мужество соотечественников стимулировало в военное время творческую активность М.П.Фролова. Он пишет поэму-кантату «Русь» для хора, солистов и симфонического оркестра, хор «Отчизна», песни «Клятва уральцев», «Уральцы бьются здорово», «Письмо с Урала».

В 1943 г. после освобождения Киева украинская консерватория возвращается на родину, и М.П.Фролов снова назначается ректором. Его главным делом в этот, вторичный период руководства вузом стало создание при консерватории национальных студий: башкирской, бурятской, якутской.

Студии были открыты в 1944 г. - в год десятилетия вуза. Однако сам ректор был уже смертельно болен. Осенью юбилейного учебного года общевузовское собрание проходит без него. Единодушный порыв коллектива, стремящегося поддержать Маркина Петровича, вылился в общее письмо, адресованное ему в больницу. Трогают строки сочувствия и обещание «...устранить все недостатки, чтобы Свердловская консерватория, для которой Вы так много сделали, заняла достойное место в семье музыкальных вузов нашей страны».
Маркиан Петрович ушел из жизни 30 октября 1944 г., думается, уверенный в будущем росте и развитии музыкального вуза - флагмана продвижения высшего музыкального образования на огромном пространстве Урало-Сибирского региона страны. Подвижничество, чувство долга, смелость, воля, самоотдача и благородная цель - вот те слагаемые, которые стали определяющими на пике судьбы Маркиана Петровича Фролова и нашли свое приложение в осуществлении главного дела его жизни - открытии Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского"...

По материалам книги
"Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского. 75 лет истории"