КОПАНЕВ Валерий Анатольевич (1947—2010)
Копанев Валерий Анатольевич ( 27 марта 1947 г. - 23 мая 2010 г.) родился в поселке Юрья Кировской
области, в семье новой советской интеллигенции. Получил прекрасное профессиональное образование: Кировское училище искусств
(1966 г. класс Вл.Гребенкина), музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1971 г.) и ассистентуру-стажировку в Уральской
Государственной Консерватории (1977 г. у проф. Г.П.Рогожниковой) по специальности «хоровое дирижирование».
В Москве ему посчастливилось учиться у выдающегося музыканта А.А.Юрлова, с которым, будучи старшекурсником «гнесинки», В.Копанев
два года работал хормейстером в Республиканской академической русской хоровой капелле. Именно от своего знаменитого Учителя он
впитал самые ценные профессиональные качества, а главное - беззаветную преданность хоровому искусству.
Позднее, в начале 70-х гг. была недолгая, но интересная работа хормейстером в Абхазской хоровой капелле г. Сухуми, а во время
армейской службы - в Ансамбле песни и пляски Группы Советских войск в Германии.
Всю свою дальнейшую творческую жизнь В.А.Копанев всегда сочетал концертную и педагогическую работу. С 1971 г., являясь преподавателем
кафедры хорового дирижирования Уральской Государственной Консерватории им. М.П.Мусоргского, он руководил учебными хорами и подготовил
с ними целый ряд программ из произведений Д.Шостаковича, Г.Свиридова, С.Танеева, С.Рахманинова, уральских композиторов.
С 1981 по 1988 годы В.А.Копанев, будучи главным хормейстером Свердловского академического театра оперы и балета им. А.В.Луначарского,
вел около 20 спектаклей и участвовал в постановке таких опер, как «Борис Годунов» Мусоргского, «Сказки Гофмана» Оффенбаха,
«Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пророк» Кобекина (спектакль получил Государственную премию), «Катерина Измайлова»
Шостаковича и др. С 1988 г. по 2010 г, работая сначала доцентом, а затем профессором кафедры пения и методики музыкального
воспитания СГПИ (ныне – УрГПУ), он передавал свой богатый практический опыт студентам и продолжал совершенствоваться как
дирижер-хоровик.
Свое любимое детище, плод огромного труда и таланта – хор «Доместик» В.А.Копанев создал в том же 1988 году, получив возможность
исполнять музыку, давно привлекавшую его как ученика А.Юрлова – духовную. За почти 18 лет своего существования этот коллектив
гастролировал в разных странах, неизменно демонстрируя высокий исполнительский уровень и преданность хоровому делу. Яркий
показатель профессиональных успехов – не только дипломы лауреатов, но и 13 записанных дисков, из которых 9 – духовные песнопения
(в переводе с греческого «доместик» - мастер церковного пения).
Список признанных заслуг В.А. Копанева немалый: Заслуженный деятель искусств России; лауреат Премии Губернатора Свердловской
области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (1998 г.); член Международной Федерации хоровой музыки;
профессор; основатель коллектива, подтверждающего статус г. Екатеринбурга как культурной столицы Урала; прекрасный знаток
хорового пения и т.д..
Но самое главное, В.А. Копанев – вдохновенный Музыкант и дирижер, превосходный педагог-вокалист, человек огромного музыкального
дара и энергии. Для него музыка – как воздух. Он не знал чувства усталости, когда прикасался к ней. В нем было главное – творческое
горение и самоотверженность. Так учил его жить и работать А.Юрлов. Воля, упорство, талант и каждодневный труд привели В.А. Копанева
к успеху в качестве дирижера и к победам созданного им коллектива на многих престижных конкурсах и фестивалях.
«Под его руководством хор звучит свободно и легко – это результат огромной повседневной работы» (из отзыва эстонского композитора
В. Тормиса). Многие музыканты-профессионалы отмечают особую, «европейскую» манеру звучания «Доместика». Это закономерно, поскольку
в основу вокальной методики В. Копанева положены достижения русской и итальянской школы пения. Отсюда – полетность, свобода,
стройность звучания (даже в тесситурно-сложных условиях) и в то же время – полнота и сочность красок, иногда – невероятная мощь.
По убеждению В. Копанева, главное в умении петь – всестороннее развитие певческого голоса и одухотворенное исполнение музыки.
В результате хорошая вокальная подготовка позволяет певцам хора легко справляться с техническими трудностями и сосредоточиваться
на художественной стороне – музыке. Как талантливый ученик своего учителя, В. Копанев тонко и филигранно выстраивал звуковую
ткань, прекрасно чувствуя возможности человеческого голоса и хорового ансамбля.
Вокально-методическая работа В.А. Копанева, безусловно, заслуживает изучения и популяризации.
С этой целью он давал мастер-классы для всех интересующихся, приглашал на репетиции своего коллектива и старался помочь
дирижерам-хоровикам повысить их профессиональную квалификацию. Этот музыкант готов был приоткрыть врата своего мастерства.
По материалам Екатеринбургского городского Дома музыки
и архивов Библиотеки Главы Екатеринбурга